ТРИТМЭНТ: «Мы можем потерять отечественный рынок»

Российские производители судовой арматуры могут потерять остатки рынка сбыта, если не откажутся от политики необоснованного повышения цен. В этом убежден Константин Шумилин, генеральный директор ООО «Тритмэнт».

Компания «Тритмэнт» – достаточно редкий образец бизнеса, построенного с нуля. Созданный в середине 90-х годов группой инженеров-судостроителей из Выборга, «Тритмэнт» сумел найти верную рыночную нишу. Сегодня на долю «Тритмэнта» приходится 11% продаж судовой арматуры в России. В 2007 г. предприятие запустило собственное производство в Шлиссельбурге. Причем завод «Тритмэнт» приятно отличается от классических старых механических цехов: светлые и теплые помещения, продуманная логистика, станки с ЧПУ. Казалось бы, можно жить да радоваться, но Константина Шумилина смущает то, что доля китайских производителей уже почти достигла той же цифры. А через десять лет, по прогнозам, станет намного выше.

Китайские (а также, к примеру, польские) производители поставщики завоевывают рынок с помощью низких цен. Причем укоренившееся представление о китайских товарах как низкокачественных устарело. Во-первых, китайцы умеют выпускать продукцию самого разного уровня качества, в том числе и «европейского», а во-вторых, среднее качество российской арматуры за последние годы тоже упало. Стоимость же растет необъяснимым образом.

Рынок судовой арматуры весьма специфичен. Он сильно зависит от состояния дел в судостроительной отрасли (хотя на арматуру приходится не более 5% стоимости судна). Кроме того, он делится на две совсем неравные части – оборудования для военных кораблей и гражданских судов. Большая часть номенклатуры у них при этом одинаковая, но поставки для нужд ВМФ ограничены целым рядом законодательных условий. В том числе требованием о закупках отечественных комплектующих. Только это и спасает пока российских производителей.



Почему же иностранные производители так легко завоевывают позиции на отечественном рынке? Вот интересные цифры. В период с 2006 г. по 2009 г., согласно статистике, инфляция в России составила менее 40%. В то же самое время цены на судовую арматуру выросли на 100-220%, а по некоторым позициям на 250-380%. То есть, в четыре раза! Может быть, причина в подорожании сырья? Отнюдь, за этот период значительно (на 178%) подорожало только олово, которое не так уж широко применяется в производстве арматуры. Цены на все прочие металлы и прокат из них поднялись незначительно, а по некоторым позициям даже снизились. В том числе, по таким важнейшим, как медь (-10%); никель (-11%); цинк (-40%). Стоимость энергии и зарплаты в промышленности также росли не космическими темпами.

Любой студент-экономист скажет, что когда отпускные цены растут в четыре раза быстрее себестоимости, это объясняется одним – желанием получить сверхприбыль. В России всего четыре крупных производителя судовой арматуры, то есть ситуация близка к монополизации. Их стремление побольше заработать понятное, но недальновидное. Потому что Россия все сильнее интегрируется в глобальный рынок, где действуют волчьи законы конкуренции.

«Гражданское судостроение – в части судовой арматуры – уже, можно считать, потеряно, – говорит Константин Шумилин. Там еще сохраняется присутствие российских производителей, но, скорее, по инерции. «Ушли» от нас рынки прибалтийских стран, поскольку тамошние судостроительные и судоремонтные заводы перешли на стандарты DIN. Военно-морской флот пока еще в основном закрыт для иностранных комплектующих, но это, видимо, тоже вопрос времени, поскольку Россия уже начинает размещать заказы ВМФ за рубежом».


Беседовал Константин Шолмов

Тритмэнт, ООО

187320, Ленинградская обл., г.Шлиссельбург, ул. Песочная, д. 38

Телефон: +7 (812) 679 0325, 679 0327, (813-78) 2-62-74

E-mail: tritment555@mail.ru

Перейти к содержанию № 1(31) 2010

 

№ 1(31), 2010
Судостроение