Время отдыхать в России

Ольга Лоскутова

Крупнейшему российскому паромному оператору – компании ST.PETER LINE – в апреле исполняется шесть лет. За эти годы стремительного роста компания сумела сформировать новую культуру восприятия круизного путешествия как доступного вида отдыха. Круизы по Балтийскому морю на первоклассных паромах Princess Maria и Princess Anastasia обрели популярность не только у отечественных туристов, но и у иностранцев, использующих возможность безвизового пребывания в России в течение 72 часов.

Круглый год паромы ледового класса совершают круизы по двум направлениям: из Санкт-Петербурга в Хельсинки и по более длинному маршруту Санкт-Петербург – Хельсинки – Стокгольм – Таллин и обратно. Осуществлены тысячи судозаходов, перевезено свыше трех миллионов российских и иностранных пассажиров. Только в прошлом году на паромах компании совершили путешествие более 500 тысяч человек, из них 110 тысяч – иностранные граждане, преимущественно из Германии, Финляндии и Китая.

Стремясь повысить привлекательность отдыха даже в низкий сезон, компания ST.PETER LINE нынешней зимой презентовала на иностранных рынках новинку – «Ледовые круизы с ночевкой в Санкт-Петербурге», или ICE CRUISES. Спрос на них очень большой. Ведь туристы из-за рубежа могут проживать на борту судна и знакомиться с достопримечательностями северной столицы, используя свое право безвизового пребывания и не тратя деньги на гостиницу. Практика показывает, что этой услугой пользуются около четверти прибывающих на пароме иностранных граждан. Актуально это и для россиян, которые приезжают из других регионов, размещаются на пароме и имеют время в ожидании круиза посмотреть город на Неве.

Однако наиболее мощным маркетинговым ходом, направленным на привлечение туристов из-за рубежа, стало торжественное открытие в июле 2015 г. первого в мире офиса VISIT RUSSIA на базе представительства компании ST.PETER LINE в Хельсинки. Как оказалось, этого события европейцы давно ждали. В первый же месяц число обратившихся в офис иностранцев превысило 6 тыс. человек, помимо жителей Финляндии. Людей интересует все: правила безвизового путешествия в Россию, туристические маршруты, вопросы безопасности, транспортное сообщение с Дальним Востоком, регионом Байкала и т.д.

Федеральным агентством по туризму совместно с Министерством культуры РФ разработана масштабная кампания по продвижению туристических возможностей России как внутри страны, так и за рубежом. Все мероприятия проходят под единым брендом VISIT RUSSIA / «Время отдыхать в России». В прошлом году были открыты также офисы в Берлине (Германия и Австрия), в Китае, Италии и Объединенных Арабских Эмиратах. Эта работа будет продолжена, в ближайшее время откроется офис в Испании. Таким образом, популяризация России как привлекательной, самобытной и безопасной туристской дестинации будет идти широко. Главное – успеть подготовить к приему туристов индустрию гостеприимства. А проблем тут – непочатый край, начиная от гостиничного хозяйства и кончая разработкой новых туристских мегамаршрутов, которые будут охватывать территории нескольких регионов.

К сожалению, не лучшим образом обстоят дела с обеспеченностью пассажирских перевозок речным и морским транспортом. Построенные в советское время теплоходы стремительно стареют и в ближайшие годы будут выбывать из эксплуатации. Что касается круизных судов под иностранными флагами, то их владельцы в угоду политической конъюнктуре могут отказаться от посещения российских портов, что и происходит. Так, в прошлом году в порт Сочи не заходило ни одно круизное судно. Получается, что построенная российская инфраструктура, в которую были вложены огромные средства, полностью зависит от иностранных судовладельцев.

Необходимо уходить от этой зависимости и создавать национального круизного оператора. По словам генерального директора компании ST.PETER LINE Сергея Котенева, инфраструктура для обслуживания круизных судов и паромов готова. В Калининградской области порт Балтийск принимает ежегодно небольшое количество круизных судов иностранных судовладельцев. Подписана федеральная программа о строительстве крупнейшего паромного и круизного хаба в порту Пионерский. В Санкт-Петербурге океанские лайнеры принимает Морской фасад, есть и причалы в центре города. В Архангельске и Мурманске тоже имеется возможность приема круизных судов. На Дальнем Востоке построен порт во Владивостоке, круизные суда туда заходят. На острове Сахалин суда можно принимать на рейде, есть программа о строительстве порта. В Петропавловске-Камчатском порт строится, инфраструктура готова.

Компания ST.PETER LINE планирует выйти с инициативой о создании национального паромного оператора.

«Мы занимаемся этим вопросом более двух лет, имеем свои проекты с различными маршрутами, новыми круизными судами и паромами, – подчеркнул Сергей Котенев. – Определен даже конечный состав флота, который может загрузить существующую портовую инфраструктуру различных бассейнов. Так, на Балтике нужно иметь пять-шесть судов, в Черноморском и Дальневосточном бассейнах – по четыре судна. Определены перспективы, разработаны маршруты, и мы являемся консультантами по данному проекту. Мы предлагаем свой опыт в эксплуатации судов и паромов, в организации круизных линий. Его можно рассмотреть для успешного решения задачи по созданию национального паромного оператора. Естественно, частному инвестору, бизнесу такой глобальный проект в масштабах всей России не поднять. Необходимо будет внести некоторые изменения и на законодательном уровне – в частности, по регистрации судов под флагом Российской Федерации».

ST.PETER LINE

199106, Санкт-Петербург, пл. Морской Славы, 1

Телефон: +7 (812) 702 07 77, 337 20 60, 333 52 71

E-mail: marketing@stpeterline.com

Перейти к содержанию № 1(55) 2016

 

№ 1(55), 2016
Судоходство