Сухогрузные суда типа «Каспиан Экспресс» и их модификации

Егоров Г.В. – генеральный директор, Морское Инженерное Бюро, Санкт-Петербург
Раим Алекперов – генеральный директор, ALBROS Shipping and Trading Ltd. CO
Тонюк В.И. – технический директор, Морское Инженерное Бюро, Санкт-Петербург

До 2004 г. в практике отечественного проектирования и строительства судов практически отсутствовал широко распространенный в европейском судостроении класс судов прибрежного плавания, так называемых коастеров, с расчетной длиной не более 85 м (без спасательных шлюпок).

Эти, как правило, однотрюмные суда предназначены для перевозки разнообразных генеральных и навалочных грузов в европейском «каботаже» между небольшими морскими портами, мелководными причалами больших морских портов, устьевыми портами, портами на внутренних водных путях партиями от 1000 до 4500 тонн.

Головное судно проекта 003RSD04 «Ulus Prime» типа «Каспиан Экспресс» было спущено на воду 10 апреля 2004 г. в Тузле (Турция) на верфи «Чексан».

«Ulus Prime» (рис. 1) стал первым отечественным коастером, который обладает всеми функциями, присущими европейским судам подобного класса, при этом приспособленным к эксплуатации в отечественных условиях, например, на мелководье Азовского моря.

Принципиальным отличием работы коастеров от судов смешанного плавания (ССП) является их интенсивная эксплуатация в прибрежных морских условиях с эпизодическими заходами во внутренние водные бассейны.

Преимущественная морская эксплуатация требует обеспечения достаточных мореходных качеств, что приводит к понятному снижению коэффициентов полноты корпуса по сравнению с ССП.

Необходимость обеспечения эпизодической эксплуатации по внутренним водным путям накладывает ограничения на габаритные размеры коастеров, в первую очередь на ширину, осадку и надводный габарит. Последнее обстоятельство определяет отличие размерений (ширина, надводный габарит) европейских коастеров, периодически работающих на Рейн, Сайму, Сену, Мозель, Эльбу, Дунай, от отечественных ССП, предназначенных в том числе для проходов через Волго-Донской судоходный канал. Как правило, ширина европейских сухогрузных судов прибрежного плавания находится в пределах 10,5-15,0 м (16,5 м для отечественных судов), осадка по грузовую марку 4,4-6,5 м (3,2-4,5 м), высота борта 6,5-8,0 м (5,0-6,0 м), скорость эксплуатационная 11,0-14,5 узлов (10-10,5 узлов). Это позволяет сделать заключение о том, что европейские коастеры без внесения изменений в их главные характеристики не будут конкурентоспособны с отечественными судами при условии, что необходимо работать на наши мелководные порты.

Судоходная компания «Albros» (генеральный директор Раим Алекперов), начиная с 2002 г. строит и с 2004 г. эксплуатирует суда проекта 003RSD04 и его модификаций 003RSD04/ALB02 и 003RSD04/ALB03.

Суда базового проекта 003RSD04 и его модификации 003RSD04/ALB02 приспособлены для работы при осадках 4,1-4,5 м российских портов Азовского и Каспийского морей (по классификации, принятой в Морском Инженерном Бюро, относится к т.н. «азовским трехтысячникам» [1]) с возможностью прохода по Волго-Донскому речному каналу (сохраняя при этом возможность брать двухтысячную партию груза даже при осадках в реке 3,40 м).

Суда модификации 003RSD04/ALB03 обладают уже более отчетливо выраженной морской функцией, причем эксплуатация осуществляется большей частью не в мелководных портах Азовского моря, но и в портах Черного, Средиземного, Северного и Балтийского морей. Суда этой модификации имеют, в отличие от базового проекта, ограничение по району плавания R1 в соответствии с Правилами РС, что позволяет им совершать переходы с бóльшим удалением от мест убежищ и при бóльшей допускаемой высоте волны по сравнению с судами базового проекта. При этом они по-прежнему является продуктом симбиоза европейских судов прибрежного плавания и отечественных условий. Однако, соотношения главных размерений (особенно отношение ширины к высоте борта) уже более приближены к обычным для европейских коастеров.

Особенностью судов типа «Каспиан экспресс» является наличие одного «ящичного» трюма, что позволяет перевозить «проектные» негабаритные грузы с портов Европы на порты Каспия.

Проект 003RSD04 разработан МИБ при активном участии сотрудников компании «ALBROS». В настоящее время сданы в эксплуатацию шесть судов исходного проекта 003RSD04 - «Ulus Prime», «Ulus Star», «Ulus Sky», «Ulus Breeze», «Ulus Wind» и «Ulus Stream»; три судна модификации 003RSD04/ALB02 - «Gelius 1» (рис. 1), «Gelius 2», «Gelius 3» (рис. 2); два судна модификации 003RSD04/ALB03 - «Modulus 1» и «Modulus 2» (рис. 3). В постройке находится третье судно модификации 003RSD04/ALB03 - «Modulus 3».

 Суда проекта 003RSD04 и его модификаций предназначены для перевозки генеральных, навалочных, лесных и крупногабаритных грузов, контейнеров международного стандарта высотой 9 футов и опасных грузов классов 1, 2, 3, 4, 5, 6.1, 8, 9 МК МПОГ и Приложения В Кодекса ВС.

Предусматривается эксплуатация между устьевыми портами Украины и России и европейскими континентальными портами в соответствии с классом судна, включая работу в условиях Балтийского, Северного морей, Черноморско-Азовского бассейна, Средиземного и Каспийского морей, а также на внутренних водных путях европейской части Российской Федерации, в том числе по Волго-Донскому и Волго-Балтийскому речным каналам.

Базовый проект судна был разработан на класс КМ  ЛУ1 II А3 Российского Морского Регистра Судоходства и удовлетворяет всем требованиям международных конвенций, действующим на дату закладки судна. Начиная с пятого судна проекта 003RSD04 конструкция корпуса была подкреплена на класс ЛУ2. Модификация 003RSD04/ALB02 была также выполнена на класс КМ  Ice2 R2 АUT3. Модификация 003RSD04/ALB03 спроектирована с учетом опыта эксплуатации предыдущих судов базового проекта и модификации 003RSD04/ALB02 и строится на класс КМ  Ice3 R1 АUT3.

Созданию данного проекта предшествовал технико-экономический анализ (Таблица 1 {ссылка открывается в отдельном окне}) наиболее эффективных из существующих судов прибрежного класса («коастеров») и сравнение проектных характеристик судна проекта 003RSD04 и его модификаций с характеристиками существующих судов. Сравнительный анализ показал значительное превосходство технико-экономических характеристик (таких как коэффициент использования водоизмещения по дедвейту и энергозатраты на единицу транспортной производительности) проектируемых судов над судами-аналогами.

Такое преимущество достигнуто за счет ограниченного района плавания и рационального распределения толщин и категорий материала стального корпуса с позиций обеспечения общей продольной прочности и местных нагрузок [2]. Мидель-шпангоут судов типа «Каспиан экспресс» приведен на рис. 5.

Архитектурно-конструктивный тип основного проекта и его модификаций - стальной однопалубный одновинтовой теплоход, с баком и ютом, с кормовым расположением рубки и машинного отделения, с двойным дном высотой и двойными бортами, одним трюмом, с бульбовой носовой и транцевой кормовой оконечностями.

В носовой оконечности расположены форпик, аварийный пожарный насос, шахта лага и эхолота, шкиперская, малярная, а также носовое подруливающее устройство типа «винт в трубе» мощностью 125 кВт (с пятого судна серии - 200 кВт). На судах модификации 003RSD04/ALB02 установлено НПУ мощностью 170 кВт. В связи с тем, что суда модификации 003RSD04/ALB03 имеют бóльшую осадку по ЛГВЛ и бóльший максимальный дедвейт, на них устанавливается более мощное носовое подруливающее устройство - 245 кВт.

В кормовой оконечности судна расположены МО и развитая высокая надстройка юта. Трехъярусная кормовая рубка со служебными и жилыми помещениями для экипажа численностью 9 чел. (11 мест) спроектирована с учетом обеспечения ограниченного надводного габарита судна, необходимого для прохода по внутренним водным путям Российской Федерации. Рулевая рубка выполнена с круговым обзором и минимальными зонами затенения в соответствии с ISO 8468 и циркулярным письмом MSC/Circ.982 от 5 декабря 2000 г.

Трюм выполнен ящичной формы, гладкостенный, удобный для проведения грузовых работ и размещения груза без штивки. Размер грузового трюма основного проекта составляет 59,15 х 13,2 х 6,35 м. На судах дальнейших модификаций в связи с выходом новых требований МК о грузовой марке ширина трюма была уменьшена с целью уменьшения пролета люковых закрытий и снижения их веса. Так, суда модификации 003RSD04/ALB02 имеют трюм с размерами 59,15 х 12,7 х 6,40 м; суда модификации 003RSD04/ALB03 оборудованы трюмом с размерами 55.9 ´ 12.7 ´ 8.0 м. Размеры трюмов обеспечивают размещение контейнеров международного стандарта, а также возможность перевозки крупногабаритных нестандартных грузовых мест. Такая функция делает суда проекта 003RSD04 и его модификаций привлекательными с точки зрения доставки оборудования для интенсивного освоения шельфовой зоны Каспийского моря. Причем нестандартные грузовые места могут бесперевалочно доставляться из любого европейского порта по внутренним водным путям Российской Федерации в Каспийское море.

Для возможности сохранения одного трюма при обязательном выполнении требований Международной Конвенции СОЛАС-74 к вероятностному индексу деления на отсеки была разработана специальная схема расположения балластных и сухих отсеков второго дна и второго борта с перетоками, обеспечивающая минимизацию крена при повреждениях борта.

Грузовые трюма базового проекта и модификации 003RSD04/ALB03 оборудованы съемными люковыми закрытиями, перемещение которых обеспечивается с помощью козлового крана (рис. 8). Расчетная нагрузка на люковые крышки позволяет размещение на них лесных грузов с высотой каравана 2,5 м или одного яруса контейнеров максимальной массы. На нескольких судах базового проекта и на судах модификации 003RSD04/ALB02 установлены люковые закрытия типа «Folding».

Теоретический корпус судна базового проекта, спроектированный В.И. Тонюком, имеет цилиндрическую вставку протяженностью 0,30L. Бульб, площадь которого составляет 5,0% от площади мидель-шпангоута, длиной 0,0165L используется для снижения волнового сопротивления. Форма кормовой оконечности (транцевая корма) оптимизирована для обеспечения подтока воды к винту регулируемого шага, форма носовой оконечности разработана с учетом работы судна в ледовых условиях и в условиях предельного волнения в соответствии с классом судна.

На судах, строящихся по модификациям  003RSD04/ALB02 и  003RSD04/ALB03, теоретическая поверхность была в дальнейшем усовершенствована с применением методов расчетной гидродинамики при активном участии сотрудников компании «Albros».

Движение судна обеспечивается одним винтом регулируемого шага. Управление судна осуществляется при помощи руля Беккера, расположенного в ДП судна.

Расчетный срок службы корпуса судна 24 года. В качестве материала основных конструкций корпуса применяется судостроительная сталь категорий РСD с пределом текучести 235 МПа. Верхняя часть непрерывных продольных комингсов люков выполняется из судостроительной стали повышенной прочности категории PCD36 с пределом текучести 355 МПа. Элементы конструкций палуб бака и юта, профильный прокат в надстройках и рубке выполняются из стали категории PCА.

Продольные комингсы грузового трюма установлены в плоскости продольных переборок трюма.

Поперечные переборки - плоские. Двойное дно, днище и главная палуба, двойные борта (пр. 003RSD04/ALB02, 003RSD04/ALB03), продольные комингсы люка выполнены по продольной системе набора; двойные борта (пр.  003RSD04), конструкции машинного отделения, платформы, палубы бака и юта, оконечности судна - по поперечной.

Прочность корпусных конструкций грузового трюма достаточна для неравномерной загрузки, при которой обеспечивается общая продольная и местная прочность корпуса.

Исходя из результатов расчетного определения сопротивления судна, для главной энергетической установки выбран среднеоборотный дизель 6L21/31 фирмы MAN B&W со спецификационной максимальной длительной мощностью 1290 кВт. Главный двигатель работает на дизельном топливе.

Начиная с пятого судна серии и на судах модификации 003RSD04/ALB02, мощность главного двигателя была увеличена с 1290 до 1470 кВт. Внесены также значительные изменения в системы, расположение и объемы цистерн, что позволяет эксплуатировать суда на тяжелом топливе IFO 380. На судах модификации 003RSD04/ALB03 устанавливаются главные двигатели мощностью 1850 кВт.

Запасы топлива размещаются в диптанках в районе носовой переборки МО.

Предусмотренные судовые устройства обеспечивают выполнение требований надзорных органов к данному типу судна.

Спуск и подъем носовых и кормового якорей выполняется якорно-швартовными лебедками.

В качестве спасательных средств используются два плота вместимостью по 16 человек каждый. Плот, установленный по правому борту, спускаемого типа. На шлюпочной палубе по ПрБ установлена дежурная шлюпка с подвесным мотором, вместимостью 6 человек. Подъем и спуск дежурной шлюпки и спускаемого плота осуществляется краном.

Состав средств связи предусмотрен в объеме требований Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности (ГМССБ) для морских районов А1+А2+АЗ, а также в реках. Комплекс современного судового радиооборудования обеспечивает связь при бедствиях и безопасность мореплавания, а также эксплуатационную связь общего назначения.

Гирокомпас с репитерами, главный магнитный компас, лаг, эхолот, приемоиндикатор GPS, две радиолокационные станции, а также АИС обеспечивают судоводителя и системы-потребители навигационной информацией.

Для приема и выдачи балласта на судне имеется балластно-осушительная система, обслуживаемая двумя электроприводными центробежными насосами и водоструйным эжектором. Одновременная работа этих средств дает возможность откачать весь балласт за время не более 8 ч.

Управление судном, главной энергетической установкой, ВРШ и подруливающим устройством, радионавигационными средствами осуществляется из центрального объединенного пульта управления в рулевой рубке. Функции управления судном могут осуществляться также с бортовых пультов. Автоматизированная система предусматривает управление судном из рулевой рубки без несения постоянной вахты в машинном отделении.

Для размещения экипажа численностью 9 человек, предназначаются 2 одноместные блок-каюты, 7 одноместных кают с санузлом и душем. Предусмотрены также две запасные одноместные каюты.

На рис. 9 изображен «Gelius 1», который следует проливом Босфор в полном грузу.

В табл. 2 приведены построенные и строящиеся суда проекта 003RSD04 и его модификаций 003RSD04/ALB02 и  003RSD04/ALB03.

Серия судов проекта 003RSD04 с модификациями позволяет судовладельцу успешно решать задачи по перевозке широкой номенклатуры грузов - от нестандартных крупногабаритных грузов до зерна насыпью.

Табл. 2

Суда проекта 003RSD04 и его модификаций

Название

Верфь,
строительный номер

Дата
закладки

Дата
спуска

Дата сдачи

Проект 003RSD04

Ulus Prime

Ceksan, H-20

01.08.03

10.04.04

05.10.04

Ulus Star

Ceksan, H-21

11.09.03

06.11.04

12.04.05

Ulus Sky

Ceksan, H-26

11.11.04

23.04.05

27.07.05

Ulus Breeze

Ceksan, H-27

21.11.04

17.09.05

05.01.06

Ulus Wind

Ceksan, H-28

24.12.04

09.02.06

30.05.06

Ulus Stream

Ceksan, H-29

25.12.04

02.07.06

02.10.06

Модификация 003RSD04/ALB02

Gelius 1

Gelibolu, HB-30

14.11.06

30.07.07

06.12.07

Gelius 2

Gelibolu, HB-33

12.12.06

05.09.07

31.01.08

Gelius 3

Gelibolu, HB-34

12.12.06

02.02.08

07.05.08

Модификация 003RSD04/ALB03

Modulus 1

Aksoy Shipyard, H-31

30.12.06

01.03.08

15.08.08

Modulus 2

Aksoy Shipyard, H-36

02.04.08

10.03.09

01.06.09

Modulus 3

Aksoy Shipyard, H-37

22.07.08

 

 

Морское Инженерное Бюро (МИБ)

65009, Украина, г. Одесса, ул. Тенистая, 15

Телефон: +380 (482) 347 928

E-mail: office@meb.com.ua

Перейти к содержанию № 1(31) 2010

 

№ 1(31), 2010
Судостроение

Рис. 1. «Ulus Prime» проходит через Санкт-Петербург рейсом из Шотландии на порт Баку

Рис. 1. «Ulus Prime» проходит через Санкт-Петербург рейсом из Шотландии на порт Баку

Рис. 2. «Улус Прайм» в ледовой обстановке Азова

Рис. 2. «Улус Прайм» в ледовой обстановке Азова

Рис. 3. Судно «Gelius 3» на рейде Стамбула

Рис. 3. Судно «Gelius 3» на рейде Стамбула

Рис. 4. Судно «Modulus 2» на ходовых испытаниях

Рис. 4. Судно «Modulus 2» на ходовых испытаниях

Рис. 8. Съемные люковые закрытия и козловой кран т/х «Modulus 1»

Рис. 8. Съемные люковые закрытия и козловой кран т/х «Modulus 1»

Рис. 9. Судно «Gelius 1» следует проливом Босфор

Рис. 9. Судно «Gelius 1» следует проливом Босфор

Рис. 10. «Улус Винд» в рейсе из Германии с модулями госпиталя на борту

Рис. 10. «Улус Винд» в рейсе из Германии с модулями госпиталя на борту