ОАО «ОСК»: взгляд в будущее

Беседовала Ольга Лоскутова

В рамках реформирования отечественного судостроения Указом Президента РФ в июне 2007 г. было учреждено ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» со 100%-м государственным капиталом. Управляющая компания была зарегистрирована в Санкт-Петербурге. Продолжавшееся в течение почти двух лет формирование структуры и уставного капитала корпорации было завершено в установленный срок — к 1 апреля 2009 г. Наш собеседник — президент ОАО «ОСК» Владимир Пахомов.

– Владимир Александрович, в состав корпорации входит более 30 крупных судостроительных предприятий и проектно-конструкторских бюро, расположенных в разных уголках страны. Что собой представляет столь мощная вертикально интегрированная структура?

– Корпорация объединила ведущие проектные, судостроительные и судоремонтные мощности страны, которые до этого находились в подчинении трех разных ведомств. Сейчас в ОАО «ОСК» сосредоточено почти две трети всех научных, проектных и судостроительных организаций и свыше половины производственных мощностей. В состав корпорации входят три субхолдинга, объединяющих заводы и верфи по территориально-географическому признаку. Это ОАО «Западный центр судостроения» (г. Санкт-Петербург), ОАО «Северный центр судостроения и судоремонта» (г. Северодвинск) и ОАО «Дальневосточный центр судостроения и судоремонта» (г. Владивосток). К ним примкнут еще четыре судоремонтных завода Министерства обороны после прохождения ими процедуры финансового оздоровления.

В отдельную группу выделены девять проектно-конструкторских бюро, они находятся в прямом подчинении у головной компании.

В настоящее время мы работаем над расширением корпорации за счет присоединения КБ и судостроительных мощностей Поволжья и Южного региона. Предполагается интегрировать в состав ОАО «ОСК» еще от 13 до 20 предприятий. Сейчас мы изучаем и оцениваем их состояние. В числе предприятий-претендентов – Московский судостроительный и судоремонтный завод, Новороссийский судоремонтный завод, судостроительные заводы «Лотос» им. Карла Маркса, Туапсинский судоремонтный завод и др. Обсуждается вопрос вхождения в корпорацию судостроительного завода «Красные Баррикады», находящегося в Астраханской области.

– Сегодня более 70% объема производства российской судостроительной промышленности составляют военные корабли. Предприятия и КБ, вошедшие в состав ОАО «ОСК», также ориентированы преимущественно на оборонный комплекс. Однако одной из главных задач корпорации является создание условий для развития гражданского судостроения. Насколько это осуществимо?

– Да, перед нами стоит очень сложная задача. Большинство предприятий требуют глубокой модернизации. Для того чтобы строить современные гражданские суда, необходимо построить новые верфи и создать специализированное проектно-конструкторское бюро. Это мы и собираемся сделать. В западном регионе планируется создание судостроительного комплекса мощностью 250 тыс. тонн металлоконструкций в год, что достаточно для 8-10 крупнотоннажных судов. Инвестиции в проект составят 65 млрд. рублей, срок его реализации – пять лет.

Наша инвестпрограмма включает и создание инжинирингового центра гражданского проектирования, на что потребуется 1 млрд. рублей. Одним из направлений деятельности корпорации станет проектирование и строительство судов для перевозки сжиженного газа для «Совкомфлота». Инвестиции в этот проект составят около 15 млрд. рублей, срок реализации – 4 года.

В северном и дальневосточном регионах совместно с «Газпромом» и «Роснефтью» предполагаем построить центры технического обслуживания морской техники. Планируем также осуществлять комплексный сервис кораблей Военно-Морского флота.

Сейчас главный акцент делается на технику для освоения шельфа. Основу загрузки судостроительных мощностей до 2030 г. составляет именно обеспечение освоения углеводородных месторождений как на шельфе Дальнего Востока, так и в Арктике. Нужно строить суда технического и вспомогательного назначения, ледоколы, суда снабжения, оборудование для освоения шельфа, нефтяные и газодобывающие платформы. Требуются и научно-исследовательские суда, рыбопромысловый флот, суда типа «река-море». Поэтому мы рассматриваем разные варианты использования производственных мощностей, в том числе в перспективе. В 2010-2015 гг. надеемся построить универсальную высокотехнологичную верфь крупнотоннажного судостроения в Кронштадте как участок гражданского судостроения «Адмиралтейских верфей». Стоимость проекта оценивается в 65 млрд. руб., предполагается задействовать в производственном цикле работы новой верфи и мощности Кронштадтского морского завода, который в сентябре 2009 г. должен войти в состав нашей корпорации.

На Дальнем Востоке на базе завода «Звезда» будет создаваться современный судостроительный комплекс мощностью до 100 тыс. тонн металлоконструкций в год. Будет построен и сухой док длиной 400 м и шириной 100 м. Стоимость проекта – 30 млрд. рублей, срок реализации – четыре года. Ввод комплекса в эксплуатацию позволит сначала обеспечить потребности внутреннего рынка, а в дальнейшем выйти и на мировой рынок, предлагая услуги в области гражданского судостроения.

Пока о реализации многих проектов мы говорим в будущем времени, но это и понятно: ведь фактически корпорация только приступает к своей деятельности. К тому же, вместе со многими переданными нам предприятиями мы «унаследовали» и их немалые финансовые задолженности. Предстоит большая работа по оздоровлению таких предприятий, а для этого нужно прежде всего обеспечить их заказами.

– В какой степени корпорация рассчитывает на помощь государства в решении столь тяжелых проблем?

– При всех сложностях, не надо забывать о том, какой мощной производственной базой обладает корпорация в целом. Это позволяет обеспечить поставки военно-морской техники в рамках государственного оборонного заказа, который в этом году для предприятий ОАО «ОСК» составит около 60 млрд. рублей. Подписаны документы между ОАО «ОСК» и Министерством обороны России на 2010-й и дальнейшие годы.

Планируем развивать лизинг в судостроении. Изучив потребность в новой технике потенциальных клиентов, мы определили, что можем построить для них по лизинговой схеме более 200 судов на сумму более 50 млрд. рублей. Конечно, мы рассчитываем на поддержку государства. В прошлом году в уставный капитал корпорации было перечислено из бюджета 1,8 млрд. рублей. В этом году надеемся получить еще 2,5 млрд. рублей. Всего до конца 2010 г. предполагаемая сумма государственных субсидий должна составить 8,3 млрд. рублей. Идет согласование с министерствами и ведомствами необходимой документации.

Прилагаем усилия по привлечению и других источников финансирования. Ожидается, что в нашей программе примут участие финансовоустойчивые банки и их крупные специализированные лизинговые компании, имеющие положительный и долгосрочный опыт работы со значительным объемом денежных средств. Мы остановили свой выбор на таких структурах, как ВЭБ, ВЭБ-лизинг, Газпромбанк и Газпромбанк Лизинг.

Уже начата подготовка некоторых контрактов. По всем проектам работаем над минимизацией рисков невозврата финансовых средств, так как стоимость проектов значительна, а мировой кризис мог подорвать возможности лизингополучателей.

– Владимир Александрович, расскажите, пожалуйста, о международном сотрудничестве корпорации.

– В рамках меморандума о сотрудничестве с южнокорейской компанией Samsung Heavy Industries намечены перспективы строительства и модернизации отдельных российских верфей. Предусмотрены передача современных технологий, закупка оборудования и материалов для технологических целей и строящихся судов, подготовка кадров для нашей корпорации. В рамках взаимовыгодного сотрудничества будут создаваться совместные предприятия по строительству судов и платформ для добычи нефти и газа. Уже сформирован совместный рабочий комитет по разработке конкретных проектов.

С Министерством транспорта Кубы также заключен меморандум о сотрудничестве, в котором третьим участником является Внешэкономбанк. Согласованы технические характеристики 15 судов, предназначенных для поставки. В их числе – сухогрузы дедвейтом 3,5 и 5,5 тыс. тонн, танкеры дедвейтом 20 и 70 тыс. тонн. Планируется построить плавучий док грузоподъемностью 50 тыс. тонн. Коммерческие предложения переданы на рассмотрение кубинской стороне. Совместно с Внешэкономбанком прорабатываются схемы финансирования этих проектов.

Обсуждается ряд проектов с другими странами. Подготовлены и переданы предложения по сотрудничеству с Японией, Францией, Норвегией, Финляндией, Эквадором, Вьетнамом, Азербайджаном, Казахстаном и Камбоджей. По просьбе Аргентины подготовлены предложения по строительству научно-экспедиционного судна и ледоколов для антарктических экспедиций. Изучается возможность постройки различных судов по российской документации на верфях Аргентины.

Перейти к содержанию № 3(29) 2009

 

№ 3(29), 2009
Актуальное интервью