РМ-стил: европейский стандарт СМЦ

На вопросы журнала отвечает Владимир Матюшко – генеральный директор компании «RM-steel» – сети специализированных сервисных металлоцентров, ориентированных на поставку металлопродукции, производство и оказание услуг по обработке, включающее разработку конструкторской документации и переработку металла.

– Владимир Юрьевич, расскажите немного о вашей компании.

– Компания «РМ-стил» еще очень молода, она была создана и начала работу на рынке металлов чуть больше года назад. Сейчас в компанию входят три сервисных металлоцентра – в городе Люберцы Московской области, в городе Нариманов Астраханской области и строящийся сервисный центр в городе Колпино, Санкт-Петербург.

Запуск Люберецкого сервисного металлоцентра (СМЦ) состоялся в конце июля 2005 года. Центр оснащен современным технологическим оборудованием и обеспечивает обработку и подготовку поверхности листовой и профильной стали по международным стандартам на линии итальянской фирмы «CARLO BANFI». Производственная мощность Люберецкого СМЦ до 35 тысяч тонн в год. За первый год работы Люберецкий СМЦ обработал более 20 тысяч тонн листовой стали, и объемы обработки стабильно растут. В дальнейших наших планах – установка линий термической резки листовой стали фирмы «ESAB».

Астраханский СМЦ был открыт в июне текущего года на территории Астраханского судостроительного завода «Лотос». Производственная база оснащена мостовыми кранами и перегружателями, имеет в своем составе две правильные линии для правки листовой стали. Площадь СМЦ составляет 10 тысяч квадратных метров. Инфраструктура центра чрезвычайно благоприятна и позволяет доставлять продукцию всеми видами транспорта – автомобильным, железнодорожным, водным. Учитывая требования наших заказчиков, на территории СМЦ организована зона таможенного контроля, что позволяет проводить таможенную очистку металла и лакокрасочных материалов на месте, ввозить продукцию на переработку под таможенным контролем. Сейчас на СМЦ идет установка линии термической резки фирмы «ESAB». В дальнейших планах модернизации СМЦ – установка новой линии дробеструйной очистки листовой и профильной стали, установка дополнительных линий термической резки. Мощность Астраханского СМЦ составит до 50 тысяч тонн, при этом значительная часть продукции будет выходить в подготовленном для сварки и дальнейшей обработки изделиях и деталях. Модернизацию планируем завершить к середине 2007 года.

На Люберецком и Астраханском СМЦ созданы склады стали судостроительных и специальных марок для оперативного удовлетворения потребностей наших заказчиков.

Санкт-Петербургский СМЦ организован в городе Колпино на территории ОАО «Ижорские заводы». Данный СМЦ будет самым крупным и современным в нашей компании. Могу сказать, что это одно из самых современных производств аналогичного профиля, и не только в России. Технологический проект данного СМЦ разработан в Германии специализированной проектной компанией «IMG», которая имеет многолетний опыт создания подобных производств по всему миру от Америки до Азии. СМЦ начнет работу в конце 2006 года. Сейчас идет подготовка к монтажу технологического оборудования, которое уже приобретено и поступило на наш склад. Производственная мощность СМЦ составит до 100 тысяч тонн. СМЦ будет оснащен линией дробеструйной обработки и окраски листвой и профильной стали немецкой фирмы «ROSLER», с шириной листа до 3,2 м, а также линиями термической резки фирмы «ESAB». Управление производством и комплектацией заказов будут осуществляться с помощью комплексной компьютерной системы управления.

В наших планах открытие еще двух сервисных металлоцентров. Регионы их размещения определены – это Прибалтика и Урал.

– Чем Вы руководствовались, создавая свою сеть? Насколько востребованы услуги СМЦ в настоящее время, и почему?

– Идея создания подобных специализированных СМЦ лежит на поверхности. Весь цивилизованный мир давно прошел этот путь, и здесь нам не нужно «придумывать велосипед».

Однако пока в России и на всем постсоветском пространстве чаще всего действует совершенно неэффективная система, где каждое, даже совсем небольшое, предприятие, имеет в своем составе заготовительные производства. Я не говорю уж о том, что оснащение данных производств оставляет желать лучшего и их модернизация осуществляется предприятиями по остаточному принципу. В итоге предприятия распыляют свои ресурсы, вместо того чтобы сконцентрироваться на своих ключевых сферах деятельности. А то, что данные заготовительные производства, мягко говоря, не совсем эффективны, не является тайной за семью печатями.

Я убежден, что в России развитие и специализация поставщиков должны идти совсем другим путем; так, например, развиваются сейчас прибалтийские предприятия. И то, что сейчас многие металлотрейдеры двигаются в аналогичном направлении, то, что многие предприятия, даже самые консервативные, проявляют интерес к сотрудничеству с нами, – все это мы воспринимаем как положительную оценку выбранного нами направления развития.

Производственному предприятию следует сконцентрироваться на своих ключевых функциях, а поставки заготовок доверить специализированным поставщикам. И каждое предприятие приходит к такому выбору по-своему: одни – из-за банальной нехватки средств на модернизацию основных средств, другие – из-за усиления конкуренции, третьи – по какой-то своей причине. Но процесс этот идет.

Производственным предприятиям становится выгодно передавать на аутсорсинг функции закупок, проектирования, подготовительного производства. Здесь очень важно понимать технологию и особенности каждого предприятия. И конечно, очень важно иметь стабильных и надежных поставщиков на рынке, достаточное предложение и конкуренцию.

Хочу сказать, что к нам поступают предложения не только по сотрудничеству в рамках существующего производства, но и по организации нового специализированного производства, ориентированного на определенную отрасль промышленности. И пионерами здесь выступают западные концерны, которые приходят сейчас на наш рынок, организуют здесь свои производства. Они готовы отдать на аутсорсинг не только вышеуказанные функции, но и передать партнерам даже внутризаводскую логистику и т.д. То есть поставщик не только обязан поставить продукцию на центральный склад, но и обеспечить доставку продукции в подготовленном виде непосредственно в цех, к месту обработки или сборки. Это – конструктивный подход к организации бизнеса, такая схема удобна и выгодна для обеих сторон.

– На обслуживание каких отраслей ориентирована компания «РМ-стил»? Кто сейчас является основными клиентами вашей компании?

– Наша компания ориентирована на обслуживание судостроительной отрасли, так как изначально мы имели достаточный опыт в обеспечении данного производства, понимали суть этого бизнеса.

В числе наших постоянных клиентов – крупные судостроительные предприятия России и Прибалтики: «Рижская судоверфь», судоверфь «Tosmare», сервисный металлоцентр «НеваМеталлТрейд», «Волгоградский судостроительный завод», «Ярославский судостроительный завод», «Московский судостроительный завод», Ленинградский судостроительный завод «Пелла», морской завод «Алмаз», судостроительная фирма «Алмаз», «Астраханский судостроительный завод имени III Интернационала», судостроительный завод «Лотос» в той же Астрахани, завод «Нижегородский Теплоход», ОАО «Восточная верфь» во Владивостоке и другие предприятия. В сотрудничестве с Санкт-Петербургским СМЦ заинтересованы крупнейшие судостроительные концерны Северной Европы – «Odense Steel Shipyard» и «Aker Finyards», с которыми подписаны предварительные протоколы.

Кроме этого, в последнее время мы очень активно прорабатываем варианты сотрудничества с машиностроительными и автомобилестроительными компаниями. Пока рано комментировать результаты, но мы думаем, что в числе наших постоянных заказчиков появятся компании из указанных отраслей.

– Наверное, есть какая-то специфика в продвижении услуг компании на рынке?

– Да, здесь действительно имеется много нюансов и специфических моментов. Ведь мы, прежде всего, не торговая компания, а именно специализированная сервисная компания, то есть компания, оказывающая клиенту полный спектр услуг. Это накладывает определенный отпечаток на систему продаж и маркетинга.

Наши заказчики ждут от нас не только низких цен, выдержанных сроков и красивых фраз. Их ожидания – это, прежде всего то, что «РМ-стил» как поставщик понимает своего клиента, что он опытен и готов быть гибким. Так, например, мы иногда даже отказываемся от закупки металлопроката, работая на давальческом материале, поставляемым заказчиком. Так, кстати, работает один из крупнейших СМЦ аналогичного профиля в Германии. Они не занимаются закупками, но могут поставить корпус судна в деталях, которое будет сложено на любой верфи как конструктор, без дополнительной подготовки. И объем их производства более 120 тысяч тонн в год.

Цены же в нашем бизнесе не всегда являются основным конкурентным преимуществом, хотя, безусловно, они, как и сроки и условия поставки, условия оплаты или время обработки автотранспорта на СМЦ крайне важны. Наш заказчик ждет от нас именно качественного и комплексного обслуживания. Это наша специализация и ключевая компетенция.

Мы, если можно так выразиться, металлосервисный бутик, а не супермаркет. Начиная сотрудничество с тем или иным предприятием, мы начинаем жить его проблемами, его заботами. Надо понимать, что только фирмы-однодневки могут быть заинтересованы в разовых поставках. И мы, и наши клиенты ориентированы на долгосрочное сотрудничество. Прежде чем заключить контракт, мы изучаем нашего клиента, а он досконально изучает нас. Смотрим, проверяем, выясняем. У двух заводов или производственных предприятий аналогичной отрасли будут существенные отличия в технологии, специфике, будут совершенно разные ожидания от их поставщика. Все это мы должны учитывать при работе с партнерами.



Беседовала Г.И. Нарзикулова

Перейти к содержанию № 3(17) 2006

 

№ 3(17), 2006
Судостроение

Генеральный директор компании «RM-steel» Владимир Матюшко

Генеральный директор компании «RM-steel» Владимир Матюшко