Рынок бункеровки «похудел» на четверть

Бункерный рынок, как зеркало активности морского порта, не смог избежать в кризисном году падения объемов продаж. По итогам первого полугодия падение объемов продаж бункерного топлива в порту Санкт-Петербург даже превысило динамику падения грузооборота. В результате с крупнейшего регионального бункерного рынка ушли 15 компаний. Оставшиеся бункеровщики уступили пальму первенства бункерным «дочками» российских нефтяных гигантов – «Газпром нефти» и «ЛУКОЙЛа».

Большой порт Санкт-Петербург в первом полугодии 2009 г. показал падение грузооборота по сравнению с первым полугодием 2008 г. на 23% – до 22,6 млн. тонн. Соответственно количество обслуженных в порту судов сократилось за отчетный период на 1400 единиц, составив 4600 судов. Такая тенденция характерна в этом году для большинства российских портов. Причина очевидна – мировой кризис спровоцировал спад мировой торговли. Поэтому в первую очередь пострадали порты, в грузообороте которых значительную долю занимают контейнерные грузы (в основном, товары народного потребления и строительные грузы).

Меньший объем меньшими силами

Бункерный рынок Большого порта Санкт-Петербурга по итогам первого полугодия показал спад на 25% по сравнению с аналогичным показателем предыдущего года. Совокупные продажи темного и светлого топлива, по данным аналитического отдела ИАА «ПортНьюс», в 2009 г. составили 770,5 тысяч тонн. В январе-феврале текущего года месячные объемы продаж бункерного топлива в порту не превышали 100 тысяч тонн. По итогам марта было зафиксировано оживление рынка – около 130 тысяч тонн нефтепродуктов реализовано бункерными компаниями региона. В мае с началом летней речной навигации и открытием морского пассажирского терминала на Васильевском острове Санкт-Петербурга на бункерном рынке реализация топлива превысила 160 тысяч тонн в месяц. Соотношение продажах темного и светлого бункерного топлива составляет 90% к 10%. Прогноз объема продаж бункерного топлива в порту Санкт-Петербург по итогам 2009 г. сохраняется в пределах 1,6-1,8 млн. тонн, что более чем на полмиллиона тонн меньше аналогичного показателя 2008 г.

Согласно данным ИАА «ПортНьюс», с начала года число участников бункерного рынка Большого порта Санкт-Петербург сократилось на 15 компаний. По итогам полугодия можно говорить о 15-16 достаточно заметных участниках рынка. Подробную информацию можно получить в аналитическом издании ПортНьюс «Бункерный рынок - Полугодовой отчет 2009».

Своя иерархия

За место лидера на региональном бункерном рынке соревнуются две дочерние структуры российских нефтяных гигантов – «Газпром нефти» и «ЛУКОЙЛа». Так, по итогам первых шести месяцев текущего года ООО «Газпромнефть Марин Бункер» реализовало более 160 тысяч тонн топлива, опередив ООО «ЛУКОЙЛ-БУНКЕР». На третьем месте, с объемом продаж около 100 тысяч тонн к концу полугодия, подошло ООО «Балтийская топливная компания» (БТК), возникшее в результате объединения в 2008 г. группы компаний «Контур СПб» и группы компаний «Перспектива». С БТК конкурируют ООО «Невский мазут» и ООО «Балтийская бункерная компания» (ББК), занимавшие год назад первые строчки бункеровочного рейтинга.

В кризисный период ощутимо снизили объем продаж бункерного топлива две крупные бункерные компании: бункерная «дочка» ОАО «НК Роснефть» и структура некогда крупнейшего российского бункерного холдинга ООО «Трансбункер Балтик». Они замыкают рейтинг лидеров.

Лидером продаж темных нефтепродуктов, как и лидером всего рынка, стало ООО «Газпромнефть Марин Бункер». Всего темными нефтепродуктами в первом полугодии торговали 20 компаний. На рынке светлых нефтепродуктов лидирующие позиции сохраняет несколько лет подряд ООО «ЛУКОЙЛ-БУНКЕР». Реализацией светлого топлива в начале 2009 г. в порту Санкт-Петербург занималась 21 компания. Средняя цена реализации бункерного топлива в Санкт-Петербурге в июне 2009 г. составляла $340 за тонну.

Переучет топливных причалов

Начало 2009 г. было знаменательно пристальным вниманием со стороны государственных надзорных органов, подведомственных Минтрансу РФ, к деятельности бункеровочных компаний Большого порта Санкт-Петербург. Тщательной ревизии подверглись причалы, с которых на акватории порта ведется перевалка нефтепродуктов, а также экологические аспекты бункеровочной деятельности. По информации ФГУ «Администрация морского порта «Большой порт Санкт-Петербург», к июню 2006 г. отгрузку бункерного топлива можно было производить с 14 причалов, расположенных на акватории порта, в том числе в Ломоносовской гавани. Однако не все причалы на сегодняшний день оборудованы в соответствии с постановления Правительства РФ №544, то есть имеют нефтепродуктопровод, связанный с нефтебазой. Временный разрешительный режим осуществления погрузо-разгрузочных операций в порту повысил спрос со стороны бункеровщиков на аренду стационарных морских нефтебаз. Так простаивавший почти год бункеровочный терминал, построенный на Кировском заводе ГК «Трансбункер», был арендован дочерними структурами «Газпром нефти» для работы своего бункеровочного подразделения.

Крупнейший нефтепродуктовый терминал порта, специализирующийся на экспортной отгрузке нефтепродуктов – ЗАО «Петербургский нефтяной терминал» (ПНТ) для отгрузки бункерного топлива предлагает два из шести своих причалов. «В настоящее время ПНТ помимо экспортной перевалки нефтепродуктов обеспечивает отгрузку около 30 тыс. тонн в месяц бункерного топлива. Можно удвоить этот показатель, то есть принять объемы еще 1-2 бункерных компаний, но не больше», — заявили в беседе с ИАА «ПортНьюс» представители ПНТ.

Средняя цена перевалки нефтепродуктов на причалах порта в июне 2009 года составила примерно $20 за тонну.

Экологический подъем

Вместе с сокращением объемов перевалки судового топлива в порту Санкт-Петербург наблюдалось снижение количества нефтеразливов, произошедших при бункеровке судов. В сравнении с тем, что в первом полугодии 2008 г. на акватории порта произошло девять нефтеразливов, их количеств, по статистике Администрации порта, сократилось в 3 раза.

В частности, 1 февраля 2009 г. с теплохода Federal Rhine (балкер постройки 1997 г., флаг Барбадос) в районе причала №36 Большого порта Санкт-Петербург произошел разлив масла гидравлики. Силами ФГУП «Балтийское Бассейновое Аварийно-Спасательное управление» (ББАСУ) с поверхности акватории было собрано около 400 кг нефтепродуктов. За нарушение правил охраны водного объекта судовладелец привлечен к административной ответственности, ему предъявлены штрафные санкции в размере 40 тыс. рублей. Произведен расчет экологического ущерба Невской губе восточной части Финского залива, сумма которого составила 1 млн. 469 тыс. рублей. Претензия по возмещению время предъявлена виновнику загрязнения.

На следующий день, 2 февраля 2009 г., произошел второй разлив нефтепродуктов, на этот раз с теплохода «Бухта Омега» (рефрижератор постройки 1987 г., флаг Панама), который составил около 400 кг горюче-смазочных материалов. За нарушение правил охраны водного объекта юридическое лицо привлечено к административной ответственности, ему предъявлены штрафные санкции в размере 40 тыс. руб. Ущерб Невской губе и восточной части Финского залива оценен в 1 млн. 485 тыс. руб. Работы по ликвидации последствий аварийного происшествия проводило ББАСУ.

Третий нефтеразлив – на этот раз мазута марки IFO 380 случился 30 мая 2009 г. с танкера-бункеровщика «Луга», причем из 200 л. разлившегося мазута 126 л. осталось на палубе, а 74 л. попало на акваторию. Работы по ликвидации разлива также проводило ББАСУ

Портовый сервис для каждого

ИАА «ПортНьюс», основанное в 2004 г. как новостное интернет-агентство, накопило обширную базу информационных и аналитических материалов по сервисным операциям в портах России. На протяжении пяти лет специализированным печатным изданием агентства был аналитический отчет «Бункерный рынок», выполненный в виде глянцевого 100-страничного журнала с подробными статистическими приложениями и графиками. Большой интерес читателей «ПортНьюс» к иным сервисным операциям в порту – буксировкам судов, экологическим работам, проектированию и оформлению портовых объектов, а также ремонту флота и торговле перегрузочным оборудованием – стал причиной расширения печатного издания агентства. С 2010 г. «ПортНьюс» будет выпускать новый журнал «Портовый сервис», ключевым акцентом которого по-прежнему останется бункерный рынок. Однако наряду с рынком бункеровки, в журнале найдут отражения и другие специализированные рынки, связанные с обслуживанием судов и грузов в портах России. Приглашаем к сотрудничеству!

Перейти к содержанию № 4(30) 2009

 

№ 4(30), 2009
Порты