Новый модуль подготовки топлива Альфа Лаваль FCM One

С тех пор как в 2001 году компания Альфа Лаваль выпустила на рынок модуль подготовки топлива FCM, многое изменилось. Современные системы подготовки должны контролировать большее число параметров топлива, чем когда-либо прежде, обеспечивая при этом неизменный уровень безопасности и еще более высокую энергоэффективность. Новый модуль подготовки топлива Альфа Лаваль FCM One позволяет добиться не только этого, но и значительно большего.

Системы подготовки топлива обеспечивают подачу топлива в двигатель в соответствии с требованиями завода-изготовителя по расходу, давлению и вязкости. Первый модуль подготовки топлива FCM, выпущенный в свое время Альфа Лаваль, позволял добиться необходимых параметров, был компактен и обладал достаточной эксплуатационной гибкостью. Но времена изменились – изменились и возможности модуля FCM.

Новый модуль FCM One, представленный на международной выставке Marintec China, на первый взгляд, не отличается от своего предшественника. Но, на самом деле, за знакомым внешним видом скрыто множество изменений. По словам Паоло Голлы, руководителя направления систем подготовки топлива, модуль FCM One сочетает в себе преимущества модуля подготовки топлива FCM и совершенно новый уровень универсальности.

 

Единый модуль со множеством дополнительных возможностей

Основным отличием FCM One является возможность встраивания функций нагрева, охлаждения и многих других в единый модуль, управляемый одним контроллером. Модуль FCM One в базовом исполнении обеспечивает фильтрацию топлива и позволяет контролировать его давление, расход и вязкость. А для судов работающих на нескольких сортах топлива, использующих смеси топлив или предъявляющими еще более сложные требования. Модуль может быть оснащен широким спектром дополнительных функций.

Как поясняет г-н Голла, вне зависимости от исполнения, модули FCM One отличает компактная конструкция и сенсорный экран с простым, интуитивно понятным интерфейсом. Г-н Голла отмечает, что, несмотря на то что модуль FCM One может применяться в условиях различных требований, он представляет собой отдельную систему, смонтированную на общей раме и имеющую один алгоритм управления и простой доступ к любой функции.

 

Один модуль для решения большого числа задач

Универсальность модуля FCM One является не только его отличительной особенностью, но и ответом на разнообразные запросы рынка. Когда был создан первый модуль подготовки топлива FCM, в основном, применялись тяжелые сорта топлива, и вопрос эффективности использования энергии для большинства участников рынка не был актуален. Но сегодня, в условиях действующих жестких нормативов по вредным выбросам и высоких цен на топливо, большинство судов имеют на борту не менее двух видов топлива и серьезно озабочены проблемой экономии энергии.

Применение скрубберов позволяет продолжать использовать тяжелое топливо (HFO), но если при этом не могут быть обеспечены предельно допустимые показатели по выбросам и нет возможности хранить на борту остатки, может возникнуть необходимость в использовании других видов топлива. Кроме того, как предполагают поставщики топлива, что со временем доступность определенных видов топлива может стать ограниченной. Указанные соображения стали причиной разработки модуля FCM One с новыми современными функциями.

Модуль FCM One способен решать весь спектр сегодняшних задач по подготовке топлива. Многочисленные варианты его компоновки обеспечивают судоходным компаниям возможность работать на практически любом существующем топливе. Кроме того, модуль оснащается специальными дополнительными средствами, позволяющими повысить эффективность использования энергии.

 

Проблемы перехода на другие сорта топлива

Работа с несколькими сортами топлива на борту представляет сложность для традиционной системы подготовки топлива. Резкие изменения температуры и низкая вязкость на входе в двигатель – типичные недостатки таких систем. Кроме того, традиционные системы подготовки не дают информации о сорте топлива, использовавшемся при входе в зону контроля выбросов (ECA).

Поскольку долговечность и КПД двигателя зависят от соблюдения требуемых значений температуры и вязкости топлива, критически важен эффективный контроль параметров последнего. Однако известно, что при переходе на легкое топливо вязкость его поддерживать достаточно трудно. Могут возникнуть трудности даже в обеспечении плавного и контролируемого изменения температуры, особенно в акваториях с трудно предсказуемой погодой или в непредвиденных условиях эксплуатации, требующих изменения нагрузки двигателя.

 

Контролируемый и непрерывный процесс смены сортов топлива

В 2009 году Альфа Лаваль предложила систему охлаждения ACS, предназначенную для осуществления перехода с тяжелого топлива на легкое. Существенными преимуществами модуля FCM One являются возможность объединения функций нагрева и охлаждения и использования нескольких сортов топлива. Сведение всех этих достоинств в одной системе не только экономит свободное пространство и затраты на монтажные работы, но и обеспечивает более эффективный контроль технологического процесса.

Модуль FCM One позволяет осуществлять автоматический переход на другое топливо под управлением единого контроллера и по универсальному алгоритму, учитывающему внутренний объем системы. Такая система обеспечивает прекрасный контроль вязкости, позволяя осуществлять ее плавное и непрерывное линейное изменение при любой нагрузке двигателя. «При изменениях температуры значение вязкости поддерживается в узком диапазоне, – объясняет г-н Голла. –  Поскольку нет аварийных сигналов, вызываемых флуктуациями вязкости и замедляющих процесс,  переход на другое, более дешевое дистиллятное топливо происходит быстрее».

 

Смешение разных сортов топлива на борту

Сегодня на многих судах осуществляется не только переход с одного топлива на другое, но и подготовка топливных смесей, что позволяет вписаться в нормативы по выбросам серы. Модуль FCM One может быть использован и для смешивания топлива: после выполнения расчетов он позволяет получить смесь идеального состава. По мнению г-на Голла, модуль позволяет экономично обеспечить соответствие нормативам по выбросам для зон ECA. Он подчеркивает, что FCM One также позволяет осуществлять управление переходом на топливную смесь и обратно.

При переходе с использующегося топлива на топливную смесь, составленную из имеющихся на борту его сортов, модуль FCM One определяет смесь как новый сорт топлива с заданным содержанием серы. Оператору остается только проверить вручную совместимость топлив (об этом запрашивает модуль) и подтвердить ее перед осуществлением перехода.

 

Полное соответствие нормативам

Модуль FCM One обеспечивает соответствие требованиям МАРПОЛ вне зависимости от используемого сорта топлива или топливной смеси. Среди различных возможностей модуля FCM One следует отметить наличие электронного журнала регистрации параметров топлива, упрощающего взаимодействие с соответствующими полномочными органами.

Он обеспечивает удобство ведения документации, фиксируя параметры топлива и процесса перехода на другой сорт, время и данные GPS.  Эта информация может быть выведена на печать или экспортирована в цифровом формате, доступном только для чтения.

 

Возможность увеличения энергоэффективности

Контроль выбросов является не единственной проблемой при осуществлении подготовки топлива. Судовладельцы и судоходные компании стремятся к повышению эффективности использования энергии, что является еще одним из важнейших достоинств модуля FCM One.

Модуль FCM One отличает высокая эффективность компонентов и компактный размер, отвечающие самым современным требованиям. Но, наверное, еще более важным является быстрое достижение целевых значений  без резких скачков и колебаний. «Быстрое достижение нужных значений всегда было основным достоинством модулей FCM, – говорит г-н Голла. –  Новый алгоритм, по которому работает модуль FCM One, делает процесс еще быстрее, что позволяет быстрее достичь наилучших для обеспечения максимального КПД двигателя параметров».

Помимо этого, модуль FCM One обладает дополнительными возможностями по еще большему сокращению энергопотребления. Одна из них – топливные насосы с частотно-регулируемыми приводами, которые позволяют непосредственно сократить расход электроэнергии насосами, сводя его к минимуму при движении судна малым ходом.

Еще одна возможность такой же степени важности – косвенная экономия за счет мониторинга реального потребления топлива двигателем

 

Контроль реального потребления топлива двигателем

Возможность контроля реального потребления топлива двигателем давно интересовала судовладельцев и судовые компании. Такой контроль не связан непосредственно с эффективностью двигателя, но позволяет быстро выявить момент, когда его эффективность начнет падать, и оперативно предпринять соответствующие действия.

До последнего времени такую привлекательную возможность было трудно реализовать. Даже датчики массового расхода топлива подвержены влиянию пульсаций давления, возникающих в трубопроводах из-за работы системы впрыска и вызывающих некоторое перемещение топлива вперед-назад. Это перемещение сказывается на результатах измерений, поскольку с каждым импульсом давления через измерительный датчик проходит определенное количество топлива.

В модуле FCM One эта проблема успешно решена. Система измерения учитывает влияние этих пульсаций, что обеспечивает получение точных значений расхода топлива двигателем. В этом случае можно обнаружить возрастание потребления топлива на самой ранней стадии, а судоходная компания получает возможность точного контроля эксплуатационных расходов судна.

 

Элементы топливной системы будущего

Никлас Даль, руководитель отдела решений для судовой энергетики, считает энергоэффективность наиболее важной характеристикой модуля FCM One. По словам г-на Даля, повышение КПД двигателя происходит в случае быстрого достижения  системой подготовки топлива расчётных значений. Модуль FCM One позволяет достичь оптимального КПД быстрее, чем его предшественник. Г-н Даль добавляет, что управление насосами и контроль реального расхода топлива создаёт возможность для оптимизации потребления энергии и в других системах.

По мнению г-на Даля, эти новые возможности способствуют формированию высоконадежной системы подачи топлива,

что представляет такую же ценность, как и внедрение самого модуля подготовки топлива. Таким образом, модуль FCM One решает две наиболее важные, по мнению специалистов Альфа Лаваль, задачи. «Во-первых, модуль FCM One помогает нам адаптироваться к постоянно меняющимся требованиям по подготовке топлива, – говорит г-н Даль. – Во-вторых, именно такой модуль является ключом к созданию более гибкой и эффективной системы подачи топлива».

 

Чтобы узнать больше о новом продукте FCM One и технологиях подготовки топлива Альфа Лаваль, приглашаем вас посетить раздел нашего веб-сайта

Alfa Laval Corporate AB

Rudeboksvägen 1 SE-226 55 Lund Sweden

Телефон: +46 46 36 65 00

E-mail: info@alfalaval.com

Перейти к содержанию № 2(48) 2014

 

№ 2(48), 2014
Судоходство