Представлен технический проект научно-исследовательского ледокола «Aurora Borealis»

В начале декабря в Берлине (Германия) корпорация Wärtsilä и Институт полярных и морских исследований им. Альфреда Вегенера, член ассоциации Helmholtz, представили технический проект Европейского научно-исследовательского судна «Aurora Borealis» – универсального ледокола, глубоководного бурового и научно-исследовательского судна для эксплуатации в полярных условиях. Судно предназначено для эксплуатации в течение всего года во всех полярных водах. По завершению строительства это судно станет самым современным в мире научно-исследовательским судном.

В связи с интересом, который данный проект представляет для Европы, а также ввиду близости Северного полярного круга, проект судна «Aurora Borealis» был включен в список приоритетных проектов европейского Стратегического форума по вопросам научной инфраструктуры (ESFRI) в качестве одного из семи проектов в области исследований окружающей среды. В ходе развития данного процесса 15 организаций и агентств из десяти Европейских государств, включая Норвегию и Россию, основали Европейский Консорциум по разработке научно-исследовательского ледокола (ERICON). Европейская комиссия финансировала подготовительный этап, выделив 4,5 миллиона евро.

В 2006 г. Совет по естественным и гуманитарным наукам Германии одобрил строительство судна «Aurora Borealis», а федеральное министерство образования и научно-исследовательских работ Германии профинансировало разработку технического проекта и работы по проектированию, выделив 5,2 миллиона евро в качестве предпосылки будущей реализации. Ожидаемая стоимость строительства по данным на 2008 год составляет около 650 миллионов евро.

Германия активно участвует в полярных исследованиях более 25 лет, в основном используя в этих целях научно-исследовательский ледокол «Polarstern». Институт Альфреда Вегенера также принимает активное участие, имея более 74 международных соглашений о сотрудничестве с основными международными научно-исследовательскими центрами полярных и морских исследований.

Получая значительную финансовую поддержку, подготовительный этап строительства судна должен завершиться к 2011 г., а строительство может начаться уже в 2012 г. Таким образом, первые научно-исследовательские работы могут быть начаты примерно в 2014 г.

«Aurora Borealis» позволит еще больше увеличить реальные возможности европейского научного сообщества. Поскольку на сегодняшний день не существует аналогов научно-исследовательского ледокола, сопоставимых по размерам, с возможностью круглогодичной автономной эксплуатации в полярных водах, данный проект обещает облегчить проведение круглогодичных экспедиций в наиболее удаленные уголки нашей планеты. Это будет способствовать получению новых знаний в области истории, данных по изменчивости климата, а также изучению современных условий окружающей среды Заполярья.

Доступ к водам Северного Ледовитого океана, а также возможность эксплуатации в условиях пакового льда крайне важны для проведения научных буровых работ, направленных на решение вопросов, связанных с изменениями и изменчивостью климата. Поэтому «Aurora Borealis» будет оборудовано буровой установкой, которая позволит исследователям бурить морское дно на глубину свыше 1000 м при глубине воды от 100 до 5000 м. Впервые станет возможным глубоководное бурение в научных целях даже в условиях дрейфующего льда без дополнительной помощи других ледоколов. Для выполнения буровых работ судно должно оставаться неподвижным на плавучем льду. Динамическая система позиционирования, приспособленная для маневрирования во льдах (что является абсолютной новизной в судостроении), играет первостепенную роль для выполнения данной задачи. Всесторонние модельные испытания судов в ледяных опытных бассейнах Гамбурга (HSVA) и исследовательском центре Акер Арктик в Хельсинки (Финляндия) доказали, что «Aurora Borealis» имеет возможность динамического позиционирования в ледяном покрове толщиной свыше двух метров.

Другой уникальной характеристикой конструкции «Aurora Borealis» является наличие двух буровых шахт, размерами 7 ? 7 м каждая. Они представляют собой цельные вертикальные воронки, установленные в центре корпуса и погружающиеся в воду под судном, что позволяет ученым использовать необходимое оборудование в океане, не подвергаясь воздействию ветра, волн и льда. Задняя буровая шахта, главным образом, предназначена для проведения буровых работ, в то время как передняя зарезервирована для проведения большинства других исследовательских операций. Это впервые позволит использовать очень чувствительное и дорогостоящее оборудование, например, дистанционно управляемые или автономные подводные аппараты, в условиях сплошного ледяного покрова. Научные лаборатории располагаются на нескольких палубах вокруг буровой шахты, спроектированной в форме атриума с круговыми мостками и подготовительными зонами. Для оптимального оснащения судна для всех видов специализированных экспедиций на судне также возможно размещение контейнерных лабораторий, полностью интегрированных в процесс научных исследований на борту.



Wärtsilä способствует развитию бизнеса клиентов за счет предоставления энергосистем полного жизненного цикла. Разрабатывая более совершенные и экологически безопасные технологии, Wärtsilä ориентируется на морской и энергетический рынки, предлагая как продукцию, так и услуги. Предлагая инновационную продукцию и услуги, W?rtsil? становится ценным бизнес-партнером для всех своих клиентов. Данная цель достигается благодаря работе более чем 18000 профессионалов в 160 офисах в 70 странах по всему миру. Wärtsilä зарегистрирована на скандинавской бирже в Хельсинки, Финляндия.


Институт Альфреда Вегенера проводит исследования в Арктике и Антарктике,
а также в океанах средних и высоких широт. Институт координирует полярные исследования Германии и предоставляет международным научным сообществам необходимую инфраструктуру, например, научно-исследовательский ледокол «Polarstern» и исследовательские станции в Арктике и Антарктике. AWI является одним из 15 научно-исследовательских центров, входящих в ассоциацию Helmholtz, крупнейшую немецкую научную организацию.

Перейти к содержанию № 1(27) 2009

 

 

№ 1(27), 2009
Освоение океана и шельфа