Завод Нижегородский Теплоход. Новые направления роста

ОАО «Завод Нижегородский Теплоход» (ЗНТ) – старейшее судостроительное предприятие России, ведущее свою историю с 1911 года. Завод, бывший флагманом судостроения в советское время, сохранил основную специализацию и век спустя занял свою нишу в ряду ведущих предприятий, возрождающих российский технический и вспомогательный флот.

Сегодня группа «ЗНТ» – это не только сама верфь, восстановившая географию поставок от Санкт-Петербурга на западе России до Сахалина на востоке, от Мурманска и Дудинки на севере до Астрахани и Новороссийска на юге страны, но и: «ЗНТ Инжиниринг» – конструкторское бюро, ведущее полный комплекс инженерно-конструкторских работ: от дизайн-проекта до авторского надзора за строительством судов;
«ЗНТ Европа» – предприятие, ведущее работу на европейском рынке и обеспечивающее интеграцию, монтаж и испытания современного импортного оборудования и систем управления судном. Производственные мощности ЗНТ Европа находятся в Таллине, что позволяет избежать ограничений для строящихся на ЗНТ судов по осадке, лимитируемой глубинами на внутренних водных путях России, и по сезонному закрытию навигации.
«ЗНТ-Винч» – совместное с хорватской компанией «Adria Winch» предприятие, работающее на рынке производства и поставок судового оборудования.

– В свое время на заводе было построено 1589 плавучих кранов, которые до сих пор работают во многих портах страны, – рассказывает генеральный директор ОАО «ЗНТ» Сергей Коновалов. – Сегодня «Нижегородский Теплоход» имеет иные направления роста, которые обеспечивают предприятию возможность, как и прежде, заниматься вопросами строительства, модернизации, инновационного развития гражданского флота.

Имея опыт полнокомплектного судостроения от разработки проектов до сдачи судов «под ключ», и понимая необходимость инновационного развития отрасли, «Нижегородский Теплоход» активно включился в разработку научно-исследовательских работ, выполняемых под эгидой Росморречфлота.

  • Разработка концептуальных проектов дноуглубительных судов для морских и внутренних водных путей, I этап – 2009 год (совместно с ООО «Морское инженерное бюро»).
  • Разработка концептуального проекта единой универсальной платформы для речных судов обеспечения и специального назначения, II этап – 2010 год (совместно с ООО «Морское инженерное бюро).
  • Суда вспомогательного флота, III этап – 2011 год (совместно с ЗАО «ЦНИИМФ» и ООО «ЗНТ Инжиниринг»), включающий:
    • разработку концептуального проекта морского многофункционального судна – сборщика нефтесодержащих, сточных вод и мусора;
    • разработку концептуального проекта морского нефтемусоросборщика;
    • разработку концептуального проекта лоцманского катера для портов с замерзающей акваторией.

– Научно-исследовательские работы по разработке судов экологического флота нам кажутся особенно значимыми, – высказывает свое мнение Сергей Коновалов, – так как сам интерес к теме обеспечения экологической безопасности в работе морского транспортного комплекса свидетельствует о принципиальном понимании государством важности не только количественных, но и качественных перемен в российском гражданском судостроении и судоходстве.

Экологическая безопасность. Вопрос государственной важности

Одной из задач «Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 г.» является обеспечение высокого уровня безопасности мореплавания и охраны окружающей природной среды на уровне, соответствующем международным и национальным требованиям.

Актуальность поставленной задачи определяется интеграцией прибрежных морских путей России в международную сеть транспортных коридоров, увеличением интенсивности движения судов, ростом тоннажа судов и объемами перевозки опасных грузов, представляющих, в случае разливов и аварий судов, особую опасность для окружающей среды.

Анализ и прогноз объемов перевалки и судозаходов по морским портам России показал, что объемы перевалки через порты России к 2020 г. увеличатся по сравнению с 2010 г. в 1,8 раза до 960 млн. тонн в год, а количество судозаходов возрастет на 49% и составит около 100 000. Данные факты говорят о повышении вероятности загрязнения моря и потребуют оперативных мер по сбору нефтесодержащих (льяльных) вод и других отходов с судов и с поверхности моря для обеспечения экологической безопасности.

Обеспечение должного уровня безопасности мореплавания и охраны окружающей природной среды на уровне государства планируется путем ввода в эксплуатацию требуемого количества судов обеспечивающего флота.

В соответствии с Федеральной целевой программой «Развитие транспортной системы России (2010-2015 гг.)» обновление обслуживающего флота предполагает строительство 352 судов (обстановочных, экологических, служебно-вспомогательных, для промерных и изыскательских работ, земснарядов), предназначенных для контроля условий на внутренних водных путях.

Таким образом, ввод в эксплуатацию требуемого количества судов природоохранного (экологического) флота выносится в разряд вопросов государственной важности.

– Проблема экологической безопасности работы морского транспортного комплекса не надумана, она существует реально, – считает заместитель генерального директора по научной работе ЗАО «ЦНИИМФ», кандидат экономических наук С.И. Буянов. – Суда экологического флота России нужны, в их строительство государство готово инвестировать, поэтому со своей стороны мы согласились совместно с ОАО «ЗНТ» заняться научными изысканиями на обозначенную тему.

Отечественный природоохранный флот сегодня

Суда экологического флота в большинстве случаев являются многофункциональными судами, т.е. имеют дополнительные функции, их можно разделить на две группы:

  • сборщики нефтесодержащих и сточных вод и мусора (СЛВ);
  • нефтемусоросборщики (НМС).

Основное назначение СЛВ – сбор нефтесодержащих (льяльных) вод и других отходов с транспортных и других судов для обеспечения экологической безопасности.

Основное назначение НМС – очистка акватории морских портов и прилегающих морских зон от последствий разлива нефти, нефтепродуктов, льяльных и хозяйственно-бытовых вод, твердых остатков и мусора для обеспечения экологической безопасности.

Принципиальное различие двух типов судов заключается в том, что СЛВ осуществляет сбор нефтесодержащих вод и мусора с судов, а НМС – с поверхности воды. Для выполнения своих основных функций на судах устанавливается различное судовое оборудование.

– На начало 2011 года в морских портах России было зарегистрировано 70 судов-сборщиков нефтесодержащих (льяльных) и сточных вод (СЛВ), – делится фактами статистики Сергей Буянов.

В составе судов-сборщиков льяльных вод – на 90% суда проекта 1582. Данный проект СЛВ был разработан в 70-х годах Черноморским ЦПКБ. Средний возраст судов сборщиков льяльных вод составляет 28,2 года. За период с 2000-2010 гг. было построено только два судна проекта 21460.

– Анализ наличия нефтемусоросборщиков в морских портах России выявил, что на начало 2011 года были зарегистрированы и осуществляли эксплуатационную деятельность 55 нефтемусоросборщиков, – сообщает Сергей Буянов.

Основу флота нефтемусоросборщиков составляют суда проекта 2550. Данный проект разработан в 70-х годах ГП «УкрНИИМФ» и продолжает строиться до настоящего времени. Средний возраст судов нефтемусоросборщиков составляет 27,5 лет. За период с 2000-2010 гг. было построено только одно судно – проекта 82290.

Анализ состояния судов экологического флота показывает, что суда этого назначения, в основном, физически и морально устарели и не способны обеспечить высокий уровень экологической безопасности в условиях стремительно растущего грузооборота. К основным недостаткам таких судов относятся: малая скорость свободного хода (4-6 узлов), низкая маневренность судов и большой объем ручных операций.

Опираясь на анализ существующих отечественных и зарубежных проектов СЛВ и НМС, технико-экономическое обоснование их эксплуатации, прогноз развития морских портов и судозаходов, которые выполнил в аналитической части НИРа ЗАО «ЦНИИМФ», КБ «ЗНТ-Инжиниринг» предложило концептуальные проекты судов экологического флота нового поколения.

Экологический флот нового поколения

Нефтемусоросборщик ZT17 ORS

– Судно небольших габаритов, длиной до 17 метров, способное эксплуатироваться в портово-рейдовых условиях, имеющее хорошие маневренные характеристики и управляемость, рационального архитектурно-конструктивного типа, с упрощенными обводами, что, в свою очередь, позволяет облегчить его постройку, – рассказывает Сергей Смирнов, главный конструктор проекта ZT17 ORS. Несмотря на простоту конструкции судна, можно говорить об инновационности данного проекта, которая заключается, прежде всего, в его функциональных характеристиках.

Так, на судне предполагается установка новейшего комплекса нефтесборного оборудования фирмы LAMOR, которое способно выполнять функции по ликвидации разливов нефти.

– Судно ZT17ORS предназначено для ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на поверхности моря в портово-рейдовых условиях, для очистки акватории от загрязнений нефтью и плавающим мусором, – рассказывает Сергей Смирнов.

Судно оборудовано двумя бортовыми навесными системами нефтеочистки LAMOR LSC-2, которые позволяют собирать на поверхности моря нефтепродукты с температурой вспышки выше 60°C, дизельное топливо, мазут и нефть.

– Если раньше подобные суда имели носовой сборник в виде небольшого раструба, который позволял собирать нефть с поверхности воды площадью до 8 метров, то НМС ZT17ORS при ширине судна 6 метров, благодаря установке бортовых навесных систем нефтеочистки, способно собирать нефтепродукты с поверхности воды шириной до 18 метров, – объясняет Сергей Смирнов. – Для осаждения нефтяных пятен (пленок) с поверхности воды на НМС устанавливается станция подготовки диспергента и устройство для его распыления.

В носовой части судна установлен навесной мусоросборный ковш, с помощью которого судно собирает наплавной мусор с поверхности воды.

– Судно имеет возможность, проходя вдоль акватории порта, собирать до восьми кубов наплавного мусора, складировать его в собственные контейнеры с последующей сдачей его на береговые станции переработки или мусоросборные суда, – подтверждает конструктор судна ZT17ORS Сергей Смирнов.

Основное назначение судна:

  • сбор нефти и плавающего мусора в портах и на рейдах;
  • доставка и сдача на береговую или плавучую станцию собранной нефтеводяной смеси и мусора;
  • участие в очистке водной поверхности при аварийных разливах нефти;
  • постановка боновых заграждений.

Дополнительные функции:

  • буксировка на тросе и методом толкания;
  • доставка небольших партий снабжения и груза на палубе;
  • прием нефтесодержащих вод и мусора с других судов, транспортировка и выдача в приемные сооружения.

Район плавания. Судно ледового плавания неарктической категории Ice2, предназначенное для плавания в замерзающих неарктических морях, рассчитанное на регулярное самостоятельное плавание в мелкобитом разреженном льду толщиной до 0,55 м со скоростью 5 узлов или в канале за ледоколом в сплошном льду толщиной до 0,50 м со скоростью 3 узла. Эксплуатация судна предусмотрена при расчетных температурах наружного воздуха от +25°С до -23°С, забортной воды от +20°С до 0°С.

Архитектурно-конструктивный тип судна. Стальной, плоскодонный самоходный плашкоут, с избыточным надводным бортом, с упрощенными обводами корпуса, двойным дном в средней части, с двумя балластными цистернами в корме, с двумя грузовыми танками, с поворотным складывающимся гидравлическим палубным краном в носу. На главной палубе установлены кормовая двухъярусная надстройка, смещенная на левый борт и навесное оборудование для сбора нефтепродуктов и мусора.

Класс судна. Судно проектируется на класс Российского Морского Регистра Судоходства: КМ Ice2 R3 AUT3 Oil recovery ship (>60°С)

Основные характеристики:

Длина корпуса наибольшая, м

16,88

Ширина габаритная, с учетом навесного оборудования, м

8,00

Ширина по КВЛ, м

6,50

Высота борта, м

2,30

Осадка, м

1,68

Водоизмещение порожнем, т

83,20

Водоизмещение в грузу, т

142,34

Дедвейт, т

48,93

Вместимость контейнера для сбора мусора, м3

9,00

Вместимость грузовых трюмов, м3

37,80

Скорость хода, уз.

7,3 ± 0,2

Сборщик льяльных вод проекта ZT42BWS

– Сборщик льяльных вод проекта ZT42BWS – это современное, маневренное судно с применением инновационных технологий, с повышенными требованиями к экологической безопасности, – комментирует Андрей Чичагов, главный конструктор ООО «ЗНТ-Инжиниринг». Судно имеет одну непрерывную верхнюю палубу с уступом в носовой части судна, МО и двухъярусную рубку, расположенные в кормовой части судна. Судно с ледовым подкреплением корпуса, ориентированное на работу в сложных погодных и ледовых условиях. В качестве главных двигателей применены два дизеля фирмы Volvo Penta мощностью по 405 КВт каждый, 1800 об/мин. Рулевое устройство состоит из двух балансирных полноповоротных винто-рулевых колонок с открытыми винтами фиксированного шага, которые обеспечивают судну требуемые маневренные качества.

– Для предотвращения загрязнения окружающей среды на судне установлены специальные системы, – рассказывает исполнительный директор ООО «ЗНТ-Инжиниринг» Рамиль Сахабутдинов, – в том числе система сбора и выдачи нефтесодержащих вод со сбором в судовую цистерну нефтесодержащих вод емкостью 2,4 м3, система хозяйственно-бытовых и сточных вод со сбором в цистерну сточных вод емкостью 13,7 м3, система сбора и выдачи нефтяного шлама в цистерну шлама емкостью 2,4 м3, а также пять сборных контейнеров для сбора пищевых, пластмассовых отходов и сухого мусора для собственных нужд и сбора с других судов.

Современная система управления технологическими средствами судна, в том числе независимая предупредительная звуковая и световая сигнализация по уровню 95% и 98% заполнения грузовых танков, в значительной степени повышает мероприятия по предотвращению загрязнения окружающей среды.

Для снижения эксплуатационных расходов предусмотрена обработка подводной поверхности судна и ВРК противообрастающей краской, не содержащей оловоорганических соединений в качестве биоцидов.

– Применение электронной картографической навигационно-информационной системы (ЭКНИС) в сочетании с современным навигационным и радиооборудованием обеспечивает безопасность мореплавания, – отмечает Рамиль Сахабутдинов.

Основная эксплуатационная деятельность СЛВ заключается:

  • в сборе с судов льяльных и сточно-фекальных вод, шлама и всех видов судовых отходов в соответствии с требованиями MARPOL 73/78, за исключением балластных вод;
  • в выполнении первичной сортировки судовых отходов;
  • в транспортировке и выдаче на береговые очистительные сооружения для дальнейшего обезвреживания и утилизации собранных судовых отходов.

При соответствующем дооборудовании судно может быть использовано в качестве:

  • вспомогательного транспорта для доставки нефтесборного оборудования ЛАРН к месту разлива;
  • бонопостановщика для установки боновых заграждений вне зоны пятна аварийного разлива;
  • сборщика балластных вод для их последующей очистки с помощью дополнительно монтируемой палубной установки.

Район и условия эксплуатации. Судно ледового плавания неарктической категории Ice3, предназначенное для плавания в замерзающих неарктических морях, рассчитанное на регулярное самостоятельное плавание в мелкобитом разреженном льду толщиной до 0,70 м со скоростью 5 узлов или в канале за ледоколом в сплошном льду толщиной до 0,65 м со скоростью 3 узла. Эксплуатация судна предусмотрена при расчетных температурах наружного воздуха от +25°С до -23°С, забортной воды от +20°С до 0°С. Габариты судна позволяют проходить по внутренним водным путям Российской Федерации, в том числе через шлюзы Волго-Балтийского и Волго-Донского каналов.

Архитектурно-конструктивный тип судна. Стальной, цельносварной, однопалубный теплоход, с избыточным надводным бортом, с двумя кормовыми полноповоротными винто-рулевыми колонками с открытыми винтами фиксированного шага, с машинным отделением и двухъярусной рубкой в корме, с грузовыми танками в средней части, с двойными бортами и двойным дном в районе грузовых танков, с уступом главной палубы в носу, с вертикальным форштевнем и транцевой кормой.

Класс судна. Судно проектируется и строится на класс Российского Морского Регистра Судоходства.

Основные характеристики

Длина габаритная, м

42,00

Ширина габаритная, м

9,80

Высота борта, м

4,40

Осадка по КВЛ, м

ок. 3,30

Скорость, уз.

9,3+0,2

Вместимости (100%)

грузовые танки, м3  

в том числе:

  • шлам, м3
  • нефтесодержащие воды, м3
  • сточные воды, м3

 

541,40

 

101,20

337,40

102,80

Подводя итоги

– Опыт работы с ЗНТ в разработке НИРа по экологическим судам мы оцениваем как положительный, – высказывает свое мнение заместитель генерального директора по научной работе ЗАО «ЦНИИМФ Сергей Буянов. – Проделанная совместная работа – уникальна, а концептуальные проекты судов, предложенные ЗНТ, полностью соответствуют нашим ожиданиям по результатам аналитических исследований. – Предложенные проекты – не гипотетические, – подводит итог генеральный директор ОАО «ЗНТ» Сергей Коновалов. – Они реальны и могут быть реализованы при условии инвестирования в них государством.

Завод Нижегородский Теплоход (ЗНТ), ОАО

606440, Нижегородская обл., г. Бор, ул. Луначарского, д.128

Телефон: +7 (831) 592 03 25

E-mail: znt@znt-yard.ru

Перейти к содержанию № 1(39) 2012

 

№ 1(39), 2012
Судостроение

Нефтемусоросборщик проекта ZT17 ORS

Нефтемусоросборщик проекта ZT17 ORS

Сборщик льяльных вод проекта ZT42BWS

Сборщик льяльных вод проекта ZT42BWS

Сборщик льяльных вод проекта ZT42BWS

Сборщик льяльных вод проекта ZT42BWS