Модернизация технического оснащения портов: эффективные решения компании Транзас

Торговое судоходство связывает весь мир в единую торговую сеть. Порты и гавани являются важным связующим звеном в цепи международных поставок, поэтому проблемы, связанные с их ресурсами и инфраструктурой, могут иметь экономические последствия национального и глобального масштаба. Увеличение портового грузооборота диктует необходимость модернизации портовых комплексов.

Россия является крупной морской державой и продолжает развивать портовое хозяйство, обеспечивающее ежегодный рост грузооборота через российские порты. Только в первом полугодии 2007 г. грузооборот морских портов России по сравнению с тем же периодом 2006 г. вырос на 8,7% и достиг 218,1 млн. т. По информации Ассоциации морских торговых портов (АСОП), объем внешнеторговых перевозок (экспорт, импорт, транзит) через порты России, стран СНГ и Балтии составил 268,9 млн. тонн. Обеспечение безопасности мореплавания в прибрежных водах, сохранности грузов и повышение эффективности грузоперевозок являются приоритетным направлением развития транспортной инфраструктуры как для России, так и для мирового сообщества.

Ежегодно через российские порты проходят миллиарды рублей и тонны товаров, поэтому любое ухудшение их работы может нанести неизмеримый ущерб экономике страны. В связи с возросшими объемами перевозок и финансовых потоков возрастает угроза контрабанды, хищений, террористических атак, не исключены и природные катаклизмы, участившиеся в последнее время. Министерство Транспорта РФ и Администрации морских портов задумываются над вопросом оценки безопасности своих объектов и принятия адекватных мер по обеспечению ее должного уровня.

Трагические события 11 сентября 2001 г. заставили мировое сообщество по-новому взглянуть на меры по обеспечению безопасности и процедуры координации деятельности спасательных служб.

Критерии безопасности


Принятие в 2002 г. Международного кодекса по охране судов и портовых средств (ISPS/ОСПС), инициированного Международной морской организацией (IMO), явилось важным шагом, позволившим установить единые стандарты безопасности, упорядочив меры ее обеспечения для судов и портов. Кодекс ОСПС определяет основные процедуры, связанные с оценкой уязвимости судов и портовых средств и разработкой планов их охраны, раскрывает понятие уровней безопасности (охраны), определяет порядок взаимодействия портовых средств и судов по обеспечению мер необходимых мер безопасности и охраны.

Кодекс ОСПС является международным нормативным документом. С целью его внедрения в национальное законодательство Российской Федерации в 2007 г. было принято Постановление Правительства РФ № 746 от 3.11.07 «О реализации положений Главы ХI-2 Международной Конвенции по Охране Человеческой Жизни на Море 1974 г. и Международного Кодекса по Охране Судов и Портовых Средств».

В России основным нормативным документом по защите транспортных средств и объектов транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства является Федеральный закон «О транспортной безопасности». Вступивший в силу в августе 2007 г., этот закон согласуется с основными положениями Кодекса ОСПС, но устанавливает более жесткие национальные требования к обеспечению безопасности. Требования закона распространяются не только на суда и портовые средства, но и на все транспортные средства (самолеты, поезда и др.) и объекты транспортной инфраструктуры – вокзалы, аэропорты, терминалы и пр. В соответствии с этим законом, транспортные средства и объекты транспортной инфраструктуры должны иметь планы обеспечения транспортной безопасности.

В настоящее время завершается разработка проектов нормативно-правовых актов, необходимых для реализации ФЗ «О транспортной безопасности». В основу этих проектов положен метод расчета возможных последствий, позволяющих определить реальное количество объектов транспорта, опасных с точки зрения актов незаконного вмешательства и их последствий. Минтрансом России разрабатывается процедура оценки уязвимости транспортных средств и объектов транспортной инфраструктуры, порядок установления критериев категорирования этих объектов и информирования об угрозах совершения актов незаконного вмешательства. Намечено создание интегрированной системы контроля безопасности на транспорте, системы обеспечения оперативного реагирования и расследования происшествий и чрезвычайных ситуаций на транспорте, а также оснащение органов надзора и контроля в сфере транспорта патрульными судами и вертолетами.

Основным программным документом, на основании которого осуществляется развитие транспортной системы в России, в частности – морских и речных портов, является Федеральная целевая программа «Модернизация транспортной системы России (2002-2010). Главнейшей целью программы является повышение эффективности и безопасности функционирования транспортной системы.

В соответствии с возросшими национальными и международными требованиями по обеспечению должного уровня безопасности, многие порты уже осуществляют мероприятия по улучшению сохранности грузов и повышению безопасности морских перевозок в зонах ответственности порта.

Российская компания Транзас, действующая на рынке уже более 15 лет и являющаяся известным производителем и поставщиком судового оборудования навигации и связи, тренажерных комплексов для морских специалистов, береговых систем управления движением судов (СУДС) и глобальных морских системы связи при бедствии, готова предложить ряд новых высокотехнологичных решений, которые помогут в модернизации портов.

Расширение возможностей СУДС


Системы управления движением судов производства Транзас – это современные программно-аппаратные комплексы, необходимые для повышения безопасности мореплавания и защиты окружающей среды от возможных негативных последствий судоходства, а также повышения эффективности навигации и грузоперевозок. СУДС предоставляют пользователям различную навигационную информацию, позволяют идентифицировать и сопровождать суда и другие навигационные объекты в прибрежных акваториях, а также оптимизировать транспортные потоки в прибрежных водах.

Разработка систем управления движением судов велась в компании Транзас с начала 90-х годов. Надежность в работе и качество СУДС позволили за очень короткий срок выйти как на российский, так и на международный рынок. В настоящее время СУДС Транзас успешно функционируют более чем в 80 портах 34 стран мира. В России системы управления движением судов Транзас установлены в 17 портах.

«Современной тенденцией развития береговых систем безопасности мореплавания является создание интегрированных региональных и международных систем, в которых СУДС играют ведущую роль, – считает Роман Николаевич Модеев, начальник департамента береговых систем ЗАО «Транзас». – Примером создания такой масштабной системы является реализованный специалистами компании проект Региональной системы безопасности мореплавания (РСБМ) восточной части Финского залива, в рамках которого в течение 2001-2005 гг. было оснащено 20 объектов общей стоимостью 20 млн. долл.».

В настоящее время ряд портов, явившихся пионерами внедрения автоматизированных систем управления движением судов, производят их модернизацию для того, чтобы соответствовать возросшим требованиям к обеспечению безопасности мореплавания и эффективности портовой деятельности. Ведь с течением времени оборудование устаревает, обнаруживаются сектора, недостаточно оснащенные радиолокационным оборудованием.

Примеры модернизации СУДС


За последнее время компанией Транзас был реализованы не только проекты по внедрению новых (СУДС нефтяного терминала в порту Кулеви, Грузия, СУДС Баутино, Казахстан), но и по модернизации действующих систем управления движением судов:
• В настоящее время ведутся работы по проекту модернизации СУДC порта Новороссийск (2007-2008). Будет заменено устаревшее радарное и радиорелейное оборудование на двух удаленных радиотехнических постах (Дооб и Пенай). Каждый из постов будет оборудован дублированной радиолокационной станцией Тerma Scanter с 18-футовой антенной, программно управляемой ТВ-камерой СУДС, радиорелейным и сетевым оборудованием, аппаратным контейнером с подсистемами жизнеобеспечения и подсистемой дистанционного мониторинга технологического оборудования. Две ТВ-камеры, устанавливаемые на модернизируемых постах совместно с двумя уже существующими в составе оборудования СУДС камерами, позволят расширить зону видеонаблюдения. Также в рамках этого проекта компания Транзас оснастит центр СУДС системой защиты информации от несанкционированного доступа и сервером экспорта данных СУДС для сторонних клиентов. Особенность данного проекта заключается в том, что модернизация системы управления движением судов порта Новороссийск будет осуществлена без остановки работы СУДС и с минимальным временем перехода со старого на новое оборудование.
• Модернизация СУДС порта Санкт-Петербург – произведено обновление оборудования диспетчерской и подключенных радиотехнических постов, а также осуществлена интеграция в общее информационное пространство залива. Информация СУДС, ранее имевшаяся только в распоряжении операторов, теперь за счет подключения удаленных терминалов и применения веб-приложений доступна широкому кругу авторизованных пользователей (лоцмана, капитана порта, диспетчерская федеральной погранслужбы) (2007).
• Модернизация РСБМ Кольского залива с созданием нового радиотехнического поста, оснащенного радиолокационным и связным оборудованием на мысе Сеть-Наволок, а также заменой программного обеспечения СУДС (2007).

С целью модернизации СУДС производится не только подключение новых датчиков – источников информации о приближающихся судах (системы телевидеонаблюдения, радары, АИС), и обновление существующего программного обеспечения, но и внедрение принципиально нового ПО, способного расширить функциональные возможности систем управления движением судов, тем самым обеспечив повышение безопасности судоходства и эффективности портовых операций. При модернизации СУДС также необходимо иметь в виду, что «объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств» (в том числе и СУДС) попадают под действие ФЗ «О транспортной безопасности».

Новинки в программном обеспечении


В числе новых программных продуктов, разработанных Транзас для этой цели – Transas Octopus. Эта система предназначена для осуществления удаленного контроля и диагностики состояния технологического оборудования в составе программно-аппаратных комплексов систем управления движением судов, глобальных морских систем связи при бедствии, а также для контроля и конфигурирования компонентов системы AIS Network производства Транзас.

Система диагностики состояния технологического оборудования Transas Octopus успешно функционирует в системах управления движением судов десятков портов по всему миру. В России система Octopus установлена в составе СУДС портов РСБМ восточной части Финского залива (СУДС Санкт-Петербург, Петродворец, Усть-Луга, Гогланд, Сескар, Соммерс и др.), СУДС портов Новороссийск, Таганрог, Туапсе, Сочи. За рубежом ПО Transas Octopus действует в составе региональных систем обеспечения безопасности мореплавания Болгарии, Мальты и в национальной масштабной сети АИС Латвии.

Перспективным решением для модернизации СУДС является Лазерная система швартовки крупнотоннажных судов, разработанная Транзас совместно с компанией Marimatech AS. Эта система является вспомогательной для лоцманской службы порта и предназначена для повышения безопасности в процессе причаливания и швартовки судов, а также мониторинга их состояния после постановки к причалу. Лазерная система швартовки обеспечивает лоцмана информацией о дистанции до причала и скорости сближения, а также гидрометеорологической информацией, документирует параметры движения судна при швартовке, обслуживание необходимого количества мест швартовки крупнотоннажных судов

Лазерная система швартовых операций установлена на нефтеналивном терминале Шесхарис в Новороссийске. В ходе испытаний в феврале 2003 г. система подтвердила свои достоинства, позволив вести мониторинг всего процесса швартовки в реальном времени и представить его в документальной форме. В России такой проект осуществлен впервые. Установленная лазерная система швартовых операций повысила безопасность эксплуатации нефтеналивного терминала, а также мореплавания в акватории порта Новороссийск. В 2007 г. система лазерной швартовки судов была введена в порту Высоцк.

Новые аппаратные средства


В октябре 2007 г. на распределительном перевалочном комплексе нефтепродуктов РПК-Высоцк «Лукойл-II» специалисты компании Транзас продемонстрировали представителям Лукойл и сотрудникам Пограничной службы акустическую систему дальнего радиуса действия LRAD1000 и ее возможности в целях обеспечении безопасности терминала со стороны Финского залива.

Система предупреждения и реагирования LRAD1000 производится признанным лидером по разработке акустических систем – компанией American Technology Corporation (США), официальным дистрибьютором которой с 2007 г. является Транзас. Технология, положенная в основу системы предупреждения и реагирования, позволяет генерировать и направлять мощный сфокусированный акустический сигнал в точку, предназначенную для экстренного оповещения.

«На российском рынке подобных систем пока не существует, – говорит Сергей Новиков, заместитель руководителя направления систем мониторинга, безопасности и тренажерных комплексов компании Транзас. – Между тем, они востребованы в мировой практике и широко применяются для охраны акваторий и территорий портов, нефтегазовых терминалов, морских платформ и других потенциально опасных объектов транспортной инфраструктуры, включая обеспечение безопасности судов от пиратских атак. К другим областям применения данной системы относятся: оповещение населения в условиях ЧС; бесконтактный контроль поведения толпы при проведении массовых мероприятий; использование в поисково-спасательных, полицейских и антитеррористических операциях».

Технические характеристики акустической системы позволяют посылать узконаправленные звуковые сигналы (интенсивность звука «на выходе» – 151 децибел) на расстояние до 1000 м, (для сравнения, уровень в 140 децибел соответствует уровню звука при взлете военного реактивного самолета). Данный уровень звука крайне неприятен для человеческого слухового аппарата и заставляет нарушителя покинуть охраняемую зону. Поскольку транслируемая системой интенсивность звукового сигнала не достигает 160 децибел, влекущих за собой невосполнимую потерю слуха, использование системы не требует специального разрешения. Однако оператору необходимо пройти двухдневный сертифицированный курс по управлению акустической системой.

По итогам испытаний акустической системы LRAD1000, начальник Главморинспекции компании Лукойл Валерий Кравченко заявил: «В условиях интенсивного развития частного маломерного флота и юридической невозможности использовать средства контактного воздействия на нарушителей проблема охраны границ потенциально опасных объектов со стороны моря, в частности, нефтеналивных терминалов и морских стационарных платформ, приобретает все большую актуальность. Акустическая система оповещения и реагирования является прогрессивным решением для обеспечения охраны судов и портовых средств в соответствии с Международным кодексом ОСПС. Внедрение подобной системы на охраняемых объектах позволит не только предупреждать нарушителей о вторжении в запрещенную зону, но и оказывать дистанционное воздействие, способствующее скорейшему урегулированию ситуации».

Интегрированный подход к обеспечению безопасности


В настоящее время в российских портах существуют две структуры управления: хозяйствующее звено (ФГУП Росморпорт) и государственное учреждение (МАП), призванное создавать системы безопасности мореплавания, структуры управления портами, осуществлять контроль и координацию портов. При дальнейшем усложнении и охвате функций государства в системе портовой деятельности назревает необходимость создания комплексной системы морской безопасности портов России. Что потребует создания глобальной автоматизированной системы управления транспортным процессом с элементами обеспечения безопасности находящихся в порту и береговой зоне судов, грузов, пассажиров и других участников экономической деятельности.

У компании Транзас есть свое решение этой задачи. Предлагается концепция создания Многоуровневой интегрированной системы обеспечения комплексной безопасности портов, территорий и акваторий (WAIPS). Эта система включает комплекс средств и методов обнаружения, регистрации, оповещения, поддержки принятия управленческих решений и реагирования на угрозу или фактическое событие.

WAIPS представляет собой высокотехнологичное интеграционное решение, позволяющее организовать гибкий и скоординированный подход к вопросу обеспечения безопасности как отдельно взятых объектов (нефтедобывающих платформ, нефтеналивных и химических терминалов, плавучих нефтехранилищ, СГТС, акваторий портов и т. п.), так и к формированию корпоративных систем с возможностью их подключения к внешним источникам информации. В качестве внешних источников могут использоваться системы управления движением судов, автоматические идентификационные системы, системы глобального позиционирования GPS/ГЛОНАСС, внешние базы данных и т.д. Комплекс строится по принципу модульной архитектуры, элементы которой способны работать как в однопользовательском, так и сетевом варианте, при этом обеспечивается возможность организации общекорпоративного информационного пространства, включая территориально удаленные элементы и внешние информационные источники.

Под уровнем безопасности понимается зона или сектор охраняемого района, площадь и положение которой обуславливаются необходимой степенью защиты и ограничиваются техническими характеристиками оборудования. Следовательно, количество уровней системы определяется отдельно для каждого объекта корпоративной системы. В общем случае система предусматривает наличие семи уровней:
• первый – уровень раннего обнаружения и прогнозирования;
• второй – уровень визуального наблюдения и идентификации;
• третий – уровень ближнего контроля и реагирования;
• четвертый – уровень подводной защиты;
• пятый – уровень территориальной безопасности;
• шестой – уровень объектовой безопасности;
• седьмой – уровень информационной безопасности.

WAIPS – инновационное решение для формирования скоординированного подхода и реализации специализированных проектов в области безопасности от локального до глобального уровня. Области применения системы многочисленны и включают: морские и речные акватории; районы интенсивного судоходства; районы повышенной экологической чувствительности; порты и районы якорных стоянок; территории портов, вокзалов и аэропортов; транспортные и пассажирские суда; суда обеспечения; гидротехнические сооружения; особо важные и опасные промышленные объекты; объекты нефтегазового комплекса; объекты инфраструктуры; буровые и нефтедобывающие платформы; нефтяные терминалы; центры экологического мониторинга.

WAIPS позволяет организовать многоуровневую модель безопасности с учетом уникальности объектов, местных условий, факторов потенциального воздействия и т.п. Кроме того, в зависимости от типа и назначения используемых сенсоров система способна обеспечивать общую охрану объекта, включая предупреждение террористической угрозы; навигационную безопасность его акватории и экологическую безопасность внешней среды в районе нахождения объекта.

Перейти к содержанию № 1(23) 2008

 

№ 1(23), 2008
Порты

Р. Н. Модеев, начальник департамента береговых систем ЗАО «Транзас»

Р. Н. Модеев, начальник департамента береговых систем ЗАО «Транзас»

Интерфейс системы

Интерфейс системы

Пример
окна мониторинга : APC EMS

Пример окна мониторинга : APC EMS

Переносной лоцманский индикатор с ПО

Переносной лоцманский индикатор с ПО

Новые аппаратные средства

Новые аппаратные средства

Многоуровневая интегрированная система обеспечения комплексной безопасности портов, территорий и акваторий

Многоуровневая интегрированная система обеспечения комплексной безопасности портов, территорий и акваторий