Модернизация скоростного флота России: проблемы и решения

Скоростные пассажирские суда известны, пожалуй, каждому жителю нашей страны. «Ракета», «Комета», «Метеор», «Беларусь», «Восход», «Полесье», «Колхида», «Ласточка», «Циклон»… Серийный выпуск таких судов в Советском Союзе начался с конца 50-х годов. Всего в период 60-х – 80-х годов было построено порядка 1900 скоростных пассажирских судов.

Для Советского Союза, страны с огромной территорией, обилием речных водных путей и размещением населения вдоль рек, данные суда как нигде более подошли для эксплуатации. Благодаря своим скоростным характеристикам, небольшой осадке (как например «Заря») и высокой надежности они могли добраться даже в труднодоступные места. В результате в 80-х годах на долю скоростного флота в структуре пассажирских речных перевозок приходилось более четверти всех поездок, а это более 25 миллионов пассажиров в год. Постоянно действовало более ста пассажирских линий.

В 90-х годах на рынке пассажирских перевозок произошли большие изменения (повышение цен на топливо, снижение платежеспособности населения, развитие альтернативных дорог). Скоростной флот становился нерентабельным. Как следствие, суда выводились из эксплуатации, продавались, ставились на отстой, линии закрывались. В результате, на сегодняшний день в эксплуатации остается не более 10-12% судов.

Казалось, что все так печально, но с конца 2000-х годов пришло понимание, что пассажирский скоростной флот необходим в России. Он должен составлять конкуренцию другим видами транспорта, тем более, что во многих удаленных регионах водные маршруты зачастую являются единственной возможностью транспортного сообщения. Также перспективно использование такого флота в туристических целях. Тем не менее, скоростной флот живет.

Уникальный запас живучести судов, заложенный в проектах, позволяет «выжившим» судам работать на пассажирских линиях, возить туристов в Санкт-Петербурге и Казани, рабочие бригады в Сибири на вахты, переделывать их под VIP яхты. Судовладельцы, имеющие скоростной флот, бережно относятся к своим судам, рассчитывая на их длительную эксплуатацию.

Как было сказано выше, экономические факторы, рентабельность перевозок, цена за билет стали играть первостепенную роль. Судовладельцы, имеющие действующий скоростной флот, «борются за каждую копейку», в прямом смысле слова, для снижения эксплуатационных расходов. Судовладельцы, у которых флот находится на отстое, ищут финансовые возможности и технические решения, которые позволят вывести данные суда на линии и эксплуатировать их в «окупаемом режиме», оказывая достойный уровень сервиса своим пассажирам.

Модернизация скоростного флота по проектам компании «Морская Техника»

Компания «Морская Техника» уже несколько лет занимается комплексными решениями для судовладельцев в модернизации скоростного пассажирского флота. Пример одного из реализованных проектов по переоборудованию СПК «Метеор» был описан в журнале «Морская Биржа» № 4(34), 2010.

Конструкторские услуги и подготовка проектов

Проектное бюро компании «Морская Техника», состоящее из профессионалов всех необходимых специализаций, подходит к реализации каждого проекта переоборудования судна скрупулезно и индивидуально. На это есть причины: самые «молодые» суда имеют срок эксплуатации более четверти века, во время которого они ремонтировались, подвергались владельцами модернизации и переделкам. Как правило, документации о таких изменениях не сохранилось. Не редки случаи, когда фактическое расположение оборудования, систем, а иногда и набора корпуса не соответствует проектной документации.

Для гарантии качества выполнения проекта, специалист выезжает на переоборудованное судно, проводит все необходимые замеры и отмечает все несоответствия. На основании собранной документации разрабатывается 3D модель корпуса и МО и имитируется реальное новое общее расположение, что гарантирует отсутствие «случайностей» в виде перерезаемой кницы или трубопровода. Разрабатываются схемы и узлы подключения существующих систем ГЭУ к новому двигателю, при этом убираются громоздкие внешние системы, свойственные предыдущему двигателю – воздушного запуска, вынесенных систем охлаждения и пополнения масла и т.д.

Модернизация дизельно-редукторного агрегата (ДРА)

Компания «Морская Техника» более 15 лет является эксклюзивным представите лем по России концерна MAN – мирового лидера по производству высокооборотных судовых дизельных двигателей. Сейчас в компании есть готовые решения по замене ГЭУ с сохранением основных характеристик для судов типа «Метеор», «Восход», «Полесье», «Заря», а в перспективе – и других проектов.

Подобраны двигатели производства MAN, максимально соответствующие исходными в части ТТХ, но обладающими значительно лучшими экономическими показателями. В конструкции ДРА вместо реверс-муфты применяется реверс-редуктор, имеющий ресурс аналогичный двигателю MAN.

В результате заказчик получает современный экономичный двигатель, который позволяет сократить расход топлива, уровень шума и вибрации, затраты на масло. Надежность двигателя – наработка до первой переборки не менее 25000 моточасов – позволяет забыть про постоянные ремонты и замены двигателей.

Также компания «Морская Техника» осуществляет поставки винтов и валов производства ELICHE RADICE, которые зарекомендовали себя на реализованных проектах.

Модернизация радионавигационного оборудования

Для обеспечения необходимого уровня безопасности судна, его экипажа и пассажиров необходимо применение современного оборудования связи и навигации. Для модернизации скоростного пассажирского флота у компании «Морская Техника» есть решения, учитывающие пожелания заказчиков по бюджету, комплектности и уровню технического исполнения.

Российским судовладельцам мы предлагаем радиолокационные станции как японского производителя KODEN, так и собственной разработки, например, MTRR-1042, магнитные компасы SAURA, оборудование для различного вида судовой связи, пожарную сигнализацию, навигационные огни и другое необходимое оборудование ведущих российских и импортных производителей.

Модернизация салона

Конкурентная перевозка должна обеспечивать определенный уровень комфорта пассажиров. Компания «Морская Техника» предлагает подбор и поставку кресел для пассажирских салонов эконом и VIP классов. Регулируемые спинки, подлокотники, столики для еды, ремни безопасности и спасательные жилеты позволяют пассажирам чувствовать себя комфортно и безопасно при длительных рейсах. Также, по желанию заказчика, в модернизацию салона может входить поставка систем кондиционирования и обогрева.

Сервис

Сервисный отдел компании оперативно и полностью поддерживает проекты модернизации скоростного флота:

  • осуществление пусконаладочных работ по установленному оборудованию;
  • выполнение полного комплекса сервисных работ в гарантийный период;
  • наличие сети сервисных станций и квалифицированных инженеров;
  • склад и оперативная доставка СЗЧ и запчастей 24 часа;
  • обучение технических специалистов заказчика и выдача сертификатов концерна MAN на возможность сервисного обслуживания установленных двигателей;
  • техническое наблюдение за монтажом оборудования и, при необходимости, производство шефмонтажа.

У компании «Морская Техника» есть уникальное предложение по модернизации скоростных пассажирских судов, позволяющих судовладельцу снизить эксплуатационные затраты и обеспечить комфорт для пассажиров. Экономическая эффективность позволяет выйти на окупаемость вложений. Все работы по модернизации судов проходят полный контроль и согласование в Регистре. Все поставляемое оборудование соответствует требованиям Речного Регистра и Техническому Регламенту безопасности объектов ВВТ. Заказчик может быть уверен, что обновленное судно оправдает все его ожидания.



Статья подготовлена рабочей группой «Модернизация флота» компании «Морская Техника»: руководитель конструкторского бюро Александр Попов, руководитель подразделения «Модернизация флота» Константин Барканов, начальник отдела продаж радионавигационного оборудования Владимир Кузнецов, руководитель подразделения «МТ-MAN» Руслан Садыков.

Группа компаний "МОРСКАЯ ТЕХНИКА"

Россия, 190020, Санкт-Петербург, ул. Бумажная д. 18, лит. А

Телефон: +7 (812) 309-46-46

E-mail: office@marinetec.com

Перейти к содержанию № 4(42) 2012

 

№ 4(42), 2012
Судостроение

Расположение нового ДРА в МО

Расположение нового ДРА в МО

Двигатель MAN D2842 LE410, установленный на Метеоре-237

Двигатель MAN D2842 LE410, установленный на Метеоре-237

Салон скоростного флота

Салон скоростного флота