Винторулевые колонки SCHOTTEL на водных путях РФ

Сергей Честный, генеральный директор ООО "ШОТТЕЛЬ"

Использование винторулевых колонок (ВРК) в качестве судовых азимутальных движителей уже давно является стандартным решением для многих типов судов. Более того, в последнее время ВРК успешно применяют на тех видах судов, где классические валовые линии еще недавно были безальтернативным вариантом. Начиная с такого классического для ВРК сегмента, как портовые буксиры, далее получив развитие в таких сегментах, как офшорные суда, небольшие паромы, специальный технический флот и т.п., данный тип пропульсивных устройств успешно начал работать на линейных судах внутренних водных путей и сегодня начинает использоваться уже и на рыболовном флоте. Конечно, нельзя однозначно заявлять, что для любого судна из перечисленных типов, ВРК – это единственное правильное решение, так же как не надо ограничивать применение ВРК данными судами. Но прослеживается следующая общая тенденция: если у судна скорость не должна быть выше 15-18 узлов и его эксплуатация не подразумевает действительно длительных прямых участков плавания (например, пересечение Атлантики), то уже можно рассматривать применение ВРК. Если же при этом судну большую часть эксплуатации требуется повышенная маневренность или удержание позиции, то применение азимутальных движителей является единственным правильным решением. Далее уже идет вопрос выбора типа азимутального движителя и конфигурации всего пропульсивного комплекса, но этот шаг оставим конструкторам и не будем его здесь затрагивать. Давайте сформулируем основные преимущества использования ВРК. Основное – это не просто повышенная маневренность, а маневренность совсем другого уровня, которую получает судно. Даже на самых малых скоростях весь упор можно направить в любом направлении, задав судну соответствующий вектор движения, и, при необходимости, быстро изменить его. При этом мы получаем такие дополнительные, но, тем не менее, важные преимущества:

  • упрощается и уменьшается машинное отделение из-за отсутствия рулей, рулевых машин, румпельного отделения и сопутствующих узлов. При этом увеличиваются объемы для грузовых или пассажирских и т.п. помещений;
  • процессы проектирования и строительства судна становятся проще за счет того, что современная ВРК – это единый узел с интегрированным на нем всем необходимым оборудованием.

Благодаря перечисленным факторам, ВРК находит применение на все большем количестве новых судов, в том числе и строящихся в РФ и (или) эксплуатируемых на водных путях РФ.

Сегодня известно много производителей ВРК, но первая ВРК появилась в компании SCHOTTEL, которая и в наши дни остается одним из мировых лидеров по производству ВРК и прочих пропульсивных устройств. А началось все в 1950 году, когда в Германии, основатель тогда еще малоизвестной фирмы SCHOTTEL (год основания 1921) Иосиф Беккер изобрел новый тип движителя и назвал его SCHOTTEL Rudder Propeller (SRP), который и стал первой ВРК.

Прошло еще 17 лет, прежде чем портовый буксир впервые был оборудован ВРК, но с этого момента применение этих устройств уже получает самое широкое распространение. Позднее, в 2005 году, уже посмертно Иосиф Беккер за свое изобретение был удостоен награды Элмера Сперри, ежегодно присуждаемой инженерам за достижения, которые принесли неоценимый вклад в развитие транспортной индустрии. Эта награда является официальным подтверждением того, что появление на свет ВРК во многом определило концепцию пропульсии современных судов.

Сегодня SCHOTTEL – это международная группа компаний с головным предприятием SCHOTTEL GmbH в Германии. По всему миру в группе компаний работает около 1200 человек. Производство винторулевых колонок находится в Германии, включая открытый в 2015 году завод в г.Дорте, который является самым современным и самым крупным в мире производством подобного оборудования. По международным меркам SCHOTTEL скорее является небольшим предприятием, но основное отличие SCHOTTEL от конкурентов заключается в чётком и единственном фокусе развития компании в направлении судовых пропульсивных устройств. Накопленная за все годы существования экспертиза и активно ведущиеся НИОКР позволяют постоянно совершенствовать существующие модели и выпускать на рынок новые. Небольшой размер компании дает возможность использовать гибкий подход по отношению к клиентам и быстро реагировать на внешнюю конъюнктуру бизнеса. За год предприятия SCHOTTEL производят порядка 600 устройств в диапазоне мощностей от 100 кВт до 4,5 Мвт. Данный объем позволяет внедрить некоторые принципы мелкосерийного производства и, тем самым, оптимизировать цены и сроки поставки. Несмотря на то, что каждое устройство выпускается на основе базовой модели, окончательная комплектация готовится под конкретный проект, что позволяет предложить каждому судну действительно индивидуальное и надежное решение. Каждое (!) устройство перед отгрузкой клиенту проходит тестовые испытания в специальных бассейнах на производстве. Сервис SCHOTTEL децентрализован и осуществляется через широкую сеть дочерних структур и агентов, что позволяет адаптировать оказываемые услуги под требования и специфику конкретного региона. На территории бывшего СССР сервис осуществляется через санкт-петербургскую компанию ООО ШОТТЕЛЬ, которая входит в SCHOTTEL Group и является 100% дочерним предприятием SCHOTTEL GmbH.
В России суда, оборудованные ВРК, стали относительно активно строиться с начала 2000-х. Но сам парк таких судов начал формироваться еще раньше за счет судов иностранной постройки, как еще советского, так и более позднего периода. Сегодня парк ВРК SCHOTTEL на водных путях России, Украины, Казахстана, Азербайджана, Туркменистана насчитывает около 150 судов. Сюда входят терминальные буксиры, буксиры-толкачи, танкеры и сухогрузы ≪река-море≫, офшорные суда, технический флот и суда прочего назначения с мощностью пропульсивного комплекса от 500 кВт до 5 MW, включая суда с ледовым классом вплоть до Arc 5 (1A Super). Суда эти строились на верфях России, Украины, Турции, Испании, Румынии, Хорватии и других стран по проектам самых разных КБ.

Что интересно для присутствия SCHOTTEL на российских судах, так это большая доля судов с линейным режимом работы (до 6000 часов в год). Данный режим является определённым испытанием на прочность для ВРК. Ранее ВРК, применяясь в основном на буксирах, работали в режимах с общей наработкой до 1000 часов в год. Но задача более длительной и интенсивной эксплуатации заставит производителя пересмотреть очень многие детали конструкции ВРК, чтобы судно работало, а не простаивало в доках. SCHOTTEL с этой задачей справился с честью, сохранив возможность проведения плановых ремонтов не чаще, чем один раз в пять лет, что позволяет судовладельцу совмещать ремонты с свидетельствованиями на класс.

Еще несколько слов о сервисе SCHOTTEL. Как уже было сказано, подразумеваются ремонты и инспекции каждые пять лет. При этом SCHOTTEL изначально дает стандартизированные рекомендации по содержанию таких ремонтов на 5, 10, 15 лет. Фактические условия эксплуатации конкретного судна будут играть, конечно, тоже важную роль, но, как правило, рекомендации SCHOTTEL позволяют в первом приближении быть готовым к каждому конкретному ремонту заблаговременно. Также у SCHOTTEL есть услуга вибродиагностики, которая позволяет достаточно точно с помощью специального оборудования произвести диагностику состояния ВРК, не выводя судно из эксплуатации. Немалую роль в обеспечении надежности и оперативности решений экстренных задач играет наличие сервисной службы и склада запасных частей в России на базе ООО ШОТТЕЛЬ. В целом ВРК SCHOTTEL – это очень надежное оборудование, так, например, в России эксплуатируются суда с ВРК, которым более 40 лет.

SCHOTTEL рассматривает рынок РФ как один из потенциально важных для компании. Несмотря на отсутствие сегодня большого объема соответствующего судостроения, компания продолжает активно работать с российскими верфями, КБ и судовладельцами, понимая потенциально большую потребность в обновлении российского флота.
Вот выборочный список проектов, по которым построены и продолжают строиться суда с ВРК SCHOTTEL для российских водных путей: бонопостановщик-нефтемусоросборщики проекта P2010; портовое судно проекта 92800; танкеры проектов RST 22М, RST 25, RST 27; танкеры-площадки проекта RST 54; сухогрузы проекта RSD 44; морские самоходные баржи проекта DCV 47; буксиры-толкачи проекта SSP 81 и многие другие.

Кроме ВРК SCHOTTEL выпускает и другие пропульсивные устройства: классические валолинии с ВРШ, туннельные подруливающие устройства, азимутальные водометы. На базе ВРК, кроме обычного исполнения Z-Drive, есть ВРК с комбинированным электроприводом – SCD, выдвижные ВРК, ВРК контейнерного исполнения.

Сегодня SCHOTTEL продолжает демонстрировать рынку передовые технологии и новаторство. К последним новинкам можно отнести: современные насадки SDV45, туннельные ПУ типа RIM, ВРК серии Ecopeller и другие технические решения. Продолжая развиваться в указанном направлении, SCHOTTEL прочно держит одну из лидирующих на рынке судовой пропульсии позицию.

Если судну нужна маневренность, обращайтесь в SCHOTTEL!




Контакты "ООО ШОТТЕЛЬ":
РФ, 198095, Санкт-Петербург,
Митрофаньевское шоссе, д.2, к.1,
б/ц «Адмирал», офис 350.
тел./факс: +7 812 578 50 68
e-mail: schestny@schottel.de

SCHOTTEL GmbH

Mainzer Str. 99, D-56322 Spay/Rhein, Germany

Телефон: +49 2628 610

E-mail: info@schottel.de

Перейти к содержанию № 3(57) 2016

 

№ 3(57), 2016
Судостроение

Основатель компании SCHOTTEL и изобретатель ВРК Иосиф Беккер (1897 – 1973)

Основатель компании SCHOTTEL и изобретатель ВРК Иосиф Беккер (1897 – 1973)

Первая ВРК – 1950 г., SCHOTTEL, Германия

Первая ВРК – 1950 г., SCHOTTEL, Германия

Новый завод SCHOTTEL в г.Дорт, Германия.

Новый завод SCHOTTEL в г.Дорт, Германия.