О ходе реализации Стратегии развития судостроительной промышленности на период до 2020 года и на дальнейшую перспективу

Тезисы выступления министра промышленности и торговли РФ Виктора Христенко на заседании Совета Федерации 4 февраля 2009 г.

На 168 предприятиях cудпрома занято около 160 тысяч человек. Основные мощности сосредоточены на Северо-Западе России. Отрасль взаимодействует с более чем 2 тысячами предприятий-комплектаторов. Кроме того, более сотни частных предприятий занимаются судоремонтом. Основными видами конечной продукции, на которые должна ориентироваться отрасль являются:
• корабли, сделанные в рамках Гособоронзаказа и в рамках программы военно-технического сотрудничества;
• различные высокотехнологичные, наукоемкие суда гражданского назначения по государственному заказу – ледоколы, научно-исследовательские суда, специальные гражданские суда для МЧС и других ведомств, плавучие атомные электростанции;
• коммерческая гражданская продукция – платформы и другая морская техника для освоения шельфа;
• морские и речные суда для российских транспортных компаний.

К началу XXI века отечественное судостроение оказалось в крайне тяжелых условиях. Более 20 лет верфи не обновлялись и серьезные средства в модернизацию не вкладывались. При этом все, что когда-то делалось в Советском Союзе для развития гражданского судостроения, делалось на Украине.

Основные проблемы, которые препятствуют подъему производства на фоне растущего на протяжении последних лет спроса:
• исторически сложившаяся «оборонная» специализация и, вследствие этого, несоответствие масштаба и структуры производственного потенциала объему и структуре платежеспособного спроса.
• критическое состояние основных производственных фондов – их износ по отрасли составляет более 60%, низкое техническое оснащение предприятий и высокая трудоемкость производства. В отрасли отсутствует комплекс для строительства транспортных судов водоизмещением более 100 тыс. тонн (это наиболее востребованный гражданскими заказчиками тоннаж).
• недостаточное финансирование в предыдущий период науки увеличило отставание от промышленно развитых стран в области разработки новейших технологий.

В целях повышения конкурентоспособности отечественного судостроения утверждена Стратегия развития на период до 2020 г. Ее основная цель – создание нового конкурентоспособного облика отрасли на основе:
• развития научно-технического потенциала;
• оптимизации производственных мощностей;
• модернизации и технического перевооружения;
• совершенствования нормативно-правовой базы.

Для решения намеченных Стратегией задач выделяются три программных периода, рубежами для которых являются: ближний (2010 г.), средний (2015 г.) и дальний - 2020 и последующие годы.

Каждый период имеет свою специфику и ресурсное обеспечение. Решение задач, по принципу от «простого к сложному», с одной стороны, позволяет сосредоточить усилия на достижимых результатах, а с другой – обеспечивает сохранение перспективного видения проблемы и выбранного курса. Задача первого этапа, который мы сейчас рассматриваем – сохранение самой ценной части потенциала отрасли и закрепление на достигнутых ранее позициях. Кроме того, мы должны будем определиться с перечнем перспективных проектов, реализация которых станет возможной уже к концу 2010 г.

В последние годы произошел устойчивый рост объемов продаж. В 2008 г. – 150 млрд. рублей, прогнозный показатель в 2009 году – около 180 млрд. руб. В структуре продаж доминирует военная продукция, которая составляет около 70%. Доля продукции и услуг гражданского судостроения для отечественного рынка возросла за последний год на 70% и с учетом экспорта составляет 30% от общего выпуска. Год назад эта цифра была 20%. Производство гражданской продукции должно быть четко сориентировано на заполнение тех сегментов рынка, в которых она может быть востребованной и главное – конкурентоспособной. Ядро продуктового ряда составляют малосерийные, но при этом высокотехнологичные суда.

В начале четвертого квартала прошлого года совокупная потребность со стороны отечественных и зарубежных потребителей соответствовала ранее сделанным расчетам Стратегии и даже несколько превосходила их. Глядя на основную номенклатуру гражданской морской техники, можно отметить, что в настоящее время отечественная судостроительная промышленность выполняет разовые, но зато крупные заказы.

Федеральным бюджетом предусмотрено:
• выделение средств для капитализации ОАО «ОСК» в целях реализации проектов лизинга судов отечественной постройки;
• субсидии российским судовладельцам на возмещение части затрат на уплату лизинговых платежей на приобретение судов, изготовленных на российских верфях;
• субсидии организациям транспортного и рыбохозяйственного комплексов на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, на закупку судов, изготовленных на российских верфях.

При этом очевидно, что часть средств следует рассматривать как поддержку для заказа речных судов и флота для малых рыболовецких компаний. С 2007 г. в отрасли ведется работа по рассмотрению проектов создания современных мощностей в Западном, Северном и Дальневосточном регионах, прорабатывается возможность в рамках государственно-частного партнерства реализации этих проектов (Выборгская верфь, Приморск, Северная верфь, верфь в Кронштадте, модернизация «Севмаша»).

В соответствии со Стратегией в 2009 г. завершится создание «Объединенной судостроительной корпорации» и вхождение в ее состав ведущих проектно-конструкторских бюро, таких как «ЦКБ «Рубин», «Северное ПКБ», «Малахит», «Алмаз», а также трех созданных центров судостроения и судоремонта – Западного, Северного и Дальневосточного – в качестве дочерних структур ОАО «ОСК».
Отставание в научно-техническом и технологическом развитии от уровня передовых стран будет компенсировано в рамках федеральной целевой программы «Развитие гражданской морской техники» на 2009-2016 годы. Сложные высокотехнологичные наукоемкие суда характеризуются большой степенью использования в них перспективных научных разработок. Создание таких судов невозможно без постоянного увеличения инвестиций в НИОКР.

Предстоит разработать новые технологии и средства механизации и автоматизации производственных процессов. Потребуется модернизация и переоснащение большинства созданного в 70-80-е годы отечественного стендового и испытательного оборудования для отработки различных судовых комплексов и систем. В частности, требуется создание современной экспериментальной базы для исследования взаимодействия ледовых образований с ледоколами и судами ледового плавания, ледостойкими платформами и терминалами, для решения задач обеспечения безопасной эксплуатации создаваемых технических средств в условиях низких температур.

Структура НИОКР Программы включает семь технологических направлений:
• технологии создания морской техники для освоения углеводородных ресурсов на шельфе («Освоение шельфа»);
• разработка технологий для создания перспективной морской техники («Научный задел»);
• разработка концептуальных проектов морской техники («Новый облик»);
• производственные технологии строительства и ремонта морской техники («Судостроительное производство»);
• технологии создания морского радиоэлектронного оборудования и систем управления (Судовое приборостроение);
• технологии судового машиностроения, судовых энергетических установок («Судовое машиностроение и энергетика»);
• системные исследования развития морских технологий и рынков («Системные исследования»).

Следует отметить, что в создавшихся экономических условиях нереально рассчитывать на приток внебюджетных средств в финансирования НИОКР. В связи с этим мы надеемся на сохранение бюджетного финансирования Программы.
Выполнение Программы в полном объеме даст высокий социальный эффект от сохранения и увеличения высококвалифицированных рабочих мест в судостроительной и смежных отраслях промышленности и при этом обеспечит поступление за период 2009-2016 гг. в федеральный бюджет налогов по продукции гражданского судостроения в объеме более 130 млрд. руб. против 90 млрд. руб. бюджетных затрат на реализацию Программы.

Основные показатели реализации Стратегии развития судостроительной промышленности остаются неизменными:
• обеспечение государственных нужд в военном кораблестроении и гражданском судостроении
• сохранение позиций на мировом рынке в области военного кораблестроения на уровне 15-20%;
• экспорт гражданской продукции – 2% процента от мировых продаж.

Перейти к содержанию № 1(27) 2009

 

№ 1(27), 2009
Судостроение

Министр промышленности и торговли РФ Виктор Христенко

Министр промышленности и торговли РФ Виктор Христенко