Качественное судоходство: стандарт XXI века. Безопасность и защита морской среды: грядущие перемены

Мировой финансовый кризис внес жесткие поправки в перспективы мирового судоходства и судостроения. Несмотря на то, что его последствия еще предстоит оценить, международное морское сообщество продолжает совершенствовать стандарты безопасности на море и защиты морской среды.

XII Международный семинар Российского морского регистра судоходства «Безопасность и защита морской среды: грядущие перемены» прошел 21-22 октября в Санкт-Петербурге. В ходе форума представители мировой морской общественности обсудили вопросы, связанные с обеспечением безопасности на море, среди которых – подготовка моряков и условия их труда, морская охрана, проблемы защиты окружающей среды.

Мировой кризис поставил морскую индустрию перед проблемой достижения компромисса между запросами мировой экономики с одной стороны, и требованиями безопасности мореплавания и охраны природы – с другой. Участники XII Международного семинара были единодушны в том, что кризисные явления не должны рассматриваться как основание или причина для снижения усилий мирового морского сообщества в области разработки и применения на практике новых, более совершенных стандартов безопасности и природоохраны.

Организационная поддержка проведению семинара была оказана Министерством транспорта Российской Федерации, Федеральным агентством морского и речного транспорта и Федеральной службой по надзору в сфере транспорта. С приветственными обращениями к участникам и пожеланиями успешной работы выступили директор Департамента государственной политики в области морского и речного транспорта Алексей Клявин и заместитель руководителя Ространснадзора Владимир Попов.

Генеральный директор Российского морского регистра судоходства Николай Решетов, обращаясь к участникам семинара, подчеркнул важность предлагаемых для обсуждения вопросов. В своем докладе Николай Решетов отметил, что человеческий фактор остается причиной аварий в подавляющем большинстве случаев, а возможности МКУБ как инструмента обеспечения безопасности фактически не используются в настоящее время с максимальной эффективностью. Относительное постоянство доли человеческого фактора в общем перечне причин аварийных случаев и происшествий сохраняется в течение многих лет. «В системе «человек - судно» элемент «человек» продолжает оставаться не только ненадёжным, но и непредсказуемым звеном», – сказал Николай Решетов.

С деятельностью Международной морской организации в области предотвращения загрязнения воздушной среды ознакомил первый заместитель директора Управления морской среды ИМО Дачанг Ду. Хотя на судоходство в целом приходится всего 3,3% антропогенного выброса углекислого газа в атмосферу, этот показатель может существенно увеличиться в отсутствие эффективных мер по ограничению поступления СО2 с судов, и при наличии опережающих действий в других отраслях.

«Более 80% мировой торговли осуществляется посредством морских перевозок, – отметил Мартен Коопманс, полномочный представитель Европейской Комиссии при ИМО, – и общество будет требовать от судоходства более высокой безопасности и жесткости экологических стандартов; соответственно, судоходству придется выполнить эти требования, невзирая на кризисные явления».

В качестве примера успешного развития системы международных стандартов в области охраны природных ресурсов, Николай Решетов привел принятие в мае 2009 г. Гонконгской международной конвенции по безопасной и экологически рациональной утилизации судов. «Этот новый международный договор «замыкает круг» инструментов ИМО, регламентирующих проектирование, постройку и эксплуатацию судов, добавляя к ним документ, регулирующий безопасность утилизации судов, и, таким образом, охватывая весь жизненный цикл судна», – подчеркнул он.

Заместитель генерального секретаря Парижского меморандума о взаимопонимании о контроле судов государством порта Карин Дропперс рассказала о результатах деятельности Парижского меморандума: по результатам инспекций за последние пять лет средний процент задержаний держится на уровне 5%. В результате введения в 2011 г. нового инспекционного режима планируется добиться более эффективного, основанного на рисках планирования и более полного охвата судов, заходящих в район действия Парижского меморандума.

Статистические данные по контролю судов в рамках другого ведущего мирового режима контроля судов со стороны государства порта – Береговой охраны США – привел директор по коммерческим правилам и стандартам Береговой охраны США Джеффри Ланц. Данные свидетельствуют о росте числа задержаний судов с 2008 г. на 17% по сравнению с 2007 г. Г-н Ланц отметил успешные действия Российской Федерации по выводу субстандартных судов из эксплуатации: в 2009 г. Береговой охраной США не задержано ни одного судна под российским флагом.

Среди современных средств повышения безопасности на море выступающими были названы также е-навигация и система опознавания судов и слежения за ними на дальнем расстоянии (система ОСДР). Руководитель Управления по безопасности на море Федерального министерства транспорта, строительства и градоустройства Германии Клаус Гренземанн ознакомил аудиторию с общей стратегией е-навигации. «Электронная навигация – это организация согласованного сбора морской информации, идентификации ее взаимосвязей, обмена и анализа данными на судне и на берегу с помощью электронных средств управления судоходством от причала до причала», – отметил он.

«Система ОСДР возникла как инструмент совершенствования безопасности на море, и в настоящее время требования к ней являются частью СОЛАС. Кроме целей охраны судна и экипажа, она способствует также и защите природы. Система ОСДР хорошо зарекомендовала себя и продолжает совершенствоваться в соответствии с планами ИМО, Договаривающихся Правительств СОЛАС и Координатора системы ОСДР», – сообщил в своем докладе контр-адмирал Береговой охраны США в отставке Роберт Норт, советник Регистра Республики Маршалловы острова. Он подчеркнул эффективность системы ОСДР и практическую пользу, которую она представляет для администраций флага, государств порта и прибрежных государств. Среди преимуществ системы ОСДР – определение географических районов повышенной опасности во всем мире, отслеживание движения судов вблизи берегов для обеспечения безопасности, охраны судов, защиты окружающей среды, определение местоположения судов, вышедших из графика, более эффективное управление деятельностью контроля государства порта, включая оценку риска безопасности и сохранности судов, уменьшение риска нападений пиратов.

Опасностям, представляемым современным пиратством, посвятил свое выступление Секретарь Международной палаты судоходства Саймон Беннетт. «Ситуация в водах Сомали вызывает особенную тревогу, однако мы не должны забывать о том, что моряки подвергаются нападениям и в других районах мира, как например, в дельте Нигера, – сообщил он присутствующим. – Ассоциации отрасли, включая Международную палату судоходства, предпринимают в настоящее время соответствующие действия для поиска долгосрочных и краткосрочных средств разрешения этой ситуации».

Среди иных актуальных тем, затронутых выступающими, были: взаимодействие администрации с классификационными обществами (К. Ройдис, Греция), обеспечение должного качества судоходства (Л. Дьерберг, Дания), ответственность государств в связи с изменениями климата (С. Сергиу, Кипр), контроль судов со стороны государства порта в Соединенном Королевстве (П. Долби, Великобритания), система судовых сообщений GOFREP (А. Майде, Эстония), анализ поправок к Приложению VI к МАРПОЛ (Э. Захарявичюс, Литва), общее состояние танкерной индустрии (Э. Ранхайм, ИНТЕРТАНКО), вопросы страхового обеспечения судов, временно выведенных из эксплуатации (К. Ламберс, P & I), международные стандарты труда в судоходстве (А. Натова, Болгария), аварии на море (М. Дерменжи, А. Гудзь, Сент-Киттс и Невис), сотрудничество между образовательными учреждениями (В. Михеев, И. Костылев, Россия).

Международные семинары РС стали знаковым событием для морской общественности России. Участники семинаров отмечают, что именно в ходе этих форумов российские судовладельцы могут получить из первых уст освещение наиболее острых проблем отрасли.

Российский морской регистр судоходства (РС), ФАУ

191186, Россия, Санкт-Петербург, Дворцовая набережная, 8

Телефон: +7 (812) 312 8878

E-mail: pobox@rs-head.spb.ru

Перейти к содержанию № 4(30) 2009

 

№ 4(30), 2009
Судоходство

Интегрированная навигационная система – ключевой элемент будущей концепции
электронной навигации

Интегрированная навигационная система – ключевой элемент будущей концепции электронной навигации

Аварийные случаи загрязнения с танкеров 1974-2009 гг.

Аварийные случаи загрязнения с танкеров 1974-2009 гг.