Завод Нижегородский Теплоход. Для обеспечения судоходства

Полтора года назад, в строгом соответствии со сроками контракта, заводом «Нижегородский Теплоход» и Северо- Западным бассейновым филиалом ФГУП «Росморпорт» был подписан акт приемки-передачи лоцмейстерского судна проекта BLV01. Это было первое обстановочное судно подобного класса и функционала за весь постсоветский период. Сегодня ЗНТ ведет строительство еще двух обстановочных судов проекта BLV02, проведя модернизацию в соответствии с требованиями заказчика, в качестве которого выступает ФКУ «Речводпуть».

Полтора года назад был реализован в рамках программы развития ФГУП «Росморпорт» этот новый «прорывной» проект. Судно было построено всего за год: 15 июля 2010 г. состоялась торжественная церемония закладки киля лоцмейстерского судна проекта BLV01, 15 июля 2011 г. – был подписан акт приемки передачи судна заказчиком.

Уже на ходовых испытаниях, которые включали в себя пробную постановку и подъем на борт тяжелых буев типа БМБЛ-78 и развертывание средств ЛРН, было подтверждено: судно проекта BLV01 имеет широкие функциональные возможности, отличные ходовые и маневренные характеристики.

– Судно оснащено самым современным механическим и электрическим оборудованием, движительной системой с высоким классом автоматизации и соответствует всем требования международной конвенции, – говорит генеральный директор ОАО «Завод Нижегородский Теплоход» Сергей Коновалов. Главная особенность построенного судна – в его многофункциональности, в комбинации свойств и технических возможностей. – В современных условиях мы стремимся к тому, чтобы суда технического и вспомогательного флота были более эффективными в эксплуатации: одна платформа должна обеспечивать выполнение самых разных задач по обслуживанию нужд портов и путей, – считает Владимир Штрамбранд, начальник Управления развития и строительства флота ФГУП «Росморпорт».

Так, кроме своего прямого назначения – выполнения навигационно-гидрографических работ, установки на подходах и в акватории порта средств навигационного ограждения (СНО), их обслуживания и съемки лоцмейстерское судно проекта BLV01, при необходимости, может параллельно решать и другие задачи, к примеру, обеспечивать доставку грузов и топлива на острова, где располдожены автомотизированные посты системы управления движения судов Финского залива.

– Судно оснащено оборудованием для ликвидации разливов нефти (ЛРН), в том числе, оборудовано скимерами для сбора нефтепродуктов с поверхности моря, а также может осуществлять постановку боновых заграждений, – рассказывает Александр Фокин, начальник отдела проектов и сопровождения судостроения Управления развития и строительства флота ФГУП «Росморпорт».

Кроме того, для обеспечения выполнения судном гидрографических и промерных работ предусмотрена установка гидрографического DGPS-приемника, гидрографического эхолота, датчика измерения вертикальной скорости звука в воде, а также гидролокатора бокового обзора, что позволяет эффективно решать задачи по промеру глубин.

Важно, что судно построено для решения специальных задач в соотвествии с функциями, возложенными на ФГУП «Росморпорт» по содержанию и обслуживанию СНО на акваториях морских портов и подходов к ним.

– Инновационность данного проекта – в сочетании современных технических и технологических решений, которые существенно улучшают функциональные возможности судна, – считает Геннадий Егоров, генеральный директор Морского Инженерного Бюро.

Среди удачных решений, по мнению специалистов, – уже сама форма корпуса: судно достаточно широкое, что делает его остойчивым. Впервые на судах такого класса в качестве единых средств движения и управления судном применены две современные полноповоротные винто-рулевые колонки мощностью около 405 кВт на каждом винте, что позволило построить судно с малой осадкой и возможностью работы на мелководье. Судно имеет также нехарактерную для подобного типа судов полностью застекленную ходовую рубку с обзором в 360 градусов. Впервые при строительстве было применено решение об использовании носовой части палубы для работы с используемыми буями больших габаритов и массы. Среднее расположение рабочей палубы позволяет разместить одновременно 4 тяжелых буя БМБЛ-78 с якорными устройствами.

– Лучшие конструктивные решения мы искали даже на стадии строительства, – вспоминает генеральный директор ОАО «ЗНТ» Сергей Коновалов. – Вели постоянный диалог с проектантом и заказчиком, вносили изменения в документацию, первые испытания проводили с будущей командой, так как опытный капитан лучше всех знает, как должно работать судно в реальных условиях. Мы все работали на одну цель и, несмотря на то, что подобное судно в стране строилось впервые, вышли на показательный результат. С учетом опыта эксплуатации судна, за 1,5 года специалистами ФГУП «Росморпорт» уточнены требования к судну, выработаны предложения по улучшению отдельных проектных решений.

– В частности, рассматривается вопрос об установке на судне подруливающего устройства и внедрении элементов динамического позиционирования, – делится идеями Александр Фокин. – Кроме того, рассматриваются решения по внесению изменений в конструкцию пропульсивной системы, с целью улучшения управляемости судна при движении в мелкобитом льду. Как утверждают представители заказчика, появление данного судна было крайне необходимым, так как обстановочные суда в стране не строились с середины 80-х годов прошлого века.

– Опыт строительства и эксплуатации судна «Дмитрий Сироткин» в обязательном порядке будет учтен нашим предприятием и проектными организациями при строительстве лоцмейстерских судов новых проектов, – уверен Александр Фокин. – Строительство лоцмейстерских судов для ФГУП «Росморпорт» рассматривается в настоящее время как одна из первоочередных задач.

Лоцмейстерское судно проекта BLV01

Заказчик – ФГУП «Росморпорт».

Технический проект судна – «Морское Инженерное Бюро».

Разработка РКД – ООО «ЗНТ – Инжиниринг».

Назначение судна. Лоцмейстерское судно предназначено для выполнения работ по установке на подходах и акватории порта плавучих средств навигационного ограждения, их обслуживанию на акватории и съемке, а также для выполнения ряда вспомогательных функций.

Судно однопалубное самоходное двухвинтовое с надстройкой бака, с транцевой кормовой конечностью, со средним расположением рабочей палубы, позволяющей разместить одновременно 4 буя БМБЛ-78 с якорными устройствами, с главными двигателями и жилой рубкой в кормовой оконечности, с грузовым краном, обеспечивающим работу с буями. Район плавания. Акватория морского порта Санкт-Петербург (включая устьевые участки реки Нева), порты Приморск, Высоцк, Выборг, Усть-Луга.

Основные характеристики судна:

  • длина габаритная – около 43,09 м;
  • ширина габаритная – около 10,20 м;
  • высота борта на миделе – 3,30 м;
  • осадка по КВЛ – 2,5 м;
  • скорость на полном ходу – 10 узл.;
  • автономность – 7 суток.
  • Класс РС – КМ Ice 3 R2-RSN AUT3-C.

Технические особенности. В качестве единых средств движения и управления применены две полноповоротные винто-рулевые колонки SPR 330 FP мощностью около 405 кВт на каждом винте. Винты фиксированного шага диаметром 1,20 м, в насадках.

Привод ВРК осуществляется через Z-передачу от высокооборотных дизельных двигателей Volvo Penta D16MH мощность 405 кВт каждый. Носовая оконечность судна имеет усиленные ледовые подкрепления.

Для обеспечения выполнения судном своих основных функций по снятию, постановке и обслуживанию навигационных плавучих знаков установлен грузовой гидравлический кран грузоподъемностью 8 т с вылетом стрелы 10 м.

Кран имеет возможность работы при волнении моря 3 балла без потери грузоподъемности на максимальном вылете.

Для сброса с палубы якорей, при постановке буев предусматриваются подъемники, обеспечивающие сброс якорей массой до 3 т.

Для обслуживания плавучих навигационных знаков имеется рабочий катер. Предусмотрена возможность транспортировки бонового заграждения и оборудования для ликвидации аварийного разлива нефти и нефтепродуктов.

Для обеспечения выполнения судном гидрографических и промерных работ устанавливается гидрографический DGPS-приемник, гидрографический эхолот, датчик измерения вертикальной скорости звука в воде, а также гидролокатор бокового обзора.

В носовой части судна предусмотрен грузовой танк объемом 53 м3, который предназначен для приема с судов сточных вод.

Обстановочное судно проекта BLV02

15 марта 2012 г. судостроители ОАО «Завод Нижегородский Теплоход» заложили киль обстановочного судна проекта BLV02 (строительный номер 902), через несколько месяцев, в августе 2012 г. был заложен киль еще одного подобного судна (строительный номер 903).

Открытый конкурс на выполнение работ по строительству двух обстановочных судов был объявлен ФКУ «Речводпуть» в октябре 2011 г. Контракт между госзаказчиком и победителем конкурса заводом «Нижегородский Теплоход» подписан 21 декабря 2011 г. В соответствии с условиями контракта ЗНТ за 675 дней построит два обстановочных судна: для ФГУ «ВолгоБалтийское ГБУВПиС» (г. Санкт-Петербург) и для ФБУ «Беломорско-Онежское ГБУВПиС» (г. Медвежьегорск).

– Эти обстановочные суда предназначены для контроля состояния судового хода на внутренних водных путях и акваториях портов, навигационного ограждения судового хода, – рассказывает Николай Клоченко, заместитель руководителя ФКУ «Речводпуть». – Также суда будут осуществлять контроль горения огней на знаках освещаемой обстановки, обслуживание знаков судоходной обстановки и ремонт светосигнальной аппаратуры.

Потребность в подобных судах, по мнению специалистов, существует. Они могут работать на внутренних бассейнах разряда «М» – озерах Ладожском, Онежском и озере Байкал. Потенциальными заказчиками таких судов могут быть ФГУ«Волго-Балтийское ГБУВПиС», ФБУ «Беломорско-Онежское ГБУВПиС», ФБУ «Байкало-Ангарское ГБУВ-ПиС». Cтроящиеся суда проекта BLV02 имеют класс М-СП 3,5 (лед 40) А и будут эксплуатироваться на внутренних водных путях и морских районах с учетом ограничений соответствующих классу. Новые суда могут пойти на замену устаревшим обстановочникам класса «М» проекта 722.

В отличие от базового проекта BLV01, с учетом условий эксплуатации строящихся судов, исключены некоторые функции, такие как участие в операциях ЛРН, обследование дна и другие.

В отличие от проекта BLV01, который эксплуатируется исключительно в морских районах, обстановочное судно проекта BLV02 будет эскплуатироваться на внутренних водных путях и морских районах с учетом ограничений соответствующих классу М-СП 3,5 (лед 40) А, с высотой волны 3,5 м (против 6,0 у BLV01).

Условия будущей эксплуатации судов определили ряд конструктивных изменениях в проекте, которые были согласованы со строителями и разработчиком РКД компанией ЗНТ–Инжиниринг.

Главные из внесенных в проект изменений:

  • на судах размещены дополнительные каюты для более комфортных условий проживания экипажа (12 человек и 5 инспектирующих лиц);
  • улучшен обзор из рулевой рубки;
  • установлен аварийный дизель-генератор;
  • для снижения валкости судна установлены скуловые кили.

Обстановочное судно проекта BLV02

Заказчик – ФКУ «Речводпуть».

Технический проект судна – «Морское Инженерное Бюро».

Разработка РКД – ООО «ЗНТ – Инжиниринг».

Тип судна. Стальное однопалубное самоходное двухвинтовое судно с надстройкой бака и юта, с транцевой кормовой оконечностью, с рабочей палубой в средней части, позволяющей разместить одновременно 4 буя типа БМС с якорными устройствами, с машинным отделением и жилой рубкой в кормовой оконечности, с грузовым краном.

Класс судна. Судно проектируется и строится на класс Российского Речного Регистра М-СП 3.5 (лед 40) А, а также в соответствии с требованиями Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта.

Назначение судна. Обстановочное судно, предназначенное для выполнения следующих работ:

  • контроль состояния судового хода на внутренних водных путях и акваториях портов;
  • контроль состояния навигационного ограждения судового хода, контроль горения огней на знаках освещаемой обстановки;
  • расстановка и снятие знаков, а также их перемещение при изменении границ судового хода;
  • обслуживание знаков судоходной обстановки и ремонт светосигнальной аппаратуры.

Район плавания и условия эксплуатации. Внутренние водные пути России с учетом ограничений; морские районы, соответствующие району плавания М-СП 3.5 (смешанное «река-море» плавание на волнении с высотой волны 3%-ной обеспеченности 3,50 м).

Расчетная температура наружного воздуха +40oС при влажности 65% летом и при – 20oС влажность 85% зимой, воды от + 20oС до 0oС соответственно. Предусматривается работа в морских районах А1.

Основные технические характеристики судна:

  • длина габаритная – 46,97 м
  • длина по КВЛ – 40,49 м
  • ширина габаритная – 10,48 м
  • ширина по КВЛ – 9,70 м
  • высота борта на миделе – 3.50 м
  • осадка по КВЛ – 2,00 м
  • осадка максимальная – 2,50 м
  • номинальная мощность ГД, кВ – 2X588 кВт при 1800 об/мин MAN D2842LE412
  • скорость хода на глубокой тихой воде для свежеокрашенного корпуса без обрастания при осадке 2,0 м при 85% МДМ – не менее 10.8 уз.

Винто-рулевые колонки. Движение и управляемость судна обеспечивается двумя кормовыми полноповоротными винто-рулевыми колонками фирмы «Schottel» типа SPR 33 Энергетическая установка 0 FP с винтами фиксированного шага в насадках.

Энергетическая установка состоит из:

  • главной установки, состоящей из двух дизельных двигателей максимальной длительной мощностью по 405 кВт каждый, работающих на 2 полноповоротные винто-рулевые колонки с винтами фиксированного шага в пропульсивной насадке;
  • вспомогательной установки в составе двух дизель-генераторов электрической мощностью по 130 кВт каждый и одного аварийного дизель-генератора электрической мощностью 28 кВт;
  • вспомогательных механизмов и аппаратов, обслуживающих энергетическую установку.

Будущее проекта

– Анализ, проведенный специалистами ЗНТ и ЗНТ–Инжиниринг во время работы над данным проектом показал возможные пути модернизации проекта, – рассказывает Сергей Смирнов, главный конструктор проекта. – Это оптимизация, при необходимости, мощности пропульсивной установки и снижение при этом эксплуатационных расходов, возможность перевозки грузов как навалочных в трюме, так и генеральных на открытой палубе, выполнение буксировочных операций при помощи кормовой якорно-швартовно-буксирной лебедки. При необходимости, функционал судов данного проекта может быть значительно расширен. В частности, судно может иметь соответствующие требованиям заказчика технические возможности и осуществлять:

  • участие в операциях по ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов в качестве вспомогательного транспорта для доставки оборудования ЛРН;
  • проведение работ по мониторингу подводных потенциально опасных объектов;
  • участие в проведении спасательных, судоподъемных и гидротехнических работ в объеме установленных на судне средств;
  • обеспечение эксплуатации малогабаритных телеуправляемых подводных аппаратов;
  • обследование дна акваторий подводных частей корпусов и винто-рулевых устройств кораблей.

– Таким образом, с учетом отработки основных решений на головном судне, завод «Нижегородский Теплоход» готов предложить потенциальным заказчикам серию подобных многофункциональных судов с учетом особенностей и условий их будущей эксплуатации в составе технического и вспомогательного флота страны, – подводит итог генеральный директор ОАО «ЗНТ» Сергей Коновалов.

Завод Нижегородский Теплоход (ЗНТ), ОАО

606440, Нижегородская обл., г. Бор, ул. Луначарского, д.128

Телефон: +7 (831) 592 03 25

E-mail: znt@znt-yard.ru

Перейти к содержанию № 4(42) 2012

 

№ 4(42), 2012
Судостроение

Лоцмейстерское судно «Дмитрий Сироткин» проекта BLV01

Лоцмейстерское судно «Дмитрий Сироткин» проекта BLV01

Спуск на воду судна проекта BLV01 28 апреля 2011 г.

Спуск на воду судна проекта BLV01 28 апреля 2011 г.

В. И. Штрамбранд и С.М. Коновалов. Закладка киля судна проекта BLV01 15 июля 2010 г.

В. И. Штрамбранд и С.М. Коновалов. Закладка киля судна проекта BLV01 15 июля 2010 г.

ЗНТ ведет строительство двух судов проекта BLV02

ЗНТ ведет строительство двух судов проекта BLV02

Закладка киля

Закладка киля