Время оценки результатов

По мнению поставщика электрооборудования АВВ Marine, временное затишье на рынке газовозов предоставляет как заказчикам, так и верфям возможность изучить способы проектирования, строительства и поддержки судов на всем протяжении их срока эксплуатации.

Некоторые отрасли кораблестроения пострадали во время кризиса так же серьезно, как и рынок сжиженного природного газа (СПГ), когда в течение последних 18 месяцев были заморожены все заказы. Помимо проблем, связанных с поиском источников финансирования, производителям СПГ пришлось решать вопросы по покрытию расходов на строительство значительного количества новых судов за последние пять лет, в то время как большинство проектов по береговым приемным терминалам, которые должны их обслуживать, приостановлены.

Тем не менее, несмотря на сокращающиеся запасы нефти, в долгосрочном плане спрос на СПГ будет неизбежно расти. В этом уверен ОАО "Газпром". В июне делегация ОАО "Газпром" посетила российские судостроительные предприятия в Санкт Петербурге с целью изучения потенциала строительства судов для перевозки СПГ внутри страны. Тогда Александр Ананенков, заместитель председателя правления ОАО "Газпром", заявил, что российский газовый гигант планирует заказать поставку как минимум 23 судов до 2020 г. Тендеры на первую пару судов должны быть подготовлены до конца 2009 г.

Такие перспективы могут быть весьма привлекательными для судостроительных предприятий, особенно при отсутствии твердых заказов. Компания ABB Marine, завоевавшая лидирующие позиции на рынке поставок электродвигателей для судов, перевозящих СПГ, с момента выхода на данный рынок в 2005 г., считает, что текущая ситуация с перерывами в заказах приведет к пересмотру технических и проектных решений, принимаемых судовладельцами и приемлемых для судостроительных верфей.

Попытка сохранения баланса


Для судов перевозки СПГ компания ABB поставляет все высоковольтное электрооборудование - от синхронных генераторов до гребных электродвигателей, а также соответствующие распределительные устройства высокого напряжения и системы управления гребными установками.

Эффективность использования электродвигателей на данном рынке очевидна. Электродвигатели по сравнению с другими решениями позволяют добиться низкого расхода топлива в любых диапазонах скоростей, а также предлагают пониженную установленную мощность за счет использования силовой установки, как для обеспечения движения, так и для выполнения погрузо-разгрузочных работ, тем самым уменьшая выбросы. Приводы с регулируемой скоростью также обеспечивают полную функциональную гибкость по моменту вращения, частоте вращения и выработке электроэнергии на гребной электродвигатель.

На сегодняшний день компания ABB поставила или имеет заказы на поставку 73 высоковольтных двигателей для установки на борту судов по перевозке СПГ, построенных в Южной Корее, Японии, Китае, Франции и Испании; 33 судна из их числа оснащены электродвигателями с высокоэффективными четырехтактными двухтопливными двигателями с низким уровнем выбросов производства Wärtsilä и MAN.

Среди судов, на которых будет установлено электрооборудование компании ABB - четыре строящихся судна для Анголы/MiNT LNG, два для Brunei LNG, два для GasLog LNG и одно судно для STX PanOcean.

Роль компании ABB в качестве новатора в данном секторе была подтверждена в рамках недавней поставки пяти генераторов мощностью 8 МВт для совместной работы с первыми двухтопливными двигателями, поставляемыми MAN Diesel для установки на борту судна по перевозке СПГ водоизмещением 173600 м3, строящегося для Elcano судостроительной компанией STX в Южной Корее. В то время как компания Wärtsilä предлагает комбинацию двух более мощных V-образных двигателей и двух менее мощных однорядных двигателей для установки на судах по перевозке СПГ, MAN Diesel устанавливает пять однорядных двухтопливных двигателей 51/60DF одинаковой мощности на борту данного судна, при этом каждый двигатель обеспечивает мощность 8МВт с частотой вращения 514 об./мин. Разработчик двигателя заявляет, что концепция использования однорядных двигателей максимизирует функциональную гибкость и позволяет проводить обслуживание двигателей в любое время, не влияя на общую работу судна.

Электрические силовые установки производства компании ABB Marine также будут установлены на судах Flex-LNG, строящихся для Samsung Heavy Industries. Эти суда будут первыми в мире плавучими установками сжижения природного газа.

Будучи поставщиком ключевого оборудования, компания ABB должна удовлетворять техническим требованиям как судовладельцев, так и судостроительных верфей.

Компания считает, что и судовладельцы, и судостроительные верфи начинают понимать преимущества сотрудничества с одним поставщиком, поставляющим двигатели, тогда как ранее они предпочитали работать с большим количеством поставщиков.

Эрик-Кристиан Болстад, вице-президент компании ABB по продажам (Business Unit Marine - СПГ и танкеры, подразделение Автоматизация процессов) заявил: "Временное затишье на данном рынке дает возможность судовладельцам как следует проанализировать способы проектирования судов. В то же время судостроительные компании постоянно пытаются найти новые решения и улучшить эффективность, сохранив при этом все параметры качества работы и максимально снизив стоимость строительства и эксплуатации данных особо важных кораблей".

С точки зрения судовладельца, сотрудничество с одним поставщиком электрооборудования, устанавливаемого на борту судна, имеет преимущества тогда, когда дело доходит до выполнения работ по обслуживанию. "В идеале судовладельцы не хотят иметь дело с четырьмя или пятью поставщиками при обслуживании электрооборудования, - заявил г-н Болстад. - Гораздо удобнее, если поставщик генераторов будет также и поставщиком распределительных устройств, например".

"За 40 лет эксплуатации судна по перевозке СПГ может многое случиться: может измениться законодательство и/или Правила Класса, что потребует существенных изменений установленных на борту систем; возможно, придется расследовать аварии. В этих случаях доступ к документации по оригинальным системам и компонентам может оказаться принципиально важным".

Именно поставщик оригинальных систем, а не строительная верфь, несет ответственность за обеспечение годности продукции к эксплуатации в течение 40 лет в соответствии с предъявленными требованиями.

"Судовладельцы хотят получать долгосрочное обслуживание и поддержку в разных странах мира и при этом сокращать дублирующие системы и использовать стандартизированное, проверенное высокотехнологичное электрооборудование",
- заявил г-н Болстад.

Он также отметил, что применение подхода на основе теории систем означает, что предлагаемые ABB услуги включают планирование профилактического обслуживания, планового ремонта и докования, техническое обслуживание по требованию, ввод в эксплуатацию, организацию замены запасных частей, модернизацию и проведение обучения.

Также немаловажным при выборе одного поставщика всех систем является возможность комплексного обучения сотрудников. Морская академия ABB в Сингапуре предлагает соответствующие курсы по работе с СПГ, включающие общие сведения об электродвигателях, курс по высоковольтным приводам на морских платформах, курс по распределению мощности на морских платформах и курс по технике безопасности при работе с высоковольтными системами.

Данные курсы относятся не только к судам для перевозки СПГ, но применимы также для широкого ряда судов. Карен Льоу, коммерческий директор отдела обучения специалистов заказчика ABB Industry Pte Ltd при этом отметил, что курс по технике безопасности при работе с высоковольтными системами HV 10, разработанный на основе курса по знанию и правилам техники безопасности при работе с ВВ системами, в частности касается экипажа, обслуживающего двухтопливные установки, ранее не работавшего с высоким напряжением.

В 2008 году в Академии прошли обучение около 100 экипажей, направленных компаниями LNG majors A.P. Moller/Maersk, K-Line и Ceres LNG.

"Помимо обучения на берегу, компания ABB проводит обучение экипажа ежедневному обслуживанию оборудования посредством электронных инструментальных средств поддержки, которые позволяют провести обучение по каждой операции с помощью видеоосновы и изображений фактического оборудования", - заявил Карен Льоу.

Важность снижения расходов


Как уже было отмечено, ввиду ситуации на рынке сейчас особенно важно, чтобы все стороны контролировали свои расходы. Г-н Болстад отметил, что компания ABB Marine полностью осведомлена об этом и плотно работает с судостроительными компаниями по поиску новых решений, позволяющих снизить строительные и эксплуатационные расходы, увеличив при этом эксплуатационную эффективность.

"Мы работаем над двумя основными вопросами: внутрикорпоративная рабочая группа ABB анализирует структуру системы или конфигурацию и ищет способы оптимизации и/или упрощения имеющегося решения. Одним из рассматриваемых вопросов является использование так называемой многоприводной системы, которая позволит использовать приводы главной силовой установки для других систем на судне, например, для носовых подруливающих устройств, насосов и/или компрессоров. Также мы ищем способы упрощения систем главных распределительных щитов и уменьшения количества трансформаторов с помощью многожильных обмоток".

ABB

P.O. Box 6540, Rodelokka, 0501 OSLO, NORWAY

Телефон: +4722872000

E-mail: jane-helen.pedersen@no.abb.com

Перейти к содержанию № 3(29) 2009

 

№ 3(29), 2009
Освоение океана и шельфа