МКС. Северный морской путь

Плавание судов во льдах по трассам СМП и замерзающих неарктических морей в последние годы приняло планомерный и организованный характер. И современное состояние Северного морского пути характеризуется возрождением транспортной инфраструктуры в западном районе Арктики, связанной с морским экспортом нефти и газоконденсата.

В восточном районе Арктики пока сохраняется депрессивное состояние СМП, поскольку из-за свертывания производства грузовая база сократилась более чем в 4 раза. Несмотря на понесенные потери в объеме грузоперевозок по Севморпути (снижение с 6,7 млн. тонн в 1989 г. до 3,0 млн. тонн в современный период), в составе транспортного флота ледового плавания и в арктической инфраструктуре, созданная Арктическая морская транспортная система в настоящее время обеспечивает потребности страны в арктических грузоперевозках.

На трассах СМП действуют 10 линейных ледоколов (из них 6 атомных) и более 60 транспортных судов ледовых категорий. В то же время, для ледокольного флота России характерно постепенное старение, многие корабли почти выработали свой ресурс. Сегодня у России есть 6 атомных ледоколов: «Россия», «50 лет Победы», «Ямал», «Советский Союз», «Вайгач» и «Таймыр». Но специалисты уже сейчас бьют тревогу, потребность в обновлении российского атомного флота становится все более ощутимой, так как без участия этих гигантов осваивать арктические просторы и удерживать статус арктической державы просто нереально.

Неудивительно, что в России думают над дальнейшим развитием собственного ледокольного флота, нам необходим комплекс мер по восстановлению транзитных перевозок по СМП, прекращенных с 2001 г. По оценке зарубежных экспертов, их потенциальный объем в восточном направлении составляет 5-6 млн. тонн и в западном – 2-3 млн. тонн. По оценкам специалистов, объем грузоперевозок по Севморпути в целом к 2015–2020 гг. составит 35-40 млн. тонн в год.

Увеличение грузооборота

Последние четыре зимние навигации показали тенденцию к общему увеличению количества судозаходов. Например, за период зимней навигации 2009-2010 гг. ледоколами, в том числе и в порты Финского залива, проведено 5983 судна, годом позже – уже 6160 судов.

Кроме этого, в последние годы резко возросло число транзитных плаваний иностранных судов. В 2012 г. было совершено 53 транзитных рейса: танкерами, балкерами, сухогрузами и рефрижераторами. По заявлениям от министерства транспорта, грузооборот в Балтийском бассейне увеличился, в том числе, за счет запуска новых терминалов в Усть-Луге.

Ледокольный флот

В 2012 г. были подписаны контракты общей стоимостью 12,5 млрд. рублей на строительство линейных дизельных ледоколов проекта 21900М мощностью 16 мегаватт между ОАО «Выборгский судостроительный завод и ОАО «ОСК». Головной ледокол (строительный номер 230) был заложен в Выборге 17 октября 2012 г. и должен быть сдан заказчику к 9 мая 2015 г. Заложенный 12 декабря 2012 г. второй ледокол этого проекта (строительный номер 231) планируется сдачей к июню 2015 г., третий – к октябрю того же года.

Новые ледоколы имеют улучшенные характеристики, уже учитывающие опыт эксплуатации двух ледоколов проекта 21900 «Москва» и «Санкт-Петербург» при обеспечении ледокольных проводок недавней зимней навигации в Финском заливе.

Два судна ВСЗ будет строить под «ключ». Еще одно судно будет построено в кооперации с финской верфью Arctech Helsinki Shipyard. Согласно контракту, ВСЗ отвечает за проект судна, поставку пакета ключевого оборудования, а также изготовление около половины корпуса судна. AHS, являясь субподрядчиком, выполнит работы по изготовлению оставшейся части корпуса, его формированию, установке и наладке оборудования, включая поставляемое ВСЗ, спуск судна на воду, проведение испытаний и передачу судна заказчику. Государственным заказчиком по контракту является Федеральное агентство морского и речного транспорта, застройщиком — ФГУП «Росморпорт».

Ледокол проекта 21900М — по архитектурно-конструктивному типу ЛД типа ЛК-16 – двухпалубное судно с удлиненным баком, со средним расположением машинного отделения, с двумя полноповоротными винторулевыми колонками в корме и подруливающим устройством в носовой части, со сдвинутой к носу жилой надстройкой, вертолетной посадочной площадкой в носовой части и открытой палубой в кормовой части. Суда неограниченного района плавания, с водоизмещением около 10 тыс. тонн, длиной 116 м, шириной 26,5 м. Судно способно преодолевать льды толщиной до 1,5 метра. Его основное назначение: самостоятельная проводка крупнотоннажных судов, буксировка, тушение пожаров на плавучих объектах и иных сооружениях, помощь судам, терпящим бедствие, перевозка полезных грузов. Кроме того, в функции ледоколов добавлена перевозка контейнеров на открытой части верхней палубы, включая рефконтейнеры с соответствующим энергообеспечением и других палубных грузов. Ледоколы проекта 21900М будут работать на Балтике.

Техническое решение компании «МКС» для комплексной достройки внутренних помещений

Технический проект ледокола был выполнен Центральным конструкторским бюро «Балтсудопроект» – подразделением Федерального государственного унитарного предприятия «Крыловский государственный научный центр». После согласования в РС и других надзорных органах он был передан в КБ «Вымпел» для разработки рабоче-конструкторской документации по всем специализациям. Подключение к проекту «КБ Вымпел» было предпринято для использования дополнительного конструкторского потенциала, в том числе, для сокращения сроков передачи документации заводу-строителю.

На модернизированных ледоколах потребовалось присутствие научных сотрудников «Крыловского государственного научного центра», НИИ Арктики и Антарктики, Института океанологии им. П.П. Ширшова и других, с целью проведения исследований по освоению Северного морского пути и шельфа Северного Ледовитого океана, поэтому в новом проекте предусмотрена развитая, от борта до борта, надстройка.

По итогам тендера на поставку материалов и оборудования для внутренних жилых и служебных контракт получила компания «Морские Комплексные Системы», опередив 9 претендентов, 2 из которых зарубежные компании, и 4 финалистов в их числе.

Объем работ по контракту планируется выполнить в несколько этапов:

  • проектирование,
  • техническое сопровождение проекта,
  • поставка оборудования и материалов,
  • монтаж и пуско-наладочные работы,
  • сдача – для первых двух корпусов и поставка материалов для третьего корпуса.

Важным показателем является выбор именно российской компании, что соответствует генеральному курсу правительства на поддержку отечественного производства и выбор российских поставщиков.

Для участия в тендере компанией «МКС» была предложена собственная передовая разработка – система Strongbox – комплекс технических решений и системы управления по переоборудованию корабельных помещений. Система Strongbox призвана значительно упростить процесс достройки и включает в себя уникальный опыт проектирования, проработанную техническую документацию (технологии монтажа, системы узлов крепления), весь спектр оборудования и материалов (системы зашивки, палубные покрытия, мебель, оборудование), высококвалифицированный инженерный и производственный персонал, а также электронные сервисы для упрощения взаимодействия с заказчиком.

Использование системы Strongbox в комплексной достройке позволяет объединить весь процесс от разработки документации до сдачи объекта, значительно сократить сроки реализации проекта, снизить риск ошибок на каждом из этапов и в конечном итоге гарантировать, что работы будут выполнены точно в срок и с надлежащим качеством.

Морские Комплексные Системы (МКС), ООО

197022, Россия, Санкт-Петербург, Аптекарская наб., д. 20А, оф. 702

Телефон: +7 (812) 441 24 01

E-mail: info@mcs-spb.com

Перейти к содержанию № 3(45) 2013

 

№ 3(45), 2013
Освоение океана и шельфа

Ледокол «Москва», проект 21900

Ледокол «Москва», проект 21900

Ледокол проекта 21900М

Ледокол проекта 21900М