Терминал в Высоцке запущен на полную мощность

Ольга Лоскутова

Компания «ЛУКОЙЛ» в год своего 15-летнего юбилея сдала в эксплуатацию третью очередь распределительно-перевалочного комплекса (РПК) на острове Высоцкий в Выборгском районе Ленинградской области. Проектная мощность терминала – 11,6 млн. тонн нефтепродуктов в год. Объем инвестиций в строительство объекта превысил 500 млн. долларов. По новейшему техническому оснащению РПК «ЛУКОЙЛ-II» входит в число самых современных портов мира. В нем функционируют сложнейшие системы автоматики, осуществляется трехуровневый контроль технологических процессов.

Терминал был построен в очень короткий срок: всего за четыре года. Уже в течение двух с половиной лет, с момента ввода первой очереди, через РПК идут на экспорт углеводороды. Начав с отгрузки сырой нефти, «ЛУКОЙЛ» вскоре отказался от экспорта сырья. Терминал стал использоваться исключительно для перевалки светлых и темных нефтепродуктов, вырабатываемых на собственных нефтеперерабатывающих заводах компании. Уже в этом году объемы отгрузки в Высоцке составят около 9 млн. тонн.

На терминале работает три причала. Два из них принимают под погрузку танкеры дедвейтом до 100 тыс. тонн. Один причал предназначен для швартовки танкеров типа «река-море», которые по системе Волго-Балта в период навигации доставляют в порт мазут. Однако основная часть углеводородов поступает в порт по железной дороге, для чего «ЛУКОЙЛ» построил близ РПК новую железнодорожную станцию и соединительные пути, позволяющие составам идти в обход г. Выборга. Для слива содержимого из цистерн на терминале имеются три железнодорожных эстакады, конструкция которых исключает случайное попадание нефтепродуктов в почву. К тому же, они оборудованы бетонными лотками. Каждый из трех видов экспортируемых нефтепродуктов – дизельное топливо стандарта ЕВРО-4, вакуумный газойль и мазут – разгружается на «своей» эстакаде. Слив осуществляется с помощью специального оборудования. К цистерне подключают устройство нижнего слива и открывают клапаны. Светлые нефтепродукты перекачиваются без разогрева. Эстакада по сливу темных нефтепродуктов, рассчитанная на 72 цистерны, оснащена оборудованием для разогрева, причем работает оно большую часть года, так как вязкие нефтепродукты застывают при температуре плюс 20оС. Разогретый продукт перекачивается в резервуары и находится там в постоянной циркуляции в нагретом состоянии.

Очень важно то, что слив осуществляется по системе закрытой транспортировки: нефтепродукты из цистерн перекачиваются по трубопроводам прямо в резервуары нефтехранилища, а оттуда так же по трубам идут до самого танкера. На объекте проложены греющие кабели, которые предотвращают замерзание трубопроводов в зимний период.

При строительстве терминала в Высоцке компания «ЛУКОЙЛ» приняла все необходимые меры по охране окружающей среды. Еще при проектировании РПК свыше 170 млн. руб. было отпущено на строительство объектов, прямо или косвенно выполняющих природоохранные функции.

Суммарная емкость резервуарного парка в этом году достигла 460 тыс. куб. м. Резервуары для хранения нефти и нефтепродуктов сваривались из металлических листов толщиной 15-17 мм. Они смонтированы по принципу «стакан в стакане», расстояние между стенками составляет 1,9 м, что исключает протечки. Все емкости расположены на поддонах, предохраняющих от загрязнения почву и грунтовые воды. Дополнительная защита в виде каре ограничивает территорию вокруг резервуаров на случай аварийного разлива нефтепродуктов. Таким образом, защита получается трехкратная.

Предусмотрены меры для обеспечения эффективной охраны воздуха и акватории порта. «Азотная подушка» предохраняет углеводороды от испарения и возгорания. Все узлы учета и оборудование, которое может повлечь разлив нефтепродуктов, вынесены на берег. Терминал оборудован современными сооружениями для очистки сточных вод. Для определения состояния фундаментов и оборудования применяется вибродиагностика.

На терминале смонтирована эффективная противопожарная система, включающая орошение резервуаров, водяную завесу на причальных сооружениях и пенотушение.

В целом по техническому оснащению и мерам защиты окружающей среды РПК «ЛУКОЙЛ-II» входит в число самых экологически защищенных портов мира.

Жесткие требования предъявляются и к танкерам, становящимся под погрузку. Они должны иметь двойной корпус, изолированные системы для балластных вод и для груза и быть оснащены современным навигационным оборудованием с электронными навигационными картами.

– Технические возможности РПК уже сегодня позволяют переваливать до 15 млн. тонн углеводородов в год, однако этот предел будет достигаться постепенно, по мере необходимости, – говорит первый вице-президент ОАО «Нефтяная компания «ЛУКОЙЛ» Владимир Некрасов. – Терминал построен в рамках стратегического развития компании и запущен на два года раньше, чем предусматривалось нормативными сроками строительства. Подписано соглашение с компанией «Транснефтепродукт» о сооружении отвода от магистрального нефтепродуктопровода Кстово – Ярославль – Кириши – Приморск. Мы будем финансировать строительство трубопровода протяженностью 40 км от Приморска до Высоцка. Это позволит, вкупе с дальнейшим развитием железнодорожной инфраструктуры, увеличить перевалку на нашем терминале до 13,5 млн. тонн в год и расширить ассортимент экспортируемых нефтепродуктов. Трасса прохождения трубопровода предварительно рассмотрена, готовится технико-экономическое обоснование (ТЭО), идет отработка документации. Как только будет ТЭО, определятся сроки и объемы работ. Трасса прохождения нефтепродуктопровода очень сложная, на ее пути – леса и озера, железная дорога.

Нелегкой задачей было и строительство терминала в Высоцке. Глубина Финского залива была здесь небольшой, побережье – скалистым. Поэтому наиболее трудоемкой и технически сложной составляющей проекта было строительство морской части терминала, включающей в себя комплекс гидротехнических сооружений: дноуглубление акватории и судоходного пути длиной в 40 миль, строительство трех причалов, стометровой дамбы между островами Высоцкий и Детинец, укрепление береговой линии. В процессе дноуглубления были подняты со дна Финского залива миллионы кубометров грунта, причем каждый третий кубометр – скальные породы.

– Строительство велось в очень сложных условиях, – говорит генеральный директор ЗАО «Глобал Строй Инжиниринг» Алексей Михайличенко. – Взрывы грунтов производились под водой. Площадка для строительства береговой части терминала тоже была проблемной, на ней было много воды, скал. Но особенно трудно и опасно стало тогда, когда была запущена первая очередь терминала. По сути, рядом с взрывными работами производился слив топлива из цистерн и отправка его на экспорт. Однако благодаря хорошо спланированной работе терминал строился быстро и с высоким качеством, был жесточайший контроль выполнения ежедневных обязательств, расчеты со строителями производились вовремя. От лица строителей и проектировщиков я хочу поблагодарить руководителей компании «ЛУКОЙЛ» за то, что они позволили нам в кратчайший срок построить такой красивый объект.

Сегодня терминал в Высоцке представляет собой глубоководный порт, способный принимать крупнотоннажные танкеры. Предусмотрена лазерная швартовка, которая позволяет измерять расстояние от носовой и кормовой частей судна до причала во время движения, а также его скорость. Это гарантирует идеальную точность всех перемещений судов в акватории порта.

Система навигационного обеспечения включает плавучую часть (светящиеся буи) и стационарную (береговые знаки). РПК вошел в Глобальную морскую систему спасения и бедствия. В акватории терминала постоянно дежурят буксиры, готовые прийти на помощь судам, терпящим бедствие в Финском заливе. Радиобашня высотой 108 м с антеннами береговых локаторов обеспечивает работу системы управления движением судов (СУДС). Локальная система РПК является составной частью СУДС всего Финского залива. Радиобашня как составная часть комплекса портовых сооружений используется также пограничными и таможенными службами.

Являясь вертикально интегрированной компанией, работающей по принципу «от нефтяной скважины до бензоколонки», «ЛУКОЙЛ» не только разрабатывает месторождения, но и активно ведет геологоразведочные работы, приращивая запасы. Так, в прошлом году в российском секторе Каспийского моря компанией было открыто шестое по счету месторождение, названное в честь выдающегося русского нефтяника Владимира Филановского. Это самое значительное открытие в нашей стране за последнее десятилетие, показавшее, что северная часть Каспия богата не только газом, но и нефтью. Как заявил на собрании акционеров в июне этого года президент ОАО «Нефтяная компания «ЛУКОЙЛ» Вагит Алекперов, пик добычи на каспийских месторождениях компании будет достигнут в 2022 г. и составит более 20 млн. тонн нефти и 18 млрд. куб. м газа.

Состояние ресурсной базы компании позволяет ей ежегодно на 5% увеличивать добычу углеводородов. В предстоящем десятилетии, согласно прогнозам, она будет расти не менее чем на 7% в год.

Увеличение объема переработки сопровождается качественным изменением структуры выпуска продукции. «ЛУКОЙЛ» первым в России начал промышленное производство дизельного топлива стандарта ЕВРО-4. В этом году на рынок выведены бензины европейского качества стандарта ЕВРО-3 и под брендом ЭКТО (экологичное топливо) с моющими присадками. Чтобы привести продукцию своих нефтеперерабатывающих заводов, находящихся в России и других странах мира, в полное соответствие с евростандартами, компания в течение последних семи лет вкладывает в модернизацию производственных мощностей по 1 млрд. долларов в год и будет продолжать это делать еще в течение нескольких лет. «ЛУКОЙЛ» намерен стать крупнейшим в России производителем продукции высокой степени переработки: экологически чистого моторного топлива, качественных масел и полимеров.

Продукция компании широко востребована на внешнем рынке. В прошлом году экспорт нефтепродуктов вырос на 18% и достиг 17 млн. тонн, причем 40% этого объема «ЛУКОЙЛ» поставил потребителям через собственные терминалы в Ленинградской и Калининградской областях.

Запустив на полную мощность терминал в Высоцке, компания получила возможность увеличить экспорт энергоресурсов с наименьшими транспортными издержками. Не секрет, что «ЛУКОЙЛ» имеет развитую сеть автозаправочных станций в США и других странах мира. Значительные инвестиции компания планирует в ближайшие годы направить в строительство на территории Ленинградской области нефтебаз и АЗС. Но уже сейчас в бюджет 47 региона будет поступать ежегодно до полумиллиарда рублей налоговых отчислений от РПК в Высоцке. Кроме того, компания будет продолжать инвестировать средства в модернизацию железных дорог и расширение подстанций на пути следования своих грузов.

Перейти к содержанию № 4(18) 2006

 

№ 4(18), 2006
Порты