Первый в России ледокольный буксир нового поколения – для «Норильского никеля»

17 сентября 2009 г. в городе Бор Нижегородской области состоялась сдача и поднятие российского флага на речном буксире, построенном по заказу ОАО «ГМК «Норильский никель». Буксир «Портовый-1» является первым из нового поколения речных буксиров, которые будут создаваться для работы на внутренних водных путях России.

Мелкосидящий ледокольный буксир «Портовый-1» заменит в составе вспомогательного флота ГМК «Норильский Никель» в порту Дудинка буксир 1969 г. постройки. Новое судно предназначено для кантовочных работ в портах и транспортных буксировок в пределах рейда порта Дудинка. Район эксплуатации – водные бассейны и устьевые участки рек с морским режимом судоходства разряда «О».

Новый буксир облегчит задачи по швартовке несамоходных судов, в частности он будет выполнять следующие виды работ:

• рейдо-маневровые работы с речными судами, плавкранами;
• впомогательные работы по постановке к причалу, отводу от причала, кантовке барж,
• речных транспортных судов, лихтеров, плашкоутов;
• расстановка судов в отстойном затоне в период весеннего паводка;
• ледокольные работы в реке Дудинка в осенний период;
• расстановка несамоходного флота на зимний отстой (установка на удалении от причала в осеннем льду с удержанием до вмораживания).

«Постройка речного буксира является частью стратегии «Норильского никеля», направленной на создание собственного современного флота, что позволит обеспечить транспортную независимость и повысить эффективность деятельности компании», – сказал Сергей Бузов, заместитель Генерального директора, руководитель Блока товарно-транспортной логистики ГМК «Норильский никель».

В последние годы для речных перевозок, как правило, строят самоходные сухогрузные и нефтеналивные суда, а также несамоходные баржи. При этом существующий флот речных буксиров и толкачей продолжает неуклонно стареть. На начало 2008 г. количество таких судов с классом Российского Речного Регистра

возрастом до 10 лет составляло всего 55 судов;
от 10 до 15 лет – 101 судно;
от 15 до 20 лет – 972 судна;
от 20 до 30 лет – 2517 судов;
старше 30 лет – 3119 судов.

Буксир «Портовый-1» представляет собой стальной однопалубный, двухвинтовой теплоход, с носовым уступом главной палубы, со средним расположением рулевой рубки и машинного отделения, с форштевнем ледокольного типа. Тяговое усилие на швартовах составляет 6,5 тонн.

В качестве главных двигателей используются два высокооборотных дизельных двигателя фирмы «Scania» мощностью 221 кВт каждый (предусмотрена возможность работы двигателя в течение 1 часа с нагрузкой 110% номинальной мощности). В качестве вспомогательной энергетической установки применяются два дизель-генератора фирмы «Volvo Penta» мощностью 62 кВт каждый, расположенные в машинном отделении.

Доковый вес буксира составляет около 100 тонн. Для подъема буксира плавкраном предусмотрены стационарные обухи для крепления стропов. По бортам судна установлен резиновый привальный брус, что позволяет буксиру обслуживать, в том числе, танкерный флот. Автономность судна по запасам топлива составляет 3,3 суток; воды – 4,8 суток. Экипаж состоит из 6 человек.

Расчетный срок службы выполненного из судостроительной стали категории Д корпуса судна составляет 15 лет.

В соответствии с Правилами Российского Речного Регистра при постройке судна приняты меры по предотвращению загрязнения окружающей среды. Буксир был заложен на судостроительном заводе ОАО «Завод "Нижегородский теплоход» 12 сентября 2008 г., спуск на воду состоялся 27 августа 2009 г. Проект судна разработан «Морским Инженерным Бюро» (г. Одесса, Украина). Стоимость буксира составляет 120 млн. рублей.

После приемки «Портовый-1» был отбуксирован до порта Архангельск, где 25 октября был успешно погружен на крышку третьего трюма дизель-электрохода «Норильский Никель» и отправлен к месту службы. Благополучно прибыв в порт Дудинка 1 ноября 2009 года, был установлен на зимний отстой с помощью специально спроектированных кильблоков.

Перейти к содержанию № 4(30) 2009

 

№ 4(30), 2009
Судоходство