«Приразломная» - пионер Арктики

Завершился первый этап строительства уникальной морской ледостойкой платформы «Приразломная» – этап заводского изготовления. В ноябре МЛСП переведена с акватории Севмаша в Мурманск на 35-й судоремонтный завод для окончательной достройки, проведения пусконаладочных работ и бетонирования. Подводя итоги первого этапа создания платформы, генеральный директор ОАО «Газпром нефть шельф» Александр Мандель отметил: «Сегодня платформа находится в высокой степени готовности. Севмаш приобрел громадный опыт, с учетом которого он будет развиваться дальше».

"Разговаривать о строительстве морской ледостойкой стационарной платформы "Приразломная" можно не один час, - улыбается заместитель генерального директора, начальник производства морской техники и гражданского судостроения Валерий Бородин. - Были задействованы сотни предприятий, тысячи инженеров и рабочих, были разработаны десятки новых решений - и как итог успешно завершен первый этап строительства".

- Валерий Викторович, принято в завершающие моменты вспоминать, с чего все начиналось…
- Инициатива принадлежала академику Е.П. Велихову. Евгений Павлович знал, что запасы нефти на континенте заканчиваются и обязательно надо начинать освоение морских месторождений Арктики. А в это время Севмаш освобождался от больших объемов гособоронзаказа, т.е. мощности были на ближайшее время свободны, и их надо было загружать. Поэтому Евгений Павлович предложил создать компанию по освоению российского шельфа, и с этого момента начались активные действия по разработке самого проекта и по консолидации сил всех участников. История показывает, что направление было выбрано правильно, хотя путь был действительно сложный.

- Платформа была заложена в 1995 году. Почему строительство растянулось на 15 лет?
- Объемы финансирования даже с привлечением иностранных инвесторов не обеспечили выполнения плановых показателей проекта. Проект получил развитие только через 6 лет, в 2001 году после заключения соглашения о сотрудничестве между ОАО "Газпром" и ОАО "Роснефть" об освоении Приразломного нефтяного месторождения. Для реализации проекта в качестве заказчика на строительство платформы создается "Севмонефтегаз". Между этой компанией и Севмашем был заключен договор на изготовление опорного основания "Приразломной", а позднее и всей платформы. И только после этого в цехах развернулось строительство секций и блоков кессона.

- Строительство кессона и накатка верхнего строения потребовали принятия смелых конструктивных решений. Как выполнялась это работа?
- Мы построили четыре суперблока за два года. Каждый суперблок по массе и размерам сравним с самой большой атомной подводной лодкой "Акула". Но после строительства предстояло самое сложное - соединить их в одно целое. При этом необходимо было обеспечить безусловную надежность сооружения, ведь платформе предстоит 25-летняя эксплуатация в экстремальных климатических условиях. Мы искали пути, что и как делать. Заказчик посоветовал нам использовать водолазов, которые варят под водой. Сначала идея показалась полностью неразрешимой, потому что сварка под водой не давала требуемых прочностных характеристик. Но желание Севмаша решить этот вопрос было превалирующим, как и желание компании ООО СВП «ИнтерАква». Мы совместно разработали специальное устройство, которое обеспечивало выполнение этой работы, причем безаварийно, в хорошие сроки и с наименьшими затратами. В итоге под водой было выполнено более 15 км сварных швов.
Затем на опорном основании была сформирована промежуточная палуба, и платформу установили на дно глубоководного котлована для накатки вспомогательного модуля и верхнего строения. Процесс накатки таких сооружений на плаву выполнялся впервые.

- Какие еще знаковые моменты строительства платформы можно отметить?
- Стоит отдельно остановиться и на проектировании платформы. Это была большая проблема. Проект кардинально менялся 5 раз. При этом значительно подвергалась перекройке архитектура платформы, комплексы и системы. Лишь в 2009 году после многочисленных изменений был окончательно утвержден технический проект, определивший облик платформы. Только после этого мы смогли увеличить темпы строительства, закупить оборудование, довести численность рабочих до 3 тысяч человек. За год смонтировали буровую вышку, основное технологическое оборудование, установили жилой модуль, краны и отгрузочные устройства, сформировали из двух частей вертолетную площадку, выполнили окраску и изоляцию внутренних помещений, установили механизмы, оборудование, аппаратуру.

В ноябре громадная конструкция отправилась в плавание через два моря. По планам ОАО "Газпром нефть шельф" МЛСП "Приразломная" уже в четвертом квартале следующего года должна начать добывать нефть. Это пионер в создании морской техники для освоения богатств Арктики, гордость Севмаша, свидетельство его высоких технологий и мастерства судостроителей.

Беседовала Анастасия Никитинская

ПО «Севмаш», АО

Российская Федерация, 164500, Северодвинск, Архангельская обл., Архангельское шоссе, 58

Телефон: +7 (8184) 50-47-17

E-mail: smp@sevmash.ru

Перейти к содержанию № 4(34) 2010

 

№ 4(34), 2010
Актуальное интервью