Четыре звена одной цепи. Ледокольный буксир проекта TG04M

В мировой практике широко распространен опыт создания вариативной линейки судов на основе единой технологической платформы.

Подобный подход применялся и в отечественном судостроении, примером чего могут служить небезызвестные проекты №376, №1415, послужившие базой для создания судов различного назначения и производимые серийно.

В советский период по данному принципу работал и завод «Нижегородский Теплоход». На предприятии на основе модернизации базового проекта с учетом эксплуатационного опыта было произведено 1589 плавучих кранов.

Есть все предпосылки утверждать, что речные буксиры «Портовый-2», «Добрыня» и «Муромец» проекта TG04M, построенные на ЗНТ в 2012 году, послужат основой для серии речных буксиров нового поколения, которые будут успешно работать на внутренних водных путях России.

Самый первый

Три года назад, 27 августа 2009 года, со стапеля завода «Нижегородский Теплоход» сошел буксир проекта TG04 (строительный №701), получивший название «Портовый-1». Заказчиком данного судна выступило ОАО ГМК «Норильский Никель».

- Это судно пока не имеет аналогов, - сказал во время церемонии спуска генеральный директор «Морского инженерного бюро» Геннадий Егоров. – Это первый буксир нового поколения, построенный для работы на внутренних водных путях России за последние десять лет.

«Портовый-1» пришел тогда на смену буксиру, построенному в 1969 году. Сегодня судно обеспечивает работу порта Дудинка, одного из самых сложных портов России.

- Дудинка – крупнейший в Сибири порт, расположенный в низовьях Енисея за северным полярным кругом, - рассказывает главный специалист Транспортного Управления ОАО «ГМК «Норильский никель» Олег Кардаш. - Достаточно сказать, что во время паводковых явлений уровень воды поднимается до 12 метров. «Портовый-1» имеет укрепленный корпус, поэтому может работать даже в условиях весеннего половодья. Буксир участвует в проведении всех видов рейдово-маневровых работ в акватории порта, в постановке судов к причалу, в кантовочных и буксирных операциях.

В процессе эксплуатации «Портовый-1» доказал состоятельность всех заложенных в него технических решений. Через три года, в соответствии с инвестиционными проектами ГМК «Норильский Никель», за головным судном последовал «Портовый-2».

В «Портовом-2» по требованию Заказчика были внесены ряд конструктивных изменений с учетом опыта эксплуатации первого судна. В результате внесения данных изменений новый проект получил шифр «TG04M».

«Портовый-2»
Для ГМК «Норильский Никель»

- В феврале 2011 года между заводом «Нижегородский Теплоход» и ГМК «Норильский Никель» был заключен контракт на поставку еще одного буксира, - рассказывает генеральный директор ОАО «ЗНТ» Сергей Коновалов. - При обсуждении технических характеристик будущего судна было принято решение учесть опыт эксплуатации «Портовый-1» и провести ряд модернизационных действий, направленных на улучшение эксплуатационных качеств судна.

13 сентября 2011 года состоялась закладка киля буксира проекта TG04М (строительный №702), и уже в начале июня 2012 года судно, получившее название «Портовый-2» было торжественно спущено на воду. В эксплуатацию «Портовый-2» был сдан 17 июля 2012 года.

В ходе проведения швартово-ходовых испытаний буксира «Портовый-2» приемная комиссия Заказчика подтвердила ожидаемое улучшение эксплуатационных качеств построенного судна.

- С целью улучшения обзорности увеличена высота рулевой рубки, изменилась компоновка служебно-бытовых помещений и в машинное отделение второго буксира можно заходить непосредственно из жилых помещений, тогда как на «Портовом-1» это можно было сделать только через сходный люк. Установлено современное оборудование, отвечающее требованиям технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, увеличена толщина наружной обшивки, усилена конструкция корпуса, само судно выше и длиннее, кроме этого на судне установлена усиленная система отопления, предусмотрена возможность рейдовой перевозки докеров, – рассказывает о проведенной модернизации Роман Камышев, руководитель проекта ООО «ЗНТ-Инжиниринг».

Во время подписания акта приемки-передачи Заказчик выразил удовлетворение качеством выполненных работ, в первую очередь, отметил отличные маневровые характеристики судна, что является одной из основных составляющих безопасной и эффективной работы на стесненной акватории порта.

- Мы горды тем, что на основе нашего технического задания и воплощенного проекта, некоторые судовладельцы заказали суда, подобные «Портовому-2», - сказал Олег Кардаш. - Ну а планы нашего производственного развития зависят от многих факторов. У нас большое хозяйство, и это не только Дудинка, но и Архангельский порт, Енисейское пароходство, терминал в Мурманске. Для работы всех этих больших объектов в портовой деятельности нужно обновление. Завод «Нижегородский Теплоход» проявил себя в высшей степени как надежный партнер, поэтому в качестве строителя будущих судов мы будем рассматривать в первую очередь именно его.

Ледокольный буксир проекта TG04M

(строительный номер 702)

Заказчик - ГМК «Норильский Никель»

Проектант - ЗАО «Морское инженерное бюро»

Конструкторская документация – ООО «ЗНТ – Инжиниринг»

Тип судна

Судно имеет носовую оконечность c ледокольным форштевнем, главную палубу с уступом в носу, а также с капом машинного отделения в средней части. Рулевая рубка расположена перед капом машинного отделения. Главные двигатели, бытовые и служебные помещения располагаются в средней части. Рулевая рубка выполняется с круговым обзором и минимальными зонами затенения.

Запасы топлива размещаются в цистернах, которые расположены в районе МО. В носовой части (форпик) имеются балластные цистерны (ЛБ и ПрБ). Для выполнения кантовочных операций в носовой части главной палубы устанавливается якорно-швартовно-буксирная лебедка. Для выполнения буксировочных операций в средней части судна на капе машинного отделения устанавливается буксирный гак.

Класс РРР

О 2,0 (лед 30) А.

Назначение

Буксир предназначен для выполнения буксировочных, кантовочных операций и перевозки 12 пассажиров (рейдовая перевозка докеров) без выполнения буксировочных работ.

В соответствии с Санитарными Правилами и Нормами СанПиН 2.5.2-703-98 судно относится к категории III, а именно: судно внутреннего плавания, рейдовое, на котором экипаж находится только во время работы, а проживает на берегу.

Район плавания и условия эксплуатации

Водные бассейны и устьевые участки рек с морским режимом судоходства разряда «О» согласно Правилам РРР. Эксплуатация судна возможна на волнении с высотой волны 1%-ной обеспеченности не более 2,0 м при скорости ветра не более 18 м/с.

Расчетная температура наружного воздуха +25º С при влажности 60% летом и при -30º С влажность 85% зимой, воды от +20º С до 0º С соответственно. Предусматривается возможность вывода судна из эксплуатации с его вмерзанием в лед на 6 месяцев без прогрева МО и судовых помещений. Ввод в эксплуатацию после зимнего отстоя осуществляется при отрицательных температурах окружающего воздуха до -20º С и положительных (созданным электрическим воздухонагревателем) в МО.

Основные характеристики

Длина габаритная, м21,35
Длина по КВЛ, м19,30
Ширина корпуса КВЛ на миделе, м6,00
Ширина габаритная, м6,61
Высота борта на миделе, м2,40
Осадка по КВЛ, м1,80
Номинальное тяговое усилие на гаке, кН71
Тяговое усилие на швартовых, токоло 6,50
Водоизмещение при осадке по КВЛ в пресной воде, т127,6
Валовая вместимость, рег.т88,01
Дедвейт при осадке КВЛ, т31,6
Мощность ГД, кВт2x221
Скорость хода, уз. при осадке 1,8 м при мощности 85%МДМоколо 10
Экипаж, чел6

Автономность дальнего плавания

Автономность судна по запасам:

  • топлива – 4,3 суток;
  • воды – 4,7 суток;

Автономность судна по условиям экологической безопасности

  • сточные воды – 4,7 суток (6 человек), 2 суток (14 человек);
  • нефтесодержащие воды – 10,7 суток.

«Добрыня» и «Муромец»
Для ФГУП «Росморпорт»

- Проводимая ЗНТ политика учета пожеланий Заказчика, учета опыта эксплуатации уже построенных судов, анализ мировой практики судостроения, а также тесная работа с Заказчиком, как с будущим эксплуатационником, позволили создать хороший базовый вариант речного буксира нового поколения, каким является буксир проекта TG04M, - сказал Александр Алешкин, заместитель генерального директора по флоту ФГУП «Росморпорт».

В октябре 2011 года между ФГУП «Росморпорт» и ОАО «Завод Нижегородский Теплоход» был подписан договор на поставку двух буксиров ледового класса. ЗНТ предложил для строительства проект TG04M, заявив общий срок строительства 15 месяцев. Кили судов (строительные №703-704) были заложены 8 декабря 2011 года, а в августе 2012 года, с опережением графика на несколько месяцев, «Добрыня» и «Муромец» торжественно спущены на воду. Буксиры будут работать в Азовском бассейновом филиале ФГУП «Росморпорт» и предназначены для обеспечения судоходства в районе Ростова на Дону.

- Там есть мост, и городские власти в период всей истории судоходства тревожатся за то, чтобы проходящие мимо с достаточно большой интенсивностью суда не повредили опоры моста, - рассказывает А.Н. Алешкин. – «Добрыня» и «Муромец» будут стоять на подстраховке, и если по каким-либо причинам какое-то судно начнет заносить и возникнет вероятность навала на опоры мостов, то эти буксиры должны спасти судно и весь город от неминуемой беды. Это их основное предназначение, кроме этого, у нас есть и другие большие планы по их использованию.

Суда, построенные для Росморпорта, по некоторым своим характеристикам отличаются от судна аналогичного проекта, построенного для «Норильского Никеля», что связано, в первую очередь, с особенностями эксплуатации.

- У нового заказчика есть свои представления о функциональности буксира, и они были реализованы при строительстве, - рассказывает Роман Камышев. – В частности, с целью улучшения обитаемости добавлена система кондиционирования, для улучшения эксплуатационных качеств усилена кранцевая зашита, что расширяет возможности судна при кантовочных операциях, Установлена инновационная система измерения и оптимизации расхода топлива, а также система организации технического обслуживания типа AMOS.

Построенные во взаимодействии с экспертами Верхне-Волжского филиала Российского Речного регистра для государственного заказчика суда отвечают требованиям технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта.

Строительство двух буксиров проекта TG04M - не первый положительный опыт сотрудничества ЗНТ и Росморпорта. Год назад совместно с Морским Инженерным Бюро и ЗНТ-Инжиниринг был реализован прорывной проект по строительству лоцмейстерского судна BLV01.

- Мы - государственная компания, определяем свое сотрудничество на конкурсной основе, при этом проводим достаточно тщательный выбор заводов, которым можно доверить свои заказы, и рады, что не ошиблись в «Нижегородском Теплоходе», - говорит Александр Алешкин. - Первое судно успешно работает в Финском заливе, и вот теперь с севера на юг отправляются следующие два богатыря, а мы надеемся, что совместно с ЗНТ будет построено и третье судно данного проекта.

Ледокольный буксир проекта TG04M

(строительные номера 703-704)

Ледокольный буксир проекта TG04M (строительные номера 703, 704)

Заказчик - ФГУП «Росморпорт»

Проектант - ЗАО «Морское инженерное бюро»

Конструкторская документация – ООО «ЗНТ – Инжиниринг»

Тип судна

Однопалубный, двухвинтовой с носовым уступом средней палубы, со средним расположением рулевой рубки и машинного отделения, с форштевнем ледокольного типа.

Класс судна

Класс О 2,0 (лед 30) А Российского Речного Регистра

Назначение

Буксир предназначен для выполнения буксировочных, кантовочных операций и перевозки 12 пассажиров (рейдовая перевозка докеров) без выполнения буксировочных работ.

Район плавания и условия эксплуатации

Внутренние водные бассейны и устьевые участки рек с морским режимом судоходства разряда «О» согласно Правилам РРР. Эксплуатация судна возможна на волнении с высотой волны 1%-ной обеспеченности не более 2,0 м при скорости ветра не более 18 м/с.

Расчетная температура наружного воздуха +45º С при влажности 60% летом и при -30º С влажность 85% зимой, воды от +20º С до -2º С соответственно. Предусматривается возможность вывода судна из эксплуатации с его вмерзанием в лед на 6 месяцев без прогрева МО и судовых помещений. Ввод в эксплуатацию после зимнего отстоя осуществляется при отрицательных температурах окружающего воздуха до -20º С и положительных (созданным электрическим воздухонагревателем) в МО.

Основные характеристики

Длина габаритная, м21,35
Длина по КВЛ, м19,30
Ширина корпуса КВЛ на миделе, м6,00
Ширина габаритная, м6,60
Высота борта на миделе, м2,40
Осадка по КВЛ, м1,80
Номинальное тяговое усилие на гаке, кН71
Тяговое усилие на швартовых (около), т6,50
Водоизмещение при осадке по КВЛ в пресной воде,т127,6
Валовая вместимость, рег.т88,01
Дедвейт при осадке КВЛ, (около)т27,8
Мощность ГД, кВт2x221
Скорость хода (около), уз. при осадке 1,8 м при мощности 85%МДМ10
Экипаж, чел3

Автономность дальнего плавания

Автономность судна по запасам:

  • топлива – 4,4 суток;
  • воды – 9,4 суток;

Автономность судна по условиям экологической безопасности

  • сточные воды – 9,5 суток (3 человека);
  • нефтесодержащие воды – 10,7 суток.

Продолжение последует?
Для любого региона России

Статистика подтверждает, что существующий флот речных буксиров продолжает неуклонно стареть. На начало 2008 года, количество судов возрастом до 10 лет составляло всего 55 единиц, а судов в возрасте от 20 до 30 лет – 2517 единиц. В такой ситуации появление на внутренних водных путях России серии буксиров нового поколения событие немаловажное.

- Российский флот долгое время работал на тех ресурсах, которые нам оставил Советский Союз, - говорит Геннадий Егоров. - Они были огромными, но на настоящий момент – практически исчерпаны. Проект TG04М – база для возрождения буксирного флота для работы на внутренних водных путях. В перспективе подобных судов должно быть много и они должны быть разными. На базе технологической платформы данного проекта возможно создание вариативной линейки буксиров в соответствие с требованиями любого конкретного заказчика.

Для этого, по мнению проектантов и судостроителей, требуется лишь незначительная доработка базового проекта. В частности

  • существует возможность сертифицировать данный проект на более «высокий» класс РРР, что позволит ему работать не только на внутренних водных путях, портах и рейдах, но и в прибрежных районах;
  • существует возможность присвоения более высокой категории по СанПину, что позволит использовать его для проведения эскортных операций;
  • существует возможность модифицировать конструкции корпуса и винто-рулевого комплекса до соответствия требованиям более высокого ледового класса, что позволит судну работать во всех регионах Российской Федерации.

- Анализ, проведенный совместно со специалистами ЗНТ-Инжиниринг во время работы над данным проектом, показал, что функционал данного судна может быть значительно расширен, - подвел итог генеральный директор ОАО «Завод Нижегородский Теплоход» Сергей Коновалов. - И буксир проекта TG04M может и должен стать базовой основой для нового поколения речных буксиров.

Завод Нижегородский Теплоход (ЗНТ), ОАО

606440, Нижегородская обл., г. Бор, ул. Луначарского, д.128

Телефон: +7 (831) 592 03 25

E-mail: znt@znt-yard.ru

Перейти к содержанию № 3(41) 2012

 

№ 3(41), 2012
Судостроение