Холодильная техника на «Лире» готова к заморозке больших объемов!

Ральф Дункер, Мюнхен

Даже спустя два десятилетия эксплуатации на море списывать «Лиру» на металлолом еще рано. Как кормовой траулер длиной 120 м оно идеально подходит для лова и переработки пелагических пород рыб. Вот только производство рыбных консервов на судне перестало со временем соответствовать духу времени. Поэтому специалистами фирмы GEA Refrigeration Technologies были проведены работы по замене и расширению холодильной и морозильной установки. Теперь команда может переработать и заморозить вместо 60 т, как это было раньше, более 180 т рыбы в сутки.

Солнечный день в конце мая прошлого года. На палубе «Лиры» сильный ветер дует в лицо. В этот раз на борту плавучего рыбзавода не только команда, но и представители фирмы GEA Refrigeration Technologies из Берлина и Гдыни: Вольфганг Арндт, Крыштоф Клим и Христиан Фосс. Они выходят в море, чтобы проверить работу новой холодильной установки, а также ввести морозильное и холодильное оборудование в эксплуатацию и сдать его заказчику. Эти три специалиста вместе со своими коллегами участвовали в разработке проекта холодильной установки и отвечали за поставку нового оборудования.

Решение модернизировать судно было принято не по причине поломки судна. Скорее, возраст «Лиры» требовал модернизации. Судно вот уже 22 года выходит под российским флагом на промысел сельди, скумбрии, путассу, мойвы и других пелагических пород. Однако десятилетия работы в море не оставилили на хорошо сконструированном и построенном из высококачественной стали корпусе «Лиры» (как и на многих из 37 построенных с середины 80-х до начала 90-х годов прошлого столетия рыболовных судах типа «Атлантик-488») почти никаких следов. Поэтому «Лире» еще много лет заниматься активным рыболовством. Как кормовой траулер длиной 120 м оно как будто бы специально создано для лова и переработки пелагических пород рыб. В грузовых трюмах судна объемом 2300 тонн достаточно места для хранения рыбы, что позволяет судну эффективно заниматься промыслом в течение нескольких дней или недель.

Линия производства консервов уступила место новым морозильным аппаратам

Во время длительных рейсов важно сохранить улов свежим, и именно в этом был самый большой недостаток «Лиры». «Еще недавно «Лира» могла морозить только 60 тонн в сутки, т.к. на судах типа «Атлантик-488» еще с новостроя была установлена консервная линия», – объясняет Христиан Фосс. Однако производство рыбных консервов на борту судна сейчас уже не эффективно. Поэтому российская рыбопромысловая компания «Морская Звезда» (Maritime Star) из Калининграда решила повысить суточную морозильную производительность судна с 60 до около 180 тонн. Только таким эффективным методом можно сохранить большой объем выловленной рыбы (до 100 тонн судно может поднять тралом за один раз).

Когда в мае «Лира» выходит на ходовые испытания из Гданьска и берет курс на Фарерские острова, разгонясь благодаря новым судовым двигателям мощностью около 7000 до 15 узлов в час (что соответствует почти 30 км/ч). Работы по модернизации судна уже завершены. В первый рейс после переоборудования выходит также группа специалистов фирмы GEA, в задачу которых входит проверка надежной работы нового оборудования и настройка систем управления в промысловых условиях.

Модернизация за 6 месяцев

До начала ходовых испытаний группе специалистов фирмы GEA пришлось основательно поработать: осенью 2011 г. фирма GEA получила заказ на модернизацию и расширение холодильной техники. Работы должны были проводиться параллельно с заменой судовых двигателей и переоборудованием рыбфабрики, т.е. у специалистов по холодильной технике было в распоряжении всего около трех месяцев для планирования, проектирования и поставки оборудования.

При первом обходе судна в ноябре 2011 г. специалисты увидели уже знакомое им оборудование – шесть компрессоров для выработки холода были изготовлены в свое время на заводе «Кюльаутомат Берлин» (КАВ). «KAB был предшественником немецкого сектора судового оборудования фирмы GEA Refrigeration Technologies, т.е. при работе мы могли опираться на наш опыт, накопленный нами за долгие годы работы и использовать также всю проектную документацию и чертежи установленного на судне еще с новостроя холодильного оборудования», – рассказывает господин Фосс. 34-летний инженер по холодильной технике начал работать на фирме в 2009 г. и был рад поддержке, которую он получил на стадии проектирования со стороны его опытного коллеги, проектного инженера Бернда Хованица.

В состав оборудования «Лиры», кроме знакомой холодильной техники завода KAB, входили также упомянутая выше консервная линия, два воздушных морозильных аппарата с суточной производительностью около 60 тонн (эти аппараты эксплуатируются на борту и сейчас), а также уже устаревшая электротехника. «Системы управления и распределительные шкафы работают пока нормально, но в случае неисправности запасных деталей для них в продаже больше нет», – обосновывает господин Фосс замену старых распределительных шкафов на новые, работающих на базе SPS S7. Новые распределительные шкафы устанавливаются на месте старых шкафов, т.е. все проложенные на судне кабели могут после функциональной проверки использоваться и дальше.

Компрессоры со старыми периферийными компонентами

При модернизации холодильной установки были заменены главные компоненты холодильного оборудования, а также относящиеся к ним клапаны и регулирующие приборы. Часть трубопроводов пришлось проложить заново и увеличить их диаметр. Самыми важными компонентами для повышения производительности комбинированной морозильной и холодильной трюмной установки являются новый одноступенчатый винтовой компрессорный агрегат с экономайзером, два новых винтовых компрессора низкого давления, а также переохладители жидкости и дополнительные конденсатор и ресивер, которые были установлены в верхнем и нижнем рефотделении. Кроме того, под дополнительный низкотемпературный трюм объемом около 700 м³ был переоборудован бывший консервный трюм. Для этого были установлены два судовых воздухоохладителя с арматурой для сухого расширения.

Охлаждаемые ранее рассолом технологические потребители, которые еще остались на борту, как ЦПУ и рыбомучной трюм, теперь напрямую подключаются в качестве добавочной нагрузки к двухступенчатой морозильной и холодильной трюмной установке. Для этого были установлены два новых воздухоохладителя с арматурой для сухого расширения и арматура для регулировки давления всасывания.

Для увеличения морозильной производительности судна были установлены десять вертикальных плиточных морозильных аппаратов, имеющих суточную производительность по заморозке около 12 тонн каждый. Хотя плиточные морозильные аппараты не изготовлялись на фирме GEA, но специалисты из Берлина принимали участие в конструировании и поставке самих аппаратов, которые, как и другое оборудование, были смонтированы на Гданьской ремонтной верфи «Remontowa». Для работы десяти плиточных морозильных аппаратов необходимо было установить новый контур отделителя/насосов хладагента для затопленной системы непосредственного охлаждения.

Установив два новых более производительных винтовых компрессора низкого давления для двухступенчатой холодильной установки, проектная группа помогла заказчику даже сэкономить. Учитывая, что новые компрессоры по размеру и подключению похожи на старые, специалисты GEA смогли после соответствующей проверки использовать установленные еще с новостроя маслоотделители, электродвигатели и сами рамы компрессорных агрегатов, в результате чего компания «Морская Звезда» смогла понизить объем своих капиталовложений в модернизацию установки.

Работы по переоборудованию судна выполнялись ремонтной верфью. Более тщательно, чем это делается даже на берегу, было выполнено подключение механизмов, заменены части трубопроводной сети, установлены клапаны и заменена система управления. Все поставленные фирмой GEA изделия соответствуют требованиям правил Российского Морского Регистра Судоходства и имеют соответствующие сертификаты. После монтажа оборудования группа специалистов фирмы GEA выполнила подготовительные работы по вводу оборудования в эксплуатацию и его испытанию. Одновременно с этими работами Вольфганг Арндт выполнил программирование системы управления, учитывая также пожелания заказчика.

«Нельзя забывать, что установки должны работать и при ветре силой в восемь баллов и соответствующем волнении моря. Это требует особо тщательного подхода» – отмечает Христиан Фосс. Даже при боковой или килевой качке судна каждый компрессор должен работать надежно без сильных вибраций. Выход из строя холодильной техники в море может привести к порче всей ранее поднятой на борт рыбы. Поэтому проверка работы установок в промысловых условиях играет очень важную роль.

Заключительное испытание во время недельного рейса

Выход в море необходим для проведения испытаний в промысловых условиях. Понятно, что три специалиста фирмы GEA с нетерпением ждали поднятия трала с первым большим уловом, который не заставил себя долго ждать. Палубная команда (приблизительно сто человек) выбирает трал и рыба подается в рыбные буркера. Отсюда рыба попадает на транспортер в рыбцех. Здесь в плиточных морозильных аппаратах происходит заморозка рыбы в блоках до температуры не менее -18°C. Христиан Фосс стоит в переоборудованном производственном цеху и ждет с нетерпением результата. Матросы загружают морозильные аппараты рыбой, слой за слоем. Каждый из аппаратов имеет по 38 отделений, в каждом отделении по 3 блока, т.е. в каждом аппарате можно заморозить 114 блоков весом чуть больше 10 килограмм. Вся процедура занимает около двух часов.

Мороженая продукция каждые два часа

По истечении двух часов мороженые блоки можно вынимать из морозильного аппарата. Для этого на морозильные плиты аппаратов на короткое время подается горячий газ. Сразу же после выемки блоков из аппарата замеряется температура внутри блока – в теле мороженной рыбы. Эта температура должна быть не менее -18°C, желательно даже, чтобы температура была еще ниже, не менее -20°C. Перед тем, как отправить рыбу на хранение в трюм, блоки по 3 штуки упаковываются в картонные ящики. С этого момента температура рыбы не должна превысить отметку -18 °C, так как продукт должен дойти до конечного потребителя без нарушений температурного режима. Поэтому холодильные установки в низкотемпературном трюме рассчитаны на среднюю температура воздуха -28°C.

Результат измерения температуры в теле рыбы оказывается хорошим. Цифровая индикация на приборе показывает -24,9°C. Другие выборочные проверки служат также доказательством надежной работы морозильных аппаратов. «Лира» как нельзя лучше оснащена техникой для повышения суточной производительности по заморозке. Господин Фосс добавляет: «В будущем судно может еще лучше использовать свои морозильные мощности». Установленная на судне холодильная техника уже сегодня рассчитана на установку RSW (охлаждение забортной воды, т.е. рыба еще до переработки подвергается в рыбном бункере предварительному охлаждению за счет охлажденной до около 1°C воды). Благодаря такой организации промежуточного хранения поднятый улов сохраняется свежим, а рыба при загрузке ее в аппарат имеет минимальную температуру. Это в свою очередь позволяет сократить продолжительность цикла заморозки.

ГЕА Рефрижерейшн РУС, ООО

Россия, 105094, Москва, ул. Семеновский Вал, д. 6 А

Телефон: +7 (495) 787 20 11

E-mail: wsmoscow.info@gea.com

Перейти к содержанию № 1(43) 2013

 

№ 1(43), 2013
Судоходство