Смазываемые водой подшипники обеспечивают усовершенствование

Недавняя замена герметизированных смазываемых маслом подшипников на подшипники, смазываемые поверхностной водой, на балкере Peter R Cresswell демонстрирует, каким способом владельцы существующих судов могут решить проблему утечки нефтепродуктов.

Все большее число судовладельцев начинает осознавать, что преимущества в отношении окружающей среды и технического обслуживания, предлагаемые при переходе на смазываемые водой дейдвудные подшипники, относятся как к эксплуатации существующих судов, так и к инвестированию в новые суда.

В конечном итоге, неуклонно внедряемая политика нулевого допуска для судов как источников загрязнения окружающей среды, которая в равной степени будет применяться ко всем судам, а также перспектива полного устранения источника загрязнения ниже ватерлинии, не может не выглядеть убедительно.

В прошлом году в новых правилах Национальной системы предотвращения сброса загрязняющих веществ (NPDES) США особо рассматривалась проблема сброса смазочных материалов из дейдвудных труб. Новые требования предусматривают большое количество гражданских и уголовных наказаний за нарушения, включая тюремное заключение. Тем временем, в Морской политике Европейского Союза 2007 г. указывается полное исключение утечек с судов в морскую окружающую среду к 2020 г.

Утечки из смазываемых маслом дейдвудных труб не обязательно сопряжены с небрежностью. В настоящее время на большинстве океанских судов гражданского назначения установлена главная энергетическая установка с гребным валом, опирающимся на смазываемые маслом металлические подшипники, при этом масло содержится в дейдвудной трубе в носовом и кормовом уплотнениях вала. Согласно данным самих производителей уплотнений, они должны подтекать (кормовое за борт, а носовое - в трюм судна) в местах сопряжения вала с уплотнением для того, чтобы функционировать надлежащим образом. Простая рыболовная сеть или трос, зацепившиеся за вращающийся вал судна, могут повредить кормовое уплотнение, что приведет к вытеканию масла из дейдвудной трубы в море. Согласно информации специалистов по ремонту уплотнений, подобное случается достаточно часто.

Поскольку Deepwater Horizon, возможно, оказывает решающее воздействие на ландшафт, представляется целесообразным принять во внимание тот факт, что в дейдвудной трубе типичного океанского судна содержится 1500 л масла. Даже установленная норма интенсивности утечки из дейдвудной трубы в 6 литров в день, утвержденная Регистром Ллойда, для мирового флота общей численностью около 45000 судов в сумме дает "стандартный" объем загрязнения нефтепродуктами от дейдвудной трубы более 80 миллионов литров ежегодно.

Масло и вода


В число владельцев, совсем недавно убедившихся в преимуществах подшипников, смазываемых водой, входит компания Algoma Central Corp, чей менеджмент по эксплуатации судов включен в Seaway Marine Transport (в сотрудничестве с Upper Lakes Group).

Когда недавно фарватер реки Св. Лаврентия замерз, компания SMT воспользовалась возможностью и заменила подшипники дейдвудной трубы на борту балкера Peter R Cresswell на смазываемую водой систему COMPAC, поставляемую компанией Thordon Bearings Inc. Эта система включает в себя пакет Water Quality Package, предназначенный для удаления при помощи центробежных сил твердых вызывающих износ частиц из забортной воды и обеспечения постоянного притока воды к подшипникам. Покрытие вала Thor-Coat обеспечивает защиту от появления коррозии для валов из мягкой низкоуглеродистой стали, эксплуатацию бронзовой облицовки валов в районе подшипников и подшипников Thordon COMPAC.

Скотт Гровз, региональный менеджер компании Thordon Bearings по Канаде/Западу США, пояснил, что для модернизации потребовался демонтаж вала, существующих подшипников, смазываемых маслом, и расширителя для масла, а также монтаж бронзовой облицовки валов, покрытия вала Thor-Coat, установка подшипников COMPAC, пакета Thordon Water Quality Package и нового носового уплотнения вала.

"При применении системы COMPAC морская вода забирается из моря, прокачивается через высокоэластичный полимерный подшипник вала и сбрасывается обратно в море. Масла для дейдвудной трубы не требуется. Новый дизайн и материалы, используемые для неметаллических подшипников, теперь обеспечивают рабочие характеристики, аналогичные характеристикам металлических подшипников вала, - сказал господин Гровз, - при прогнозируемой долговечности от 15 до 20 лет".

Саморазгружающаяся баржа дедвейтом 30735 тонн, построенная в 1982 г., была перестроена на верфи Canada's Seaway Marine & Industrial Shipyard в рамках
12-недельного проекта по капитальному ремонту, предусматривающего наблюдение и корпусные работы в течение пяти лет.

Эл Дэвис, директор SMT, отдел эксплуатации, заявил, что смазываемые маслом подшипники дейдвудной трубы на борту Peter R Cresswell's стали большой проблемой. "Вопросы окружающей среды стали источником бед Transport Canada. Как компания, мы включены в коллективную программу по внедрению экологичной политики на море, предусматривающей предотвращение выбросов, очистку балластной воды и прочих технических стоков. Достаточно ясно, что завершающей фазой будет абсолютное недопущение каких-либо выбросов, и мы приступили к процессу, внешнее наблюдение за которым осуществляется Классификационным Обществом Lloyd Register. Инициатива со смазываемыми водой подшипниками дейдвудной трубы - это пример выполнения обязательств в данной области. И если кто-либо задаст вопрос о том, что мы сделали для окружающей среды, наш ответ будет: "Это".

"По существу пришло время износа судового подшипника дейдвудной трубы, и мы знали, что гребной вал должен будет пройти осмотр в любом случае. Когда мы находились на полпути от компании Thordon и 10 в минутах езды от верфи, нам показалось, что нам представляется возможность взглянуть на это решение с другой стороны. Мы уже испытали возможности компании Thordon на примере судна Quebecois, на котором 10 лет назад мы заменили систему подшипников на основании отчетов о том, что Lignum Vitae может более не быть в наличии. Мы знали, что система COMPAC работает, а закрытый сезон свидетельствовал о том, что у нас есть время на подготовку заказа".

Господин Дэвис добавил, что выбор биологически разлагаемых масел не обеспечивает эффективного решения вопроса. Положения и нормы определяют, что биологически разлагаемые материалы рассматриваются как стоки, даже если от них не остается блестящей пленки на поверхности воды. В случае любой внешней утечки, даже при условии использования данных продуктов, мы будем обязаны направить уведомление в компанию Transport Canada, что может потенциально привести к задержке судна до проведения расследования, при этом неизвестно, когда компания выпустит судно. Изначально будет предполагаться наша вина".

"Конечно, существенным отличием при применении подшипников из упругих полимеров является то, что гребной вал из мягкой низкоуглеродистой стали требует коррозионной защиты от морской воды, - признал господин Гровз. - Это может означать, что исходная стоимость системы со смазываемым водой дейдвудным подшипником будет выше, но исключение технического обслуживания кормового уплотнения подразумевает, что первоначальные расходы компенсируются низкими затратами во время эксплуатации одновременно с отсутствием проблем в отношении повреждения кормового уплотнения, отсутствием расходов на масло для дейдвудной трубы и отсутствием риска загрязнения маслом, а следовательно - штрафов".

Господин Гровз пояснил некоторые из ключевых вопросов, на которые владельцам следует обратить внимание при рассмотрении возможности перехода на водяную систему смазки дейдвудного подшипника. Например, существует вопрос о достаточности места для размещения нового оборудования. Он требует пересмотра существующих чертежей расположения вала и дейдвудной трубы.

Планирование, необходимое для переоборудования судна, включает пересмотр существующей системы смазки для определения необходимых модификаций для установки системы смазки водой.

Владельцам также может потребоваться принять план модернизации заблаговременно до предполагаемого докования судна. "Больше всего времени на подготовку в таких проектах требует облицовка вала, - сказал господин Гровз. - Количество литейных участков, которые могут изготовить центрифугальные единичные отливки, ограничено, и обычно в распоряжении имеется 6-8 недель на получение этих отливок".

Господин Дэвис заявил: "Компания Thordon обеспечила все размеры и зазоры для R Creswell без каких бы то ни было вопросов, LR утвердил все чертежи в рамках предусмотренного плана-графика. С момента возвращения в эксплуатацию в марте ходовые качества корабля отличные". Тем не менее, господин Гровз сказал, что все больше владельцев старых судов рассматривают перевод на смазываемые водой подшипники в качестве технического обслуживания, а также решения экологического вопроса.

"Маневрирование в фарватере, ограниченном по глубине и ширине, может приводить к тому, что судно будет идти близко ко дну, - сказал господин Дэвис. - Грязь, скрап, завалы, ледовые условия и даже сети браконьеров могут вызвать повреждение лопасти и последующий отказ уплотнения".

"Смазываемые водой подшипники, имеющиеся на сегодняшний день у компании Thordon, обеспечивают ту же долговечность, что и смазываемые маслом, но владельцы судов ограждены от риска быть отбуксированными в порт в случае разлива масла, - сказал господин Гровз. - Это само собой подразумевает, что как расходы, так и потеря прибыли вследствие простоя исключены".

Ободренный результатами на борту судна Peter R Cresswell, господин Дэвис заявил, что SMT рассматривает новый проект по модернизации - на этот раз для безредукторного балкера Tim S Dool, построенного в 1967 г. Также рассматривается возможность модернизации других судов.

"Мы будем оценивать каждое судно в сухом доке, для того чтобы определить, насколько уместна модернизация, - сказал он. - Данные решения будут основываться на предполагаемой продолжительности срока эксплуатации, а также заблаговременном планировании. Но, несомненно, это будет входить в бюджет зимы этого года".

Более 600 судов было оборудовано смазываемыми водой дейдвудными подшипниками COMPAC, первое из которых было переведено с масла на воду в 1998 г. Модернизация была фактором улучшения судов, четыре из которых завершены за последние шесть месяцев, включая два танкера водоизмещением не менее 160 тысяч тонн, эксплуатируемых за переделами акватории США, канадский ледокол и судно Cresswell, - подытожил господин Гровз.

Thordon Bearings Inc.

3225 Mainway Burlington, ON L7M 1A7, Canada

Телефон: +1 905 335 1440, ext. 7

E-mail: service@thordonbearings.com

Перейти к содержанию № 4(34) 2010

 

№ 4(34), 2010
Судоходство