В поисках решений. Каким быть водолазному флоту России?

Три судна проекта А160 сошли на воду со стапеля ОАО «Завод Нижегородский Теплоход» («ЗНТ») весной 2012 года. Таким образом, на предприятии завершено строительство серии из десяти рейдовых водолазных катеров в рамках реализации Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России» (2010-2015 годы).

Для гражданского флота. РВК проекта А160

Заказ на серию из десяти водолазных катеров проекта А160 был размещен на ОАО «ЗНТ» Государственным Заказчиком – Федеральным Агентством морского и речного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации и заказчиком – ФКУ «Дирекция государственного заказчика программ развития морского транспорта». Суда предназначены для работы в интересах «Госморспасслужбы России» во всех бассейновых управлениях страны. Первые семь судов проекта А160 (строительные номера 801-807) своевременно и с надлежащим качеством сданы заказчику и направлены в порты приписки Санкт-Петербург, Мурманск, Новороссийск, Астрахань, Корсаков и Владивосток. Три судна (строительные номера 808-810) будут направлены в Архангельск, Новороссийск и Калининград до конца 2012 года.

– Четыре первых судна серии построены по первоначальному проекту, шесть остальных – по модернизированному, – рассказывает генеральный директор ОАО «ЗНТ» Сергей Коновалов. – В частности, изменены обводы кормы судна, что позволило улучшить его мореходные характеристики, и удлинен корпус судна на две шпации, следствием чего стало увеличение площади рабочей палубы для водолазов. Для улучшения рабочих характеристик судна были добавлены скуловые кили, введены резервная автономная система обогрева водолазов и дополнительная система видеонаблюдения (связи с водолазами). Внесен еще ряд изменений, необходимость которых эксплуатирующие службы довели до завода по результатам испытаний первых четырех судов.

Все изменения внесены силами и средствами завода. Модернизированный проект получил высокую оценку специалистов.

– Завод сработал хорошо, – подтверждает Владимир Поляков, первый заместитель директора Балтийского аварийно-спасательного управления.

– Корпус по своим мореходным качествам получился удачный, судно держит волну, развивает приличную скорость.

Назначение катера

  • Водолазное обеспечение подводно-технических работ на глубинах до 60 метров при волнении моря до 4-х баллов.
  • Участие в аварийно-спасательных и судоподъемных операциях.
  • Обследование дна акваторий, затонувших объектов, подводной части корпусов судов (кораблей) и гидротехнических сооружений.

Тип катера

Однопалубный катер со средним расположением одноярусной рубки, несколько смещенным в корму машинным отделением, двухвальной дизельной энергетической установкой.

Правила

Катер спроектирован по Правилам Российского морского регистра судоходства на класс: КМ Ice2 R3 – RSN АUT3 SDS<60 diving ship.

Основные характеристики

Размерения

 

 

Длина наибольшая, м

28,09

Длина по КВЛ, м

27,20

Ширина наибольшая, м

5,6

Высота борта на миделе, м

3, 0

Высота борта в носу,м

3,4

Осадка средняя, м

1,5

Дедвейт

 

 

Экипаж с багажом, т

0,3

Водолазы с багажом, т

0,5

Провизия, т

0,15

Пресная вода, т

5,2

Топливо и масло, т

3,52

Итого,т

9,67

Водоизмещение

 

 

Порожнем, т

94,5

Полное, т

112,5

Главный двигатель

 

 

Мощность, кВт

2х441

Скорость хода

 

полного, уз.

13,7±0,3

Экономичного, уз.

10

Дальность плавания полным ходом, миль

200

– На государственных испытаниях катера подтвердили все заложенные проектными решениями характеристики, в чем убедились и специалисты наших БАСУ, – подтверждает в своем официальном отзыве заместитель руководителя – главный инженер ФГУ «Госморспасслужба России» С.А. Белов. – Рейдовый водолазный катер проекта А160 в полном объеме соответствует современным требованиям Российского морского регистра судоходства, предъявляемым к судам данного класса.

Водолазный комплекс, расположенный на судах, обеспечивает возможность погружения водолазов на глубину до 60 метров, осуществляя при этом в любое время суток полный контроль над проведением спусков. Не ограничены возможности исследовательских, поисковых, спасательных и технических работ, так как на судах проекта А160 представлен полный комплект инструментов для подводной сварки и резки, гидравлический инструмент, средства грунторазмыва.

– РВК проекта А160 оснащены самым современным оборудованием, в то время как технические возможности предшествующих проектов не позволяли размещать полноценные водолазные комплексы, – изложил свою оценку Сергей Белов.

Водолазное оборудование

На катере предусмотрено размещение водолазного комплекса, для выполнения водолазных работ с использованием для дыхания сжатого воздуха на глубинах до 60 метров, со следующим составом оборудования:

  • снаряжение с водолазным шлемом SUPERLITE – 3 комплекта;
  • водолазное снаряжение сухого типа – 2 комплекта;
  • барокамера РБК-1400, внутренним диаметром 1,4 м на 4 водолазов, одноотсечная, с предкамерой, с замкнутой системой вентиляции, с комплектом BIBS- масок, водяной системой пожаротушения;

Средства обеспечения водолазных спусков и работ:

  • водолазная беседка;
  • водолазный трап;
  • система сжатого воздуха для водолазных работ;
  • система газоснабжения водолазной барокамеры.

Средства обеспечения связи и телевизионного контроля:

  • система связи с водолазами при выполнении водолазных работ;
  • система связи с водолазами при пребывании в водолазной барокамере;
  • система телевизионного контроля.

Средства подводного освещения:

  • система кабельного подводного освещения;
  • автономные подводные светильники (фонари).

Средства обеспечения водолазных работ:

  • система обеспечения работ по сварке и резке металла под водой;
  • система обеспечения работ с грунтом под водой (система грунторазмыва);
  • система обеспечения работ с жесткими и мягкими понтонами;
  • водолазный гидравлический инструмент;
  • приборы для обеспечения поиска и обследования под водой;
  • водолазный ручной инструмент.

Система водообогрева водолаза:

  • установка водообогрева, на двух водолазов, на дизельном топливе;
  • гидрокостюм водообогреваемый Industrial Diver;
  • комбинезон гигиенический под водообогреваемый гидрокостюм – 2.

Таким образом, размещенный на катере судовой водолазный комплекс полностью соответствует «Правилам классификации и постройки обитаемых подводных аппаратов, судовых водолазных комплексов и пассажирских подводных аппаратов» РС. Необходимо отметить, что требования Морского Регистра во многом жестче, чем правила и нормативные документы ВМФ.

– Мы считаем очень своевременным проведение обновления водолазного флота, поскольку до появления катеров проекта А160 в Российской Федерации эксплуатировались водолазные катера, проектные решения которых создавались в 70-е годы прошлого века, – отметил заместитель руководителя ФГУ «Госморспасслужба России» С.А. Белов.

Для Военно-морского флота. РВК проекта ZT28D «Пеликан»

На сегодняшний день более 60% водолазных судов и катеров в составе Военно-морского флота выслужили установленный срок эксплуатации и имеют ограничения по объему выполнения возложенных на них задач. В состав ВМФ за последние 10 лет было принято только одно водолазное судно проекта 11980. В то же время из состава ВМФ за последние пять лет исключено около десяти единиц водолазных судов и катеров. Подобная динамика изменения судового состава может существенно ограничить возможность решения военными водолазами задач поисково-спасательного обеспечения (ПСО) ВМФ.

В настоящее время задачи ПСО ВМФ решаются с использованием водолазных катеров проекта 1415рв «Фламинго». Проект катера был разработан в ЦКБ «Редан» в конце 60-х годов. На сегодняшний день катера данного класса морально и физически устарели и не производятся серийно уже несколько лет. Большая часть заложенного в проект 1415рв общесудового и специализированного водолазного оборудования уже либо не производится, либо не соответствует современным требованиям и правилам регулирующих и надзорных органов.

– В 2011 году, по результатам корректировки технического проекта и модернизации РВК А160, с учетом пожеланий специалистов-водолазов по оборудованию водолазного поста судна, а также с учетом требований Военно-морского флота, специалистами КБ «ЗНТ-Инжиниринг» был разработан проект рейдового водолазного катера ZT28D «Пеликан», предназначенного для решения задач поисково-спасательного обеспечения ВМФ, – рассказывает генеральный директор ОАО «Завод Нижегородский Теплоход» Сергей Коновалов.

Сравнительный анализ основных тактико-технических характеристик рейдовых водолазных катеров проектов 1415рв (в настоящее время эксплуатируемого в ВМФ) и ZT28D «Пеликан» показывает:

  • несколько увеличенные (по сравнению с РВК 1415рв) главные размерения РВК проекта ZT28D «Пеликан» (длина – на 6,2 м; ширина – на 1,65 м; осадка – на 20 см), а также большее в 2,2 раза водоизмещение, существенно расширят как функциональные возможности судна по производству водолазных работ, так и возможности по условиям (состоянию моря, температуре воды и воздуха) их проведения; обеспечат достаточно комфортные условия на верхней палубе по подготовке оборудования для работающих под водой водолазов;
  • более мощная энергетическая установка РВК проекта ZT28D «Пеликан» (в 4 раза, по сравнению с РВК 1415 рв) обеспечит судну лучшие скоростные характеристики, что крайне важно при выполнении особенно спасательных водолазных работ, а наличие подруливающего устройства – высокую маневренность, что, в том числе, обеспечит удобство и оперативность установки судна над местом выполнения работ;
  • разработанный с учетом требований современных нормативных документов судовой водолазный комплекс катера ZT28D «Пеликан» обладает высокими функциональными и эргономическими характеристиками. Комплекс обеспечивает выполнение всего спектра водолазных и подводно-технических работ на малых и средних глубинах, предусмотренных задачами ПСО ВМФ, в комфортных и безопасных для водолазов условиях эксплуатации;
  • по составу и насыщенности современного водолазного вооружения РВК проекта ZT28D «Пеликан» можно отнести к классу водолазных морских судов.

Сравнительные характеристики РВК проектов 1415рв «Фламинго» и ZT28D «Пеликан»

Наименование основных ТТХ

Проект 1415рв

«Фламинго»

Проект ZT28D

«Пеликан»

1. Тактико-технические элементы

1.1.

Скорость хода, узл.- полная

12

13,7±0,3

 

Главные размерения, м

 

 

 

 

- длина наибольшая, м

21,2

28,09

 

- ширина наибольшая, м

3,95

5,6

1.2.

Водоизмещение,  полное, т

42,0

112,5

1.3

Возможная глубина выполнения водолазных работ, м

до 45 м

до 60 м

2. Энергетическая установка

2.1.

Главные двигатели

1хЗД12АЛ

 

 

- мощность, кВт

225

2х441, DI1643M, Scania, Швеция

3.1

3. Средства выполнения водолазных работ

 

 - водолазные станции

1хСВУ-3

3-х болтовое

Шланговое снаряжение:

 - вентилируемое снаряжение - 02 к-та

 - снаряжение с открытой схемой дыхания - 02 к-та

Автономное снаряжение:

- снаряжение с открытой схемой дыхания - 04 к-та

 

 - декомпрессионные камеры

1хРКУ-М

Двухотсечная декомпрессионная камера РБК-1400 на 4-х водолазов, одобрена РМРС

 

в). Система газов

 

 - воздушные компрессоры

1хДК-2-3

2хLW-450E

 

 - запасы ВВД (число х емкость баллонов, л х давление, МПа)

2х250х20

14х100х30, объединенные в 4 группы

 

 

- система сварки и резки под водой

- водолазный ручной инструмент

- системы:  сварки и резки под водой, грунторазмыва,  обеспечения работ с жёсткими и мягкими понтонами;

 - комплект гидравлического инструмента STANLEY;

 - приборы неразрушающего контроля толщин метала;

 - приборы для обеспечения поиска и обследования под водой;

 - установка водообогрева на 2-х водолазов (дизельная);

 - водолазный ручной инструмент.

Задачи определяют решения

Задачи, которые будет решать катер, предназначенный для службы на военно-морских базах страны, определены уже сейчас:

  • выполнение водолазных работ на глубинах до 60 метров;
  • выполнение поисковых работ с помощью многолучевого эхолота (гидролокатора бокового типа);
  • выполнение обследовательских работ с помощью малогабаритного телеуправляемого подводного аппарата;
  • выполнение подводно-технических работ в объеме установленного на катере оборудования;
  • проведение тренировочных спусков водолазов; проведение, при необходимости, лечебных режимом рекомпрессии и режимов гипербарической оксигенации.

– Требования к катеру для нужд Министерства обороны будут определены именно этими задачами, – считает главный конструктор КБ «ЗНТ – Инжиниринг» Андрей Чичагов. – Судно должно обладать хорошими эксплуатационными, мореходными и маневренными качествами, иметь надежную энергетическую установку и электроэнергетическую систему, в нем должны быть созданы максимально возможные комфортные и безопасные условия жизни и работы экипажа, оно должно быть вооружено самыми современными средствами навигации, радионавигации, связи, необходимыми судовыми устройствами, водолазным снаряжением Таким образом, с развитием военно-морского флота требуются новые, перспективные, отвечающие современным тенденциям, модернизированные для оптимального выполнения подводно-технических и водолазных работ проекты судов. ОАО «Завод Нижегородский Теплоход», имея опыт строительства 10 рейдовых водолазных катеров для «Госморспасслужбы России» и положительные результаты проведения государственных испытаний судов проекта А160, предлагает в качестве базового проекта водолазного катера для ВМФ рассмотреть проект ZT28D «Пеликан».

– Пока техническое задание на выполнение работ по строительству объекта «Рейдовый водолазный катер» для нужд Министерства обороны Российской Федерации находится в стадии согласования, – рассказывает Сергей Коновалов. – Однако выполненные проработки на соответствие требованиям ВМФ уже позволяют надеяться, что рейдовый катер проекта ZT28D, вобравший в себя все лучшее от проекта А160, по многим показателям будет соответствовать ожидаемым функциональным характеристикам и отвечать требованиям Военно-морского флота и Российского морского регистра судоходства к данному классу судов.


ОАО «Завод Нижегородский Теплоход»

Дата основания – 1911 год. Основная специализация – создание судов технического и вспомогательного флота, портовой техники и изделий судового машиностроения. Предприятие имеет опыт успешной реализации проектов полного цикла – от проектирования до постройки и технического сопровождения судов различного типа.

Завод Нижегородский Теплоход (ЗНТ), ОАО

606440, Нижегородская обл., г. Бор, ул. Луначарского, д.128

Телефон: +7 (831) 592 03 25

E-mail: znt@znt-yard.ru

Перейти к содержанию № 2(40) 2012

 

№ 2(40), 2012
Судостроение

РВК проекта А160 на стапеле ЗНТ

РВК проекта А160 на стапеле ЗНТ

Государственные испытания РВК проекта А160

Государственные испытания РВК проекта А160

Государственные испытания РВК проекта А160

Государственные испытания РВК проекта А160

Три судна проекта А160 в
акватории ЗНТ

Три судна проекта А160 в акватории ЗНТ