Надежное железнодорожное плечо

Ольга Лоскутова

В транспортной системе России железная дорога играет ведущую роль. В 2008 г. в структуре грузооборота доля железнодорожного транспорта составила 43%. Почти 60% перевозок внутри страны было осуществлено в вагонах холдинга «Российские железные дороги». Более половины всех экспортных перевозок совершено по стальным магистралям, доля импортных возросла до 38,5%. Транзит также увеличился и составил 35%. Не зря железную дорогу называют главным связующим звеном экономики России. Неоценима ее роль и в работе портов.

В последние годы в стране было построено несколько современных морских портов и терминалов, расширяются ранее существовавшие портовые комплексы, строятся новые. Все это потребовало быстрого развития железнодорожной инфраструктуры.

Одним из первых был реализован на принципах государственно-частного партнерства проект строительства ближних подходов к новому морскому порту на острове Высоцкий в Ленинградской области – РПК «ЛУКОЙЛ-II». Он стал пилотным по привлечению внешних инвестиций в развитие инфраструктуры железной дороги. Компания «ЛУКОЙЛ» вложила средства в строительство путей, станции «Нефтяная», усиление отдаленных железнодорожных подходов, эстакады для слива нефтепродуктов и т.д. Это позволило стремительно наращивать грузопоток в адрес РПК, который в 2005 г. составлял 7 млн. тонн, а всего через два года – уже 12 млн. тонн.

Привлечение внешних инвестиций в железнодорожную отрасль рассматривается компанией «РЖД» в качестве важнейшего направления стратегического развития. Этот принцип с успехом реализуется и на строительстве морского торгового порта Усть-Луга, к терминалам которого Октябрьская железная дорога строит ближние и дальние подходы.

«Именно в развитии портов самым наглядным образом реализуется государственно-частное партнерство, – говорит президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин. – Те объемы грузов, которые уже сегодня заказываются портом Усть-Луга, потребовали существенных инвестиций в развитие железнодорожной инфраструктуры. Мы рассчитываем на то, что планы по увеличению перевалки грузов в порту позволят нам окупать те вложения, которые мы делаем».

Только в прошлом году объем инвестиций ОАО «РЖД» в развитие подходов к порту Усть-Луга составил 13,7 млрд. рублей, из них 5,4 млрд. было затрачено на реконструкцию важнейшего участка Мга – Гатчина – Веймарн.

Для улучшения работы взаимодействия Октябрьской железной дороги с портом Усть-Луга в марте 2007 г. было создано совместное предприятие «ПУЛ Транс», целью которого является минимизация маневровой работы и простоя вагонов на предпортовой станции Лужская и терминалах порта. Фактически это совместное предприятие является локальным логистическим центром.

Продолжается развитие и мощностей Большого порта Санкт-Петербург. Объемы железнодорожного экспорта через него с каждым годом возрастают. Значительную часть грузопотока составляют нефтеналивные грузы и уголь, черные и цветные металлы, а также контейнеры. Октябрьская железная дорога активно развивает подходы к порту. С 2003 г. ведется комплексная реконструкция станции Автово, через которую идет поток грузов со всей сети железных дорог России. Увеличение ее пропускной способности откроет возможность поездам следовать в порт, не теряя времени на смену тяги и не сокращая длину составов. Электрификация всех перегонов и удлинение путей на станции Автово позволит экономить в год 255 млн. рублей только за счет издержек эксплуатационной работы.

Согласно Генеральной схеме развития железнодорожного и морского транспорта Северо-Западного региона на период до 2020 г., ожидаемые объемы перевозок по стальным магистралям для Большого порта Санкт-Петербург, включая развитие его новых районов, превысят в 2020 г. 39 млн. тонн. Все это потребует дальнейшей модернизации припортовых направлений и станций Октябрьской железной дороги.

Чтобы обеспечивать возрастающие объемы перевалки грузов с рельсов на суда, с 2000 г. идет реконструкция инфраструктуры Санкт-Петербургского железнодорожного узла с удлинением парков прибытия и отправления до 1050-1500 метров с электрической централизацией.

Реконструкция позволила организовать на предпортовых станциях прием и отправление маршрутизированных поездов длиной 71 условный вагон, что является унифицированной для сети ОАО «РЖД» длиной составов. Внедрена также технология доставки маршрутизированных поездов с нефтепродуктами со станции Предпортовая на Петербургский нефтяной терминал в IV районе порта, без задержки в приемоотправочном парке станции Автово.

Задача организации движения грузов на территории мегаполиса имеет комплексный и глобальный характер, поэтому Правительством города совместно с ОАО «РЖД» принято решение о разработке Генеральной схемы развития Санкт-Петербургского железнодорожного узла в соответствии с принятой Стратегией развития транспортно-логистического комплекса города. Подготовленное техническое задание согласовано на всех уровнях. Заказчиком проекта является ОАО «РЖД», часть затрат на разработку Генеральной схемы взял на себя городской бюджет.

Расположенная вблизи мегаполиса станция Шушары — вторая по значению на Октябрьской железной дороге. Она представляет собой важный и перспективный транспортный узел. Здесь идет переработка входящего грузопотока. До 1650 вагонов, сформированных в поезда, ежесуточно отправляются в разных направлениях. Поскольку пропускные способности прилегающих к промзоне Шушары автомагистралей являются весьма ограниченными, именно железнодорожная станция и примыкающие к ней подъездные пути смогут решить проблему транспортировки грузов. Тем большую важность приобретает ведущаяся на станции масштабная реконструкция. Удлиняются станционные пути до полезной длины 1050 м, чтобы вмещать составы, состоящие из 72 вагонов. Строится новый приемоотправочный парк и расширяется сортировочный, модернизируются устройства СЦБ и связи. Автоматическая централизация на сортировочной горке будет работать с применением устройств спутниковой навигации.

Современные мировые тенденции к возрастанию контейнеризации морских грузовых перевозок дают основание предполагать увеличение объемов переработки контейнеров в порту Санкт-Петербург. Сейчас рассматривается проект специализации порта Ломоносов на контейнерных грузах с объемом перевалки до 1 млн. TEU в 2015 г. и строительства контейнерного терминала на станции Бронка с объемом перегрузки до 150 тыс. TEU в год. Это диктует необходимость строительства новой железнодорожной линии Горелово — Ораниенбаум за счет средств заинтересованных инвесторов, так как существующий участок Лигово – Новый Петергоф – Ораниенбаум располагается в зоне исторической и жилой застройки и предназначается для обеспечения интенсивных городских и пригородных пассажирских перевозок.

Для снижения нагрузки на сеть автомобильных дорог внутри города целесообразно доставлять контейнеры к терминалам порта по стальным магистралям на короткие расстояния внутри Санкт-Петербургского железнодорожного узла. Для этого нужно обустроить железнодорожно-автомобильный терминал поблизости от станции Шушары и организовать движение замкнутых маршрутизированных контейнерных поездов на участке Порт – Автово – Шушары. Этот терминал может быть связан автомобильными проездами с КАД и Западным скоростным диаметром.

Одной из эффективных мер по обслуживанию возрастающего контейнерного потока является запуск ускоренного контейнерного поезда из порта Санкт-Петербург в Москву. Время движения его по железной дороге составляет 16 часов, а общий срок доставки контейнеров от терминала до склада получателя в столице – всего трое суток.

Новые перспективы для расширения перевозок ускоренными контейнерными поездами откроются с запуском высокоскоростной магистрали Санкт-Петербург – Москва для движения пассажирских поездов со скоростью до 350 км/час. В результате высвободится существующая трасса того же направления, чья инфраструктура сейчас обеспечивает организацию движения поездов со скоростью 200-250 км/час.

Полным ходом идет строительство и нового грузового хода на направлении Сосново –Выборг – Ермилово. Для этого придется осуществить реконструкцию нескольких участков пути и построить новую двухпутную электрифицированную железнодорожную линию Петяярви – Каменногорск протяженностью 68 км. Это даст возможность пропускать до 40 млн тонн грузов в год в направлении морских портов Выборг, Приморск и Высоцк, РПК «ЛУКОЙЛ-II», погранпереходов Бусловская и Светогорск и станции Хиитола.

Октябрьская железная дорога реализует и другие перспективные проекты. Компания ОАО «РЖД» инвестирует значительные средства в развитие Северного хода Октябрьской железной дороги. Существуют проекты дальнейшей реконструкции Мурманского железнодорожного узла со строительством линии Лавна к новым портовым комплексам на левом берегу Кольского залива. Осуществляется комплексное развитие направления Петрозаводск – Беломорск – Мурманск со строительством вторых путей и удлинением приемоотправочных путей ряда промежуточных станций.

Эти и другие проекты вошли в Стратегию развития железнодорожного транспорта России до 2030 г., реализация которой оценивается в 13,7 трлн. рублей. Средства будут инвестированы в два этапа. Целью первого инновационного этапа, рассчитанного на период 2008-2015 гг., является решение проблемы износа основных фондов и устранение «узких» мест развития инфраструктуры. Основное содержание первого этапа – коренная модернизация железнодорожного транспорта.

Целью второго этапа стратегии развития отрасли на период с 2015 г. до 2030 г. является включение в хозяйственный оборот страны перспективных районов экономического роста. Основное содержание второго этапа – динамическое расширение железнодорожной сети.

В результате будет создана инфраструктурная основа для долгосрочного развития экономики России и комплексного освоения развивающихся экономических районов.

Перейти к содержанию № 2(28) 2009

 

№ 2(28), 2009
Порты