Усть-Луга: паромная переправа начала функционировать

В морском торговом порту Усть-Луга близится к завершению строительство комбинированного многоцелевого грузопассажирского автомобильно-железнодорожного паромного комплекса, который обеспечит сообщение на линии Усть-Луга – Балтийск – порты Германии. Этот проект, заказчиком которого является ФГУП «Росморпорт», включен в федеральную программу «Модернизация транспортной системы России (2002 – 2010 гг.)», а также в программу сотрудничества России с ЕБРР. Паром позволит полностью удовлетворить потребности Калининградской области в перевозках и повысит пропускную способность международных транспортных коридоров «Север-Юг» и «Восток-Запад». Нынешним летом в портах Балтийск и Усть-Луга были успешно проведены технические операции по накатке железнодорожных вагонов на паромы «Клайпеда» и «Балтийск». Наша беседа – с директором Усть-Лужского филиала ФГУП «Росморпорт» Константином Гончаровым.

– Константин Васильевич, в порту Усть-Луга построен самый лучший в России паромный комплекс, способный принимать два разных типа мощных паромов. Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее.

– Проект комплекса, строительство которого началось в 2003 г., не раз менялся в сторону совершенствования. Первоначально он был рассчитан на прием парома типа «Сахалин-6», который может перевозить 25 вагонов. Однако потом было решено строить комплекс под паром типа «Мукран-103», способный брать на борт более 50 вагонов. Этот паром получил имя «Клайпеда».

Для того чтобы еще более увеличить экономичность проекта, Министерство транспорта России приняло решение о корректировке технико-экономического обоснования для использования еще одного морского парома усиленного ледового класса – «Rider», который может перевозить до 100 железнодорожных вагонов либо до 135 цистерн, а также накатную технику. Этот паром, приобретенный в нынешнем году ФГУП «Росморпорт», был модернизирован в Германии и в июле сдан в эксплуатацию под именем «Балтийск».

В порту Усть-Луга впервые в мире установлена специальная мостовая конструкция, которая может принимать два типа паромов – «Rider» и «Мукран-103». Чтобы более мощный паром типа «Rider» мог подойти к береговым сооружениям, пришлось реконструировать и кормовую часть парома, и саму мостовую конструкцию.

Накатка вагонов на оба парома осуществляется на среднюю палубу по железнодорожной колее шириной 1520 мм (российский стандарт). При помощи специального подъемника вагоны могут быть подняты на верхнюю палубу, либо опущены – на нижнюю. На паромах работают маневровые локомотивы типа «UNILOCK», перемещающие подвижной состав.

Паром «Rider» может принимать 1900 погонных метров гружеными вагонами на свои пять путей на трех палубах. Это могут быть и цистерны с нефтепродуктами, платформы с новыми автомобилями, а также грузы 7 класса опасности. Кроме железнодорожных составов, паром может брать грузы, перевозимые автомобильным транспортом.

Паромный комплекс в целом – это технически сложный объект. Он включает в себя пирс длиной 220 м, который стоит на 400 свайных оболочках. В него было залито около 15 тыс. м3 высококачественного бетона, часть пирса находится под водой. Дноуглубление акватории выполнено до отметки минус 10 м, что достаточно для приема любых типов паромов. В состав комплекса входит уникальная комбинированная конструкция железнодорожного подъемно-переходного моста, пирс, морской и береговой устои. Мост оснащен новейшей электроникой, установлен на гидравлических домкратах и предназначен для совмещения береговых и паромных железнодорожных путей.

Для проведения операции по испытанию подъемно-переходного моста и накатке вагонов на паром мы пригласили в порт Усть-Луга оба судна. Первая пробная накатка прошла 18 июля с судном «Клайпеда». Вагоны благополучно зашли на судно через мост и вышли обратно; тем самым было показано, что рельсы на пароме и на берегу сделаны правильно, и рельсы на мосту сошлись с берегом и судном.

Сам мост – это уникальное сооружение, изготовленное специально для паромного комплекса в порту Усть-Луга. Когда подходит паром, мост опускается на такой уровень, чтобы соединиться с аппарелью парома – то есть сделать мостовое перекрытие.

В первой декаде августа была успешно проведена техническая операция по приему и швартовке парома «Балтийск» к пирсу и стыковке подъемно-переходного моста с кормовой частью парома. Была выполнена программа автоматической швартовки судна и стыковки аппарели парома с мостом. Все механизмы мостовой конструкции функционировали четко. Затем была осуществлена накатка и выкатка железнодорожных вагонов.

Принимая суда для пробной накатки вагонов, мы проверили на практике правильность выбранных проектировочных решений и их воплощение: насколько точно построена железная дорога, верно ли сконструирован и сварен сам мост, правильно ли стоит пирс и как лучше к нему подходить судну. Все составляющие паромного комплекса, включая судно, должны безукоризненно сопрягаться между собой. При пробной накатке паромов «Клайпеда» и «Балтийск» мы фактически отрабатывали механизм состыковки судна с берегом. В испытаниях принимало участие Специальное конструкторское бюро, которое оценило результат состыковки на «хорошо». Присутствовали также пограничники, работники лаборатории и нескольких компаний.

Пробная накатка – это сложный инженерно-технологический процесс, тяжелый рабочий труд. Оба раза накатка происходила глубокой ночью, потому что морские суда имеют свой непрерывный график движения, и все службы должны быть готовы к работе в любое время суток.

– Первая очередь паромного комплекса, которая начала функционировать, обеспечит каботажные перевозки пока только на линии Усть-Луга – Балтийск – Усть-Луга. Какие грузы будут перевозиться паромами и когда будет открыто движение по всей линии – до берегов Германии?

– В порт Балтийск будут доставляться на паромах пока три категории грузов: строительные (железобетонные плиты, гравий, песок, щебень), уголь и нефтепродукты в цистернах. Сейчас в Калининградскую область сухопутным путем идет до 40 вагонов в сутки, преимущественно со строительными грузами. Это неэкономично. Уже с сентября грузы пойдут водным путем, что снизит стоимость транспортировки. Открытие маршрута Усть-Луга – Балтийск позволит выполнить важнейшую задачу, поставленную Президентом России Владимиром Путиным: соединить Калининградскую область с основной территорией Российской Федерации.

Вторая линия свяжет Усть-Лугу и Балтийск с портами Германии. Мы планируем запустить это сообщение в начале 2007 г. Это позволит увеличить товарооборот с Калининградской областью и расширить экономические связи с Европой. В Германию из России пойдут пиломатериалы, обратно – оборудование для предприятий Ленинградской области и других регионов страны.

Однако для того чтобы объемы внешнеторговых перевозок росли, нужно быстрее открывать пограничный пункт пропуска в Усть-Луге. В первом полугодии 2007 г. он только начнет строиться. До ввода его в эксплуатацию придется пользоваться временной схемой по процедуре пропуска грузов через границу: будем согласовывать работу пограничников и таможенников по оформлению документов на других пунктах пропуска, которые уже работают в порту Усть-Луга – в частности, на угольном терминале. Это сложно, но у нас другого пути нет.

Замечу, что наши зарубежные партнеры очень заинтересованы в том, чтобы в России как можно быстрее начал функционировать на полную мощность крупный международный порт Усть-Луга, перевалка грузов через который могла бы осуществляться по более выгодным тарифам, чем сейчас, когда грузы идут через таможни сопредельных государств. Водный путь Усть-Луга – Балтийск – порты Германии окажется экономичнее и по сравнению с автомобильными и железнодорожными перевозками.

До конца нынешнего года паромная переправа будет эксплуатироваться в опытном режиме. Отдельные объекты еще будут достраиваться и сдаваться контролирующим органам. Пирс будет официально сдан в эксплуатацию в сентябре. Будут достраиваться объекты инфраструктуры: инженерные сети, очистные сооружения, водозаборная станция, пожарные системы. Все работы завершим в течение полугода.

При этом мы уже сейчас полностью готовы к деятельности эксплуатационной. В сентябре из Усть-Луги в порт Балтийск уже пойдут груженые паромы. Сейчас совместно с работниками Октябрьской и Калининградской железной дороги мы формируем транспортные потоки. В октябре постараемся выйти на еженедельный график захода судов на паромный комплекс. А в следующем году начнется настоящая эксплуатационная работа. По нашим прикидкам, в 2007 г. на паромах будет перевезено до 1 млн. тонн грузов.

Потенциал паромного сообщения на линии Усть-Луга – Балтийск – порты Германии достаточно велик – до 6 млн. тонн грузов в год. Однако для этого нужно наладить систему работы с клиентами и отработать логистические схемы, а это – вопрос времени. Будем это делать совместно с ОАО «РЖД», так как только этой организации под силу сформировать мощные грузопотоки и, используя внутренние резервы, устанавливать сквозные тарифы для перевозки транзитных и экспортно-импортных грузов.

Однако наша паромная переправа открыта для всех компаний-перевозчиков. В частности, «Евросиб» намерен уже в сентябре этого года отправить свои грузы на пароме.

– Большое значение для бесперебойного функционирования паромного сообщения имеет емкость железнодорожного парка. Достаточна ли она?

– Сейчас в порту построен оснащенный современной электроникой железнодорожный парк протяженностью 7,2 км на 14 путей, что позволяет разместить более 200 вагонов одновременно. Этого хватает, чтобы принять в максимальном количестве вагоны, сошедшие с парома, а также подготовить под погрузку 100 вагонов, сформировав их в составы длиной по 5-6 вагонов («плети»).

Однако дальнейшее развитие паромного комплекса связано со строительством южного железнодорожного парка, административно-бытовых зданий, станций очистных сооружений, которые будут обслуживать весь южный район порта. Вот этот южный парк для приема грузов на паром и будет сейчас строиться. Это большой пласт работы. У нас есть взаимопонимание с руководством ОАО «Российские железные дороги» и Октябрьской железной дороги.

Будет расширяться и северный парк, куда сейчас идут вагоны с углем. Его мощностей уже не хватает, потому что объем перевалки угля в этом году составит более 4,5 млн. тонн. Чтобы в перспективе выйти на грузооборот в 8-10 млн. тонн в год, требуется вдвое увеличить возможности северного парка, и сейчас уже ведутся проектные работы.

Нужно обустраивать и подходные железнодорожные пути, в том числе дальние. С Котлов до Усть-Луги идет однопутная железнодорожная ветка протяженностью 21 км, нужно строить второй путь. Если быстро этого не сделать, то через год-два, когда вырастет грузооборот, возникнут заторы на путях.

– Паром называется автомобильно-железнодорожным. Когда наряду с подвижным составом на пароме начнут перевозиться и грузы на колесах?

– Для строительства автомобильной части паромного комплекса должно быть отдельное финансирование – либо за счет государственных средств, либо за счет инвесторов. Этот вопрос пока открытый, он требует обсуждения и согласования. В принципе к строительству автомобильной части комплекса уже можно приступать, так как требуемая территория образована. Под весь паромный комплекс намыта площадь, превышающая 30 га. Такого большого намыва в Северо-Западном регионе еще не было. Со дна моря мы подняли более 2 млн. м3 грунта разных категорий и вывезли в отвал те грунты, которые были непригодны для образования территории.

Для того чтобы начать перевозку на паромах автомобилей, необходимо построить объекты инфраструктуры. Это помещения, где могли бы работать контролирующие органы, и сооружения для хранения автомобилей перед погрузкой на паром. Должны быть отдельные площадки для автомобилей, которые выезжают с парома и проходят таможенный досмотр. Кроме того, нужно строить энергетические объекты и автомобильную дорогу. Ну и, конечно, пункт пропуска.

Хотя значительная часть этих работ уже сделана, вложения еще требуются немалые. Но они быстро окупятся. Ведь как только через паромную переправу пойдут грузы на автомобилях, это резко повысит капиталоотдачу, в том числе средств, вложенных государством. Ведь на автомобилях быстрее и проще перевозить грузы, этот транспорт более технологичен и дешев.

– Заказчиком-застройщиком автомобильно-железнодорожного паромного комплекса является государство в лице Усть-Лужского филиала ФГУП «Росморпорт». Какие трудности возникали при строительстве этого технически сложного объекта?

– Служба главного инженера нашего филиала делала все необходимое, чтобы субподрядные организации, которых было более 50, работали четко и слаженно. Многое рождалось в горячих спорах, рабочая документация подавалась как горячие пирожки, потому что процесс шел с чистого листа. Сложностей было много, однако благодаря согласованности всех действий заказчика, проектировщиков и подрядчиков мы добились нужного результата. На строительстве работало более 5 тысяч человек – это огромная армия рабочих и инженерно-технических работников. Специалисты нашего филиала успешно координировали строительные работы, несмотря на большое количество субподрядных фирм и необходимость согласования рабочих планов.

Часть работ на воде велась при неблагоприятных погодных условиях. Было привлечено более 60 единиц плавсредств, включая буксиры, плавкраны, баржи, рефулерные и многочерпаковые земснаряды и другую специальную технику, которая выполняла дноуглубительные работы для образования территории под строительство гидротехнических сооружений на паромном комплексе.

Считаю, что достижением коллектива Усть-Лужского филиала является и то, что одновременно со строительством паромного комплекса и порта в целом были выполнены научные исследования по экологии региона.

Финансирование строительства автомобильно-железнодорожного паромного комплекса шло отдельной строкой в бюджете РФ, Минтранса и Правительства Ленинградской области. Это полностью государственный проект. Я хотел бы отдать должное руководителям ОАО «Компания Усть-Луга» Валерию Соломоновичу Израйлиту и Светлане Владимировне Макаровой, которые в тяжелый для развития порта момент, когда было много противников проекта строительства автомобильно-железнодорожного паромного комплекса, смогли доказать, что он нужен, и его надо строить. При участии Федерального агентства морского и речного флота и ФГУП «Росморпорт» 1 июня 2005 г. был создан наш Усть-Лужский филиал для организации работ и контроля расходования государственных средств на строительстве акватории и портово-перегрузочных комплексов в порту Усть-Луга. В результате государственное око стало ближе к месту постройки порта, и работа стала вестись более организованно. Кстати, строительство автомобильно-железнодорожного паромного комплекса явилось фактором и для повышения инвестиционной привлекательности морского торгового порта Усть-Луга в целом.



Беседовала Ольга Лоскутова

Перейти к содержанию № 3(17) 2006

 

№ 3(17), 2006
Порты

Директор Усть-Лужского филиала ФГУП «Росморпорт» Константин Гончаров

Директор Усть-Лужского филиала ФГУП «Росморпорт» Константин Гончаров