ZPMC: переход от стереотипного мышления к устойчивому развитию

Корпорация тяжелого машиностроения Shanghai Zhenhua Heavy Industries Co., Ltd (ZPMC) – крупнейший производитель портового, морского и судостроительного оборудования, инженерных судов и крупногабаритных металлоконструкций. О текущей ситуации на рынке судостроения и о том, каковы планы компании по освоению рынка России, журналу «Морская биржа» рассказал руководитель направления «Оффшорное оборудование и судостроение» российского подразделения компании ZPMC Елин Олег Вадимович.

– Олег Вадимович, как представитель зарубежной компании, могли бы вы дать оценку перспектив развития судостроения в России, и насколько ситуация в данной отрасли влияет на деятельность российского подразделения компании ZPMC?

– Для ответа на этот вопрос хотелось бы начать с обзора рынка судостроения в целом. Дело в том, что мы являемся свидетелями стремительного смещения полюса судостроения в восточноазиатский регион. Еще совсем недавно центром судостроения высокотехнологичных судов было принято считать старейшие верфи на территории западной Европы: в Германии, Великобритании, Голландии, Италии, Франции. Однако, сейчас на долю всего европейского судостроения приходится всего 1,5-2% мировых заказов судов по дедвейту. Практически все страны Европы, когда-то обладавшие развитым национальным судостроением, утратили конкурентоспособность на мировой арене в массовом производстве судов, не выдержав азиатской конкуренции. То есть «большая тройка» восточноазиатских судостроительных держав продолжает сохранять свои лидирующие позиции, по дедвейту на них приходится 92-94% от мирового заказа судостроения, а именно: Китай – 42-45%, Южная Корея – 27%, Япония – 23%. Таким образом, приходится констатировать, что крупнейшим мировым производителем судостроительной продукции на сегодняшний день является КНР.

Конечно, определенную роль в этой тенденции играют все те же известные европейские верфи с вековой историей. Получая заказ на постройку судна, его, как правило, размещают на судостроительных предприятиях в Китае. Однако, в наш век глобализации так поступают практически все владельцы известных брендов и производителей в любой производственной сфере.

Что касается развития судостроения в России, то в целом эта отрасль отражает общую ситуацию всей российской экономики и переживает не лучшие времена. С другой стороны, наметилась стабильная тенденция к консолидации управления всем судостроительным комплексом со стороны государства. И это правильно, ибо судостроение является одним из стратегически важных отраслей промышленности. То есть, здесь налицо путь КНР. Например, в Китае подобная консолидация началась более 20 лет назад, и к настоящему моменту практически все крупные судостроительные предприятия страны в той или иной мере находятся под государственным управлением. И именно в совместных проектах на межправительственном уровне, в процессе взаимодействия госкомпаний двух стран мы видим вектор развития компании ZPMC в России.

– То есть ZPMC – это компания с государственным участием? Пользуется ли она государственной поддержкой, имеет какие-то преференции от правительства Китая? Как это сказывается на экономике компании в период общемирового экономического спада, как влияет на ее ценовую политику?

– ZPMC – 100% государственное предприятие с годовым оборотом в 6 млрд. долларов США. При этом менеджмент компании руководствуется исключительно коммерческими принципами и предпочитает работать с конечным заказчиком, доказывая свои преимущества в рамках общей конкуренции, не используя в своей деятельности политические рычаги.

В то же время, правительство КНР внимательно относится к деятельности ZPMC как крупнейшего мирового производителя портового и оффшорного оборудования, но это ограничивается только созданием оптимальных условий функционирования и поддержки научно-технической и производственной базы компании. Также компания всегда может использовать фонды и кредитные ресурсы китайских государственных банков и кредитных организаций.

– Если говорить о номенклатуре оборудования. С каким модельным рядом компания присутствует на рынке? С какими основными характеристиками выпускается продуктовая линейка вашего оборудования?

– Оффшорное оборудование, поставляемое ZPMC, включает в себя плавкраны грузоподъeмностью до 12 тысяч тонн, трубоукладочные суда, дноуглубительные суда, земснаряды и землесосы, транспортировочные суда для перевозки сверхгабаритных грузов, кабелеукладочные суда, вспомогательные суда, использующиеся для обслуживания буровых платформ. В продуктовой линейке имеются также уникальные суда, такие как: суда для установки оффшорных ветрогенераторов, суда для каменной отсыпки и прокладки тоннелей, суда глубоководного бурения. Компания также активно развивает направление по строительству буровых платформ. C учетом того, что в 2010 году компания ZPMC приобрела американское конструкторское бюро Friede&Goldman, обладающее 65-летним опытом в области инженерных разработок морских буровых установок, весь накопленный инжиниринговый опыт и компетенции США в данной области применяются при проектировании и изготовлении оборудования ZPMC.

Относительно моделей оборудования и судов. У ZPMC нет как такового модельного ряда. Вместо ограниченной продуктовой линейки с установленными техническими характеристиками мы предлагаем проектный подход. И здесь налицо ещe одно преимущество работы с компанией ZPMC. Дело в том, что европейские компании приучили потенциального заказчика выбирать оборудование из продуктовой линейки, по существующему проекту. И заказчик должен подстраиваться под производителя или быть готов к финансированию проектных работ. У нас принципиально иной подход. Изначально проектирование и производство оборудования ведется, исходя из потребностей и особенностей требований клиента. При этом проектирование выполняется силами собственного проектного института, входящего в структуру компании. Ведь как известно, именно гибкость является отличительной чертой китайских производителей.

– Помимо гибкости при работе с заказчиком, решающую роль при выборе производителя, видимо, играет низкая цена? Ведь именно поэтому сейчас почти всe производится в Китае?

– Здесь, наверное, придется разрушить ещe один распространeнный стереотип. Дело в том, что Китай очень разный, и цена на один и тот же произведенный товар по одинаковой спецификации может отличаться в разы. Мы привыкли, что основными конкурентными преимуществами азиатских производителей являются низкие цены, которые удерживаются за счет обеспечения большой поточности производства и эффекта масштаба, и это верно лишь во второй части этого утверждения.

Как серьезный производитель с мировым именем, ZPMC относится к той категории производителей, которые в нашей стране называются «Заводским Китаем». Мы является безоговорочным лидером с продукцией, аналогичной или превышающей по показателям европейские аналоги, и цена на такую продукцию не может быть ниже в разы. Поэтому, цена на оборудование ZPMC обычно ниже европейских брендов на 10-20%. Но дело всe в том, что европейские бренды производят свою продукцию, условно, на соседней улице, и переплата здесь как раз за имя бренда. Кроме того, те же европейские производители, зная наш уровень производства, очень часто обращаются непосредственно в компанию ZPMC c вопросом выпуска продукции под их товарным брендом.

– А кто ваши основные конкуренты? Европейские производители, или иные производители из Поднебесной?

– Для ответа на данный вопрос, скорее всего, придется дифференцировать различные виды продукции. Еще на заре своего развития ZPMC выбрала стратегию, не предполагавшую «лобового столкновения» с конкурирующими промышленными гигантами. Вместо этого она придерживалась тактики «периферийных инноваций»: лучший сервис и лучшая цена при таком же качестве, как у конкурентов. Этот подход принес успех. На сегодняшний день доля ZPMC по портовому оборудованию в мире приближается к 80% (в США 90%), что позволяет компании считать себя безоговорочным лидером и не только следовать современным тенденциям, но и определять перспективные пути развития отрасли в целом.

Поэтому по портовому оборудованию у нас и конкурентов почти нет. А вот что касается судостроения, то здесь не всe так однозначно. Тут как раз хотелось бы отметить тот самый стереотип, что в «Китае всe дешево». Именно поэтому основные конкуренты здесь – китайские «Noname» производители. Без референций по предмету поставки, знания норм, правил, специфики страны эксплуатации, без представительства в РФ. Это те, которые готовы по спецификации изготовить всe то же самое, но сильно дешевле. И действительно, по факту – изготавливают, но что потом? Основным аргументом такого производителя будет как раз то, что за такую низкую цену сделать по-другому невозможно.

Поэтому при участии в конкурсных и сравнительных процедурах мы всегда предлагаем потенциальному заказчику: приезжайте на завод, посмотрите нормы проектирования, систему сертификации, образцы готовой продукции, референции по миру, саму культуру производства, процент сотрудников ИТР на производстве, владеют ли они иностранными языками и т.п. И лишь после этого необходимо принимать решение о выборе поставщика из КНР.

– Каковы успехи у дочерней компании ZPMC? Имеется ли поставленное оборудование ZPMC в России? Как оно работает? Есть ли отзывы эксплуатирующих организаций?

– В России успешно работают специальные суда и крановое оборудование. В частности, на проекте Ямал СПГ задействованы два специальных судна для перевозки сверхгабаритных модулей: суда Audax и Pugnax длиной более 200 м. Этот проект был реализован в сотрудничестве с голландской компанией Red Box Energy Services. Ещe одно специальное трубоукладочное судно, построенное ZPMС в 2010 году, является флагманом компании МРТС.

Крановое портовое оборудование активно эксплуатируется более восьми лет в Новороссийске компанией «Новорослесэкспорт» и во Владивостокском морском порту. Всего десять кранов (STS, RTG и RMG).

Отзывы о технике ZPMC в России исключительно положительные. Особенно отмечается надежность и ремонтопригодность, то есть простота и экономичность обслуживания, которые достигаются за счет сравнительно низкой потребности в запасных частях, расходных материалах и трудозатратах. Неизменным атрибутом морской техники ZPMC является надeжность и максимальная простота обслуживания и ремонта. Это результат влияния ещe советской инженерной школы машиностроения. При проектировании закладываются принципы наработки узлов и механизмов на отказ. Модная нынче западная тенденция маркетинговой политики в тяжелом машиностроении проектирования механизмов и узлов на намеренно ограниченный срок службы не используется в компании ZPMC. Кстати, этот подход оценили не только заказчики оборудования России, мы слышим подобные отзывы эксплуатантов нашего оборудования в США и Европе.

– А в чем конкурентное преимущество продукции ZPMC перед подобным оборудованием, например, по сравнению с оборудованием европейских производителей?

– В ответ на этот вопрос, я бы просто оглянулся вокруг. Смотрите: хваленые европейские надежные и качественные вещи остались где-то в прошлом, на рубеже двухтысячных. Немецкое качество? Шведская надежность? Остались там же. Нас окружают «одноразовые» продукты. В тяжелом машиностроении, так же, как и в остальных отраслях промышленности, ключевые решения нынче принимаются не инженерами и технологами, а маркетологами. Причем все эти решения вроде бы и цели преследуют благие, везде декларируется экологичность, экономичность, снижение трудозатрат, потребляемых ресурсов и т.п. При этом даже не скрывается, что сложное техническое изделие имеет небольшой, даже по сравнению со старыми видами продукции, ограниченный срок эксплуатации, навсегда привязано к фирменному недешeвому сервису, а небольшое отклонение от прописанных в инструкции параметров эксплуатации приведет к обращению в фирменный сервис или выходу его из строя. Технический прогресс, конечно, не остановить, но надежность, гибкость в эксплуатации и ремонтопригодность, по нашему мнению, ни в коем случае не должны быть заложниками декларируемых ценностей. И особое значение это приобретает в неидеальных условиях эксплуатации, пониженной температуре, при ограниченных ресурсах в рабочем времени, световом дне, отсутствии запчастей, сервиса и рабочего персонала.

Так вот, возвращаясь к советской инженерной школе машиностроения. Оборудование ZPMC все последние годы проектировалось и производилось по пути поступательного прогресса с упором именно на надежность в эксплуатации, с учетом применения последних достижений в области металлургии, специальных сплавов, проверенных временем материалов, и т.п., но без маркетинговой составляющей. То есть, в то время, когда европейские производители планомерно работали над ограничением срока службы оборудования, китайские производители преуспели в обратном, ибо им очень хотелось выйти на крупнейшие мировые рынки и получить на них признание. В какой-то момент они в этом преуспели, произошла переоценка ценностей, «Настоящее Китайское качество» от «Настоящего заводского Китая» в определенных сферах промышленности в настоящее время ценится выше традиционных изделий от именитых брендов, и тенденция эта сохраняется.

– Каково соотношение поставок продукции ZPMC на внутренний и на внешний рынки? Пользуется ли популярностью продукция компании внутри страны? Кто в Китае является потребителем продукции ZPMC?

– 25 лет назад правительство Китайской Народной Республики приняло решение аккумулировать все самые современные и перспективные производственные мощности по выпуску продуктов тяжелого машиностроения и портового оборудования. При этом, с самого начала основной задачей было наращивание продаж на экспорт в США, ЕС, страны Африки, Азии и Латинской Америки. Первые собранные компанией ZPMC краны в 1992 году ушли в США. И сегодня более 85% всей продукции завода отгружается на экспорт. В самом Китае продукция компании ценится очень высоко, и крупнейшие порты, такие как Шанхай и Гонконг, укомплектованы техникой ZPMC более чем на 80%. Любопытно, что первые несколько лет своего существования ZPMC поставляла продукцию только на экспорт, тогда так китайские порты опасались проблем с качеством и предпочитали заказывать европейскую технику. Лишь после того, как ZPMC завоевало весь мир, в Китае обратили на нее внимание. Заявляя о себе в России, ZPMC снова должна убедить потребителя, на этот раз российского, что ее продукция работает по всему миру и опережает конкурентов по качеству и надежности.

Секрет развития ZPMC – принцип, гласящий: «Инновация – душа предприятия». Минимум 2% дохода компании инвестируются в исследования. Более 200 профессиональных академий, институтов и университетов в Китае и за его пределами сотрудничают с компанией. ZPMC располагает мощнейшей инженерной службой из двух тысяч инженеров и специалистов в области механики, электрики, проектирования, гидравлики, компьютерных технологий, пусконаладочных работ и перевозок. Все это позволяет компании удерживать технологическое лидерство в отрасли.

– Расскажите, а как выглядит производственная база ZPMC. Где расположены Ваши заводы?

– В структуре ZPMC восемь производственных баз, включая две верфи общей площадью около 7 000 000 кв. м. с общей протяженностью береговой линии в 10 километров, собственный флот из 26 судов, позволяющий в кратчайшие сроки доставлять и монтировать оборудование. Годовая производительность цеха по производству металлоконструкций площадью 840 000 кв. м, составляет один миллион тонн стали.

Кстати, компании ZPMC принадлежит самый современный завод в Азии по производству высокоточных прецизионных механизмов и систем, расположенный в г. Наньтун. Основные виды выпускаемой подразделением продукции: редукторы различных типов, брашпильные лебедки с двойным регулированием, буровые и силовые специальные лебедки, системы динамического позиционирования для судов, поверхностно обработанные током высокой частоты шестерни, подъемные системы буровых платформ, приводные оси, вагоноопрокидыватели и другие виды оборудования. Все эти компоненты экспортируются на верфи и судостроительные заводы по всему миру. Все суда, компоненты и оборудование производится на заводах, имеющих сертификаты качества и соответствия жестким международным экологическим нормам

– Предлагает ли Российское подразделение ZPMC сервисную поддержку и обслуживание в России? Каким образом оно осуществляется сейчас и что планируете на перспективу?

– Первыми шагами ООО «ЗПМС» на российском рынке была организация технико-консультационной поддержки наших уже существующих клиентов. В рамках этой программы был создан круглосуточный консультационный центр информационной и технической поддержки, благодаря которому оператор, механик или руководитель может получить исчерпывающую информацию.

У нас имеется филиал в Санкт-Петербурге, были организованы сервисные станции и склады непосредственно в местах эксплуатации кранового оборудования. Сегодня это Новороссийск и Владивосток. Налажено взаимодействие по определению наполнения складов запасных частей. ZPMC постепенно преобразовывается в сервисно-ориентированное предприятие и постоянно продвигает ценность продукции, опираясь на специализированный и стандартизированный сервис для обслуживания клиентов.

– Расскажите о планах российского подразделения ZPMC на ближайшую перспективу. Не собирается ли компания здесь строить свои мощности? Как вы оцениваете потребности российского рынка в поставляемых вашей компанией продуктах и услугах?

– Планы ZPMC и ООО «ЗПМС», с одной стороны, амбициозны, а с другой – взвешены и продуманы. Компания планирует в течение следующих пяти лет стать одним из ключевых игроков по поставке судостроительного и портового оборудования. При этом, ООО «ЗПМС» четко оценивает свои возможности и ресурсы по обеспечению технической поддержки и сервиса.

Мы не стремится к взрывному росту, а придерживаемся взвешенной и обдуманной политики продвижения бренда на территории России и стран СНГ. Мы очень хорошо понимаем, что без кооперации с российскими предприятиями и проектными институтами в судостроительной отрасли нам не удастся полноценно войти на российский рынок и занять здесь свою нишу. Именно поэтому ZPMC не перестает изучать различные бизнес-модели и готова совместно сотрудничать с различными предприятиями в рамках крупных инвестиционных проектов. Такие переговоры в настоящий момент ведутся с рядом компаний и государственных структур, но всего я пока раскрыть не могу.

Остается лишь добавить, что на фоне мирового финансового и европейского долгового кризиса, даже у крупных компаний, занимающихся транспортировкой, перевалкой, добычей и производством нефтепродуктов, появились более высокие требования по эффективному использованию своих капитальных вложений. Благодаря своей экономической мощи, отличной репутации и тесному сотрудничеству с различными крупными банками, компания ZPMC предлагает различные схемы привлечения финансирования и лизинговых программ, что является в ряде случаев решающим аргументом при выборе правильного поставщика.

– Спасибо, Олег Вадимович, за беседу. Удачи Вам в осуществлении Ваших планов.

 

Редакция МБ благодарит Анну Архипову,
ведущего специалиста отдела маркетинга ООО «ЗПМС»,
за помощь в подготовке интервью.

Shanghai Zhenhua Heavy Industries Company (ZPMC)

3261 Dong Fang-Lu, Shanghai, Post code: 200125, P.R.china

Телефон: 86-21-58396666

E-mail: mail@zpmc.com

Перейти к содержанию № 4(58) 2016

 

№ 4(58), 2016
Актуальное интервью

Подъемно-трубоукладочное судно

Подъемно-трубоукладочное судно

Буровое судно

Буровое судно

Самоподъемная буровая платформа

Самоподъемная буровая платформа