Порты Ленинградской области продолжают развиваться

Ленинградская область занимает лидирующие позиции в России по основным макроэкономическим показателям. Год от года растет в регионе объем промышленного производства. Весомый вклад в развитие экономики области вносит работа портов и терминалов, построенных за последние 5-6 лет на берегах Финского залива. Именно благодаря их появлению России удалось быстро осуществить транзитный передел на Северо-Западном бассейне. Грузы, которые после распада СССР экспортировались через прибалтийские порты, изменили маршрут и пошли через Приморск, Высоцк, Усть-Лугу. В прошлом году через порты Ленинградской области было перевалено почти 70 млн. тонн грузов. В значительной степени рост грузооборота обеспечила работа порта Приморск, перевалившего 57 млн. тонн неф-ти. По оценкам экспертов, к 2010 г. суммарный грузооборот на российской Балтике возрастет уже до 185 млн. тонн в год. Из них грузооборот портовых мощностей, приходящихся на Ленинградскую область, превысит 100 млн. тонн.
О том, каковы перспективы дальнейшего роста морской составляющей в экономике региона, – наша беседа с губернатором Ленинградской области Валерием Сердюковым.

— Валерий Павлович, в этом году портовые мощности на Финском заливе значительно расширятся за счет ввода в эксплуатацию автомобильно-железнодорожного парома в Усть-Луге и завершения строительства РПК «ЛУКОЙЛ» в Высоцке. Каковы резервы дальнейшего развития портов региона?

— Одним из самых крупных строящихся инфраструктурных проектов остается порт Усть-Луга, где продолжаются работы по сооружению нескольких терминалов. Планируется создать в этом глубоководном порту, который будет обрабатывать крупнотоннажный флот, производственно-промышленную зону. Это позволит привлечь корпоративных и частных инвесторов, а также даст толчок развитию прибрежных территорий в Лужской губе. Мы надеемся, что порт Усть-Луга получит статус особой экономической зоны.

Завершено строительство новых мощностей на РПК «ЛУКОЙЛ-II», грузооборот которого достиг в 2005 г. 7 млн. тонн углеводородов. Однако уже в этом году, со сдачей в эксплуатацию новых сооружений, через РПК планируется перевалить около 12 млн. тонн нефтепродуктов.

Большие перспективы и у морского порта Приморск. Компания «Транснефть» в этом году завершила строительство Балтийской трубопроводной системы и ввела в эксплуатацию второй причальный комплекс Специализированного морского нефтеналивного порта Приморск. Он вышел на проектную мощность и будет ежегодно переваливать 65 млн. тонн углеводородов. Это примерно четверть всего российского экспорта «черного золота».

Однако возможности Приморска далеко не исчерпаны. Продолжается реализация проекта «Север», в рамках которого компания «Транснефтепродукт» строит морской терминал и ведет прокладку магистрального экспортного нефтепродуктопровода «Кстово – Ярославль – Кириши – Приморск», который пройдет по территории семи областей – Ленинградской, Новгородской, Тверской, Ярославской, Ивановской, Владимирской и Нижегородской. Первая очередь мощностью 8,5 млн. тонн в год должна быть введена в эксплуатацию в течение двух лет. Стоимость строительства оценивается в 750 млн. долларов. При выходе на полную проектную мощность пропускная способность нефтепродуктопровода достигнет 24,6 млн. тонн в год.

Всего в Приморске запланировано размещение четырех терминалов разного профиля. Имеются еще две свободные площадки с выходом причалов на акваторию Финского залива.

Прорабатывается вопрос по строительству в Приморске завода по сжижению природного газа (СПГ) и созданию терминала для отправки его на экспорт.

Развивается и порт Высоцк, где идет дноуглубление подходного канала с целью дальнейшего повышения пропускной способности порта по перевалке генеральных грузов.

Большое значение для обеспечения успешного функционирования портов имеет железная дорога. Сейчас реализуются два инвестиционных проекта – «Комплексная реконструкция участка Мга-Гатчина-Веймарн-Ивангород с развитием железнодорожных подходов к морским портам южного побережья Финского залива» и «Организация скоростного движения на участке Санкт-Петербург – Бусловская».

Портово-технологические комплексы порта Приморск

— Ленинградская область – один из наиболее инвестиционно-привлекательных регионов России и в последние годы занимает лидирующие позиции по основным социально-экономическим показателям. Грамотная экономическая политика по привлечению инвесторов проводится правительством области еще с 90-х годов прошлого века и уже дала прекрасные результаты. Каковы прогнозы по привлечению инвестиций в этом году и в перспективе?

— По нашим расчетам, в 2006 г. область получит свыше 100 млрд. рублей инвестиций. Отрадно то, что сегодня более половины инвестиций приходится на долю российского капитала. Правительство Ленинградской области поддерживало и будет поддерживать те компании, которые вкладывают средства в развитие не только своего бизнеса на нашей территории, но и несут определенную социальную нагрузку.

В привлечении инвестиций важно правильно выстраивать политику. Конечно, мы понимаем, что инвесторам интересны прежде всего территории, прилегающие к мегаполисам как основным рынкам сбыта продукции и услуг. Но в то же время мы разрабатываем механизм оживления инвестиционного процесса в отдаленных районах области, за пределами 50-километровой зоны от Санкт-Петербурга. А поскольку любой инвестор заинтересован в наличии необходимой инфраструктуры, мы создаем промышленные зоны и одновременно развиваем инфраструктуру в удаленных районах Ленинградской области. Две такие промзоны уже успешно работают. Разработан проект развития особой экономической зоны «Усть-Лужская» в Кингисеппском районе. Работаем над множеством других инфраструктурных проектов. Все это придаст новый импульс развитию региона и улучшит его инвестиционную привлекательность.

Однако и сейчас у Ленинградской области уже имеется много преимуществ с точки зрения вложения инвестиций. Это, в первую очередь, хорошая транспортная инфраструктура. Работают мощные порты Приморск и Высоцк, в ближайшее время начнет функционировать автомобильно-железнодорожный паром Усть-Луга – Балтийск (Калининградская область) – порты Германии. Имеется международное железнодорожное сообщение со странами Балтии и Финляндией. По территории области проходят федеральные маршруты, входящие в состав интермодального транспортного коридора №9, по которым идут потоки внешнеторговых и транзитных грузов по оси Север-Юг.

— Еще один крупный инфраструктурный проект, реализация которого уже началась, - Северо-Европейский газопровод (СЕГ), трасса которого частично проходит по территории Ленинградской области. Что это даст региону?

— В этом году «Газпром» планирует завершить строительство первого участка сухопутной части СЕГ протяженностью 115 км на территории области. Общая же протяженность участка, который пройдет по территории нашего региона, составляет 598 км. Вся трасса определена, строительство согласовано с муниципальными образованиями и землепользователями. Газопровод пройдет через акваторию Балтийского моря от города Выборга Ленинградской области до побережья Германии. Пропускная способность его составит 55 млрд. куб. м газа в год. Это очень важный для России международный проект, так как природный газ будет поставляться в Европу напрямую, без транзита через другие страны.

Хотя СЕГ ориентирован в основном на европейский рынок, Ленинградская область сможет дополнительно получать 1,5 млрд. куб. м газа в год. Это даст возможность быстрее завершить газификацию городов, поселков и деревень. Сейчас уровень газификации в регионе составляет чуть более 50%.

Помимо этого, строительство СЕГ выгодно для экономики области еще по одной причине: на платформе в Финском заливе в районе Приморска планируется строительство завода по сжижению газа. Это предприятие будет задействовано еще в одном крупном начинании «Газпрома» – установлении российско-канадского партнерства в сфере энергетики, воплощением которого станет проект «СПГ – Балтика». С канадской стороны партнером выступает фирма «Петро-Канада». Сжиженный газ будет отгружаться с территории нашей области и доставляться на регазификационный терминал в канадском порту Грос-Какуна (провинция Квебек). Общая стоимость проекта составит около 3 млрд. долларов, и половина этой суммы будет затрачена на строительство завода по сжижению газа. Сырьевой газ для завода будет поставляться «Газпромом» через Единую систему газоснабжения. Предусматривается также строительство резервуаров для хранения СПГ и необходимых морских сооружений в прибрежной зоне Балтийского моря.

— За последние годы в Ленинградской области было построено так много портовых комплексов и промышленных предприятий разного профиля, что невольно возникает озабоченность: не велика нагрузка на экологию?

— Все проекты проходят строгие экологические экспертизы и процедуру оценки воздействия на окружающую среду прежде, чем начинается подготовка к их реализации. Порты и терминалы проектируются и строятся в соответствии с самыми современными требованиями. В Приморске, например, установленные российские экологические нормативы жестче европейских. Самым красноречивым подтверждением соблюдения экологических требований является тот факт, что Хельсинкская комиссия по охране Балтийского моря HELKOM в этом году вычеркнула Россию из списка «стран-загрязнителей» моря. А ведь почти вся российская часть акватории Балтийского моря находится на территории Ленинградской области.

Члены комиссии констатировали, что после введения в эксплуатацию новых очистных сооружений, в том числе на территории Ленинградской области, российская часть Финского залива перестала представлять угрожающую опасность для вод Балтики.

Скажу больше: мы приступили к развитию рекреационного потенциала Финского залива. В планах областного Правительства – построить на части прибрежной полосы в Выборгском районе протяженностью 35 км туристско-рекреационные зоны. Уже сформировано 6 проектов, в числе которых не только зоны отдыха, гостиничные комплексы малого и среднего масштаба, но и места размещения научно-исследовательских институтов, изучающих природную среду. На побережье Финского залива планируется также строительство глубоководных пассажирских портов. Сегодня ситуация такова, что ни Ленинградская область, ни Санкт-Петербург не в состоянии принимать крупные паромы типа Silvija Line, тогда как прибрежная глубина Финского залива на территории нашего региона позволит выполнять подобные операции. Два основных условия, которые мы ставим для потенциальных инвесторов, – это ненанесение ущерба лесным массивам и строгая привязка при строительстве к проектам, утвержденным Правительством Ленинградской области.



Беседовала Ольга Лоскутова
Редакция благодарит за помощь в подготовке материала пресс-секретаря губернатора Дмитрия Мотылькова

Перейти к содержанию № 3(17) 2006

 

№ 3(17), 2006
Актуальное интервью

Губернатор Ленинградской области Валерий Сердюков

Губернатор Ленинградской области Валерий Сердюков

Порт Приморск. Причальный комплекс для загрузки танкерных судов

Порт Приморск. Причальный комплекс для загрузки танкерных судов