Ледовое плавание – искусство или ремесло?

А.Н. Ольшевский, начальник управления обеспечения судоходства, капитан атомного ледокола
М.М. Наконечный, капитан дальнего плавания
Н.Н. Григорьев, профессор кафедры ТСС ГМА им.адм. С.О. Макарова

Плавание во льдах – это не утраченное ремесло, но обучение плаванию в ледовых условиях – это утраченная традиция.

Старый опыт и знания, которые приобрели вид явных знаний, уже устарели, о чем пишет в своей книге «Искусство ледового плавания» знаменитый ледовый капитан В.И. Абоносимов. Пора признать, что для ледового плавания требуется специальная подготовка. Это продиктовано изменившейся стратегией плавания в водах Финского залива. С распадом Балтийского морского пароходства численность российских капитанов, совершающих рейсы в водах Балтики, существенно сократилось. Именно они имели опыт ледового плавания. Сегодня первенство носителей знаний ледового плавания принадлежит капитанам ледоколов. Но, увы, эти знания имеют скрытый характер. Для перевода их в разряд явных знаний требуется, чтобы они были, как минимум, опубликованы. За последнее время вопросы ледового плавания рассмотрены только в книге В.И. Снопкова «Управлении судном». Лучший вариант – это чтение лекций по вопросам ледового плавания в учебных заведениях и на курсах повышения квалификации для штурманского состава специалистами с ледоколов.

Размеры судов, характеристики перевозимых грузов, уровень квалификации капитанов и штурманов, особенно иностранцев, в области ледового плавания настоятельно указывают на важность этой проблемы.

Именно важность обеспечения безопасности плавания в ледовых условиях привела к появлению и востребованности курсов на ледовых тренажерах.

В сложившейся ситуации представляется актуальным определить границы применения ледовых тренажеров для подготовки экипажей для работы в условиях ледового плавания.

Капитан В.И. Абоносимов в своей книге пишет: «Искусство ледового плавания требует тщательной подготовки, четкой организации службы, высокой дисциплины, умения быстро ориентироваться и принимать решения в постоянно меняющейся обстановке». И далее: «Ледовая аварийность во многом зависит от опыта капитанов и старших помощников проводимых судов. Часто в арктическое плавание направляют людей, ранее во льдах не работавших. Такие судоводители осторожничают и чаще всего действуют неправильно (с точки зрения тактики ледового плавания, подвергая судно повышенному риску)».

Среди множества проблем ледовой навигации остановимся на двух аспектах: ледовой обстановке и опыте судоводителей.

Ледовая обстановка имеет множество характеристик, связанных не только температурным режимом, но и районом плавания.

Классификация структур и текстур морских льдов зависит не только от температурных, но и от динамических условий при их формировании. Характерными особенностями ледяного покрова являются размеры ледяных образований, формы нарушения сплошности, неравномерность толщины, снежицы, торосистые образования, припаи и крепость льдов в зависимости от солености воды. Особое значение при плавании во льдах имеют эффекты, вызванные неравномерностью его движения. Следствиями неравномерности движения льда, особенно его вращения, является изменение его текстуры: разряжение, сплочение, торошение ледяного покрова. Идеальными условиями для изучения многообразия состояний ледового покрова и опробирования тактик плавания во льдах являются воды Арктического бассейна. С дальнейшей их адаптацией к другим регионам. Эволюция ледяного покрова должна тщательно анализироваться и оперативно адаптироваться к условиям проводки. Так, например, выяснилось, что особенностью уровенного режима морей сибирского шельфа является преобладание сгонно-нагонных явлений над приливными. Что ведет к необходимости корректировать ледовые прогнозы.

Таким образом, от прогноза пространственно-временной изменчивости ледяного покрова в сочетании с опытом судоводителей, зависит безопасность плавания во льдах.

Что же требуется для судоводителя при плавании в ледовых условиях? Помимо теоретических знаний и умений, от него потребуется нетрадиционность мышления и способность принимать рискованные решения, в условиях, столь несвойственных для обычного плавания. «Во льдах нужна смелость! Постоянно чувствуя на себе карающий меч, судоводители дойдут до того, что перестанут разумно рисковать. Караваны будут стоять или придется вернуться к скоростям 30-50-х годов» (В.И. Абоносимов). Поэтому для работы в условиях ледового плавания следует, прежде всего, подбирать судоводителей с повышенным уровнем стрессоустойчивости. Ведь в условиях ледового плавания судам приходится сближаться на дистанции, недопустимые при обычном плавании. Структура и текстура ледового покрытия являются функцией, определяющей дистанцию сближения судов во время проводки. Экстренность реагирования на динамику ледового покрова требует от судоводителя не только знаний, но и особого типа характера. Проще говоря – стрессоустойчивости.

Таким образом, если говорить об особенностях ледового плавания, то нельзя рассматривать это как динамически установившийся процесс, при котором есть некая предсказуемость. Плавание в ледовых условиях, особенно в «тяжелых» льдах – это особая статья.

Переходя к вопросу использования ледовых тренажеров, следует принимать во внимание, что процесс плавания нельзя описать линейными уравнениями. Многообразие состояний ледового покрова и изменчивые обводы судна, например, за счет образования вокруг корпуса ледяных «подушек», потребуют применения сложного математического аппарата. Для математического моделирования входа в неоднородные ледовые поля придется прибегнуть к разрывным функциям, потому что судно резко теряет скорость в зависимости от плотности и сжатия льда. В реальных условиях на человека, занимающегося проводкой судна во льдах (занятого принятием управленческих решений), помимо визуального воздействия проявляется действие кинестетики (во время резкого торможения), что и является характерной чертой ледового плавания. Для судоводителей судна, находящегося под проводкой, следует добавить и вербальное восприятие (команды с ледокола) и звуки, которые производит судно, входящее в лед. Человек же, в силу своей природы, больше доверяет невербальным ощущениям. При плавании во льдах главенствующее место займет кинестетика (физические ощущения), что вряд ли можно реализовать в условиях тренажерной подготовки. Вследствие этого возникает вопрос, а будут ли решения, принимаемые в условиях обучения на тренажере, адекватны тем, которые он примет в реальных условиях плавания с учетом воздействия сил инерции, возникающих при резком торможении? «Плавание» с применением тренажера внешне напоминало бы плавание реального ледокола в поле пенопласта различной толщины, при изменении скорости движения. Дальше иллюзии ледового поля не идет.

В связи с этим целесообразно определить границы применения ледовых тренажеров. Имеет ли смысл программировать «тяжелые» льды, может быть, достаточно ограничится только их видом? Внимание же сосредоточить на отработке лексики. Ведь то, что ясно и понятно для моряков ледокольного флота, не всегда идентично воспринимается непрофессионалами ледового плавания. Сегодня проблемы с общением приводят к аварийным ситуациям и даже к авариям. Ведь только перечисление видов ледового покрытия займет значительное место. Например, народы Севера имеют несколько сотен наименований состояния снега, каждое из которых предполагает вполне определенные действия при передвижении. Точно так же и с состоянием ледового покрытия. Для плавания в конкретных льдах должна применяться конкретная тактика, с учетом типа проводимого суда (каравана судов) и, что немаловажно, с учетом опыта ледового плавания у экипажей судов, находящихся под проводкой.

Сам же тренажер ледового плавания должен быть с круговым обзором, где есть возможность ознакомиться с обстановкой с крыльев мостика. Тренажер кругового обзора есть, например, в Варнемюнде (Германия). Обучение в условиях кругового восприятия имеет особое значение при плавании во льдах.

При разработке тренажеров ледового плавания не следует чересчур увлекаться, пытаясь достичь максимального правдоподобия. Моделирование многообразия возможных состояний ледового покрова с учетом пространственно-временной изменчивости приведет к удорожанию таких тренажеров, что неизменно отразится на стоимости курсов. Ценность «полного» курса ледового плавания сомнительна, а стоимость пакета требуемых сертификатов и так достигла внушительных пределов. Может сложиться ситуация, подобная той, которая возникла вокруг проблемы, связанной с уничтожением девиации магнитного компаса, когда про И.П. Колонга говорили, что, по его мнению, корабли строят только для того, чтобы уничтожать на них девиацию.

Где же выход из сложившейся ситуации? В качестве оптимального варианта предлагается допускать к плаванию во льдах только тех капитанов и старших помощников, которые уже имеют опыт ледового плавания. Для этого вести особый учет плавания во льдах (установить ценз). Было бы полезно капитанам судов, которым часто приходится работать в ледовых условиях, стажироваться на ледоколах, а капитанам ледоколов иметь представление о работе на транспортном судне. Такая практика повысит взаимопонимание обеих сторон. И, кроме того, лоцманы, выполняющие свои обязанности в районах, связанных с ледовым плаванием, должны иметь определенную подготовку и опыт ледовых проводок. Только аккумулирование реального опыта (сочетание кинестетического, визуального и аудиального восприятия) будет соответствовать полноценному результату в области ледового плавания.

Существует настоятельная потребность в издании современного учебника по плаванию в ледовых условиях. Было бы полезно иметь учебные фильмы о плавании во льдах.

Для выявления способностей судоводителей находиться в стрессовых ситуациях и принимать управленческие решения в течение продолжительного времени целесообразно привлекать психологов. Проведение такой работы позволит снизить степень риска, как для безопасности мореплавания, так и для самого моряка. Принимая во внимание современное состояние навигационной техники, можно наблюдать атрофирование классических способов судовождения. Современное судоходство все дальше отходит от искусства, в то время как плавание во льдах таковым продолжает оставаться. А искусство – это удел немногих.

Перейти к содержанию № 2(28) 2009

 

№ 2(28), 2009
Судоходство