Кто даст команду «Полный вперед»?

Константин Шолмов

Стратегия развития судостроительной промышленности до 2020 года и Федеральная целевая программа «Развитие гражданской морской техники» на 2009 - 2016 годы» предполагают резкое (в 5-6 раз) увеличение объемов строительства современных судов, морских платформ и плавучих энергетических объектов. После долгих лет существования «на голодном пайке» планирует размещать на верфях свои новые заказы Военно-Морской флот РФ. Имеются хорошие перспективы по наращиванию экспорта военной продукции.

Все это не может не радовать людей, чья деятельность связана с судостроением (а только непосредственно на верфях России работает 160 тысяч сотрудников, если же считать предприятия – контрагенты, НИИ и проектные организации, то это около миллиона человек). Появляется надежда на то, что отечественная судостроительная промышленность сможет преодолеть затянувшееся на 20 лет падение, не только сохранить имеющийся потенциал, но и начать технологическую модернизацию.

Даже мировой экономический кризис для российского судостроения может оказаться не столь болезненным. Государственные программы, которые являются основой развития отрасли, урезаться не будут. По крайней мере, об этом заявил министр промышленности и торговли РФ Виктор Христенко на своем докладе в Совете Федерации 4 февраля 2009 года. Тогда же он же подтвердил главный вектор государственной политики: выпуск малосерийных, но при этом высокотехнологичных современных судов. Так Россия должна завоевать свою нишу на мировом рынке.

Однако в состоянии ли российские производители обеспечить намеченный технологический прорыв? Возьмем узкий, но чрезвычайно важный сегмент рынка комплектующих для судостроения – производство кабельно-проводниковой продукции.

Современный корабль или судно – это, по сути, плавучее предприятие с чрезвычайно высокой степенью автоматизации и энергонасыщенности. На оснащение одного корабля в среднем требуется разнообразного кабеля от 130 до 1000 км. Это означает, что в ближайшем будущем верфи должны поднять объем закупок судового кабеля с нынешних 5 тыс. км в год до 30 тыс. км в год к 2010 году и более чем 45 тыс. км в год к 2015 году! И это только для судов и морских платформ, строительство которых предусмотрено Федеральной целевой программой, без учета плавучих атомных электростанций, объектов береговой инфраструктуры, малого судостроения, а также кабеля для судоремонтной промышленности. Если учесть, что общий объем инвестиций в реализацию этой программы превысит 22 млрд. долл., на долю кабельно-проводниковой продукции придется не менее 2 млрд. долларов.

Что могут предложить отечественные производители? В СССР основным поставщиком судовых кабелей был завод «Азовкабель» (г. Бердянск). Сейчас Азовская кабельная компания находится в независимой Украине, но по прежнему занимает до 60% рынка судового кабеля в странах СНГ. Помимо повышенных транспортных и таможенных расходов это означает зависимость стратегической отрасли от политических отношений между нашими двумя странами (а эти отношения далеко не безоблачны).

Начиная с 1990-х ряд отечественных производителей пытается восполнить недостающее предложение. В основном это предприятия, выпускавшие «сухопутные» электрокабели, которые осваивают смежные виды продукции. В своей работе они сталкиваются с проблемами, характерными для российской индустрии в целом: изношенностью основных производственных фондов, низким техническим оснащением предприятий и высокой трудоемкостью производства, отсутствием прав собственности на современные технологии и опыта работы с ними.

Всего в России судовые кабели выпускает 10 заводов. Совокупный объем их производства в 2008 году составил 7 402 км. Причем некоторые из предприятий включают в статистику устаревший кабель типа КГ, так что реальная цифра производства более-менее современной продукции несколько ниже. Другая проблема заключается в том, что большинство заводов выпускают узкий ассортимент судовых кабелей. К примеру, кабели, подходящие для строительства буровых платформ на северном шельфе, не выпускает вообще никто. В результате на платформе «Приразломная» использовались только импортные кабели. Российские кабельные заводы продолжают выпускать кабели с традиционной резиновой изоляцией марок КНР и НРШМ, которые отличаются высокая (65С°) температура длительной работы и малым сроком службы.

Между тем, современные требования к комплектующим – это требования не только и не столько технические, сколько маркетинговые. Конкуренция на мировом рынке все жестче, и техническая регламентация является одним из инструментов конкурентной борьбы. У нас же до сих применяются стандарты ГОСТ 7866.1 и ГОСТ 7866.2, введенные тридцать лет назад. Международные стандарты предъявляют повышенные требования к показателям пожаробезопасности, электрической и механической защищенности оболочки, к воздействиям экстремальных температур, агрессивных сред и т.д. Сами производители заинтересованы в снижении массо-габаритных показателей кабелей, повышении их долговечности, к удобству монтажа.

Мировой рынок предлагает широкий выбор современных кабелей. Применение новых полимерных материалов (которые отечественная химическая промышленность, увы, не производит), продуманные конструкции самих кабелей, делают эту продукцию весьма конкурентоспособной. Главные игроки на этом рынке – Nexans, Prysmian, LS Cable, TeleFonika, General Cable, Draka MOG, Kerpen, Helkama. Отечественные заводы могут противопоставить им лишь более низкую себестоимость производства, меньшие затраты на логистику, наличие сертификатов Российского морского регистра судоходства, налаженные связи с верфями.

К сожалению, даже с учетом имеющихся на некоторых предприятиях программ технической модернизации, конкуренция с иностранными поставщиками в ближайшие годы нереальна. Для завоевания растущего рынка российским заводам пришлось бы увеличить объем выпуска в 5-7 раз за 3-7 лет, что маловероятно, учитывая, что необходим не только количественный рост, но и серьезное техническое перевооружение.

Выход представляется один – создание в Российской Федерации современного производства судовых кабелей, основанного на самых передовых технологиях. Размещаться такой завод должен на Северо-Западе, где сосредоточено подавляющее большинство предприятий и организаций судостроительной отрасли. Кроме того, в Петербурге расположена штаб-квартира Объединенной судостроительной корпорации – главного «локомотива» федеральной целевой программы. Предприятие может быть небольшим, но высокомощным за счет современных технологий производства. В качестве аналога можно привести завод Kukdong Electric Wire (Южная Корея) компании Nexans. Судовой кабель этого завода, расположенного в центре судостроения Кореи, используется крупнейшими судостроительными верфями, такими как «Hyundai Heavy Industries», «Samsung Heavy Industries», «Daewoo Shipbuilding Marine Engineering».

Nexans, мировой лидер в производстве кабелей, рассматривает Россию как чрезвычайно перспективный рынок. В августе 2008 года компания открыла свой первый российский завод по выпуску силовых кабелей для подземных и воздушных линий электропередач в Угличе (Ярославская обл.).

«Мы абсолютно уверены, что Россия обладает огромным потенциалом роста. Для компании Nexans это означает перспективное и долгосрочное сотрудничество», - заявил Жерар Хаузер, председатель Совета директоров и Президент компании Nexans.

Создание нового кабельного производства обеспечит реализацию самых перспективных проектов программы гражданского судостроения, а его российская «прописка» позволит работать и на заказы Военно-Морского флота РФ.

Проект создания нового завода уже обсуждается в профессиональной среде. Компания «Роскабель», один из ведущих поставщиков кабельной продукции и официальный представитель Nexans, ведет предварительные исследования по реализации проекта.

НЕКСАНС СНГ, ООО

Россия, 125009, Москва, ул. Тверская, 16, стр. 3, офис 3

Телефон: +7 (495) 775 82 40

E-mail: info@nexans.ru

Перейти к содержанию № 3(29) 2009

 

№ 3(29), 2009
Судостроение