Морская транспортировка сжатого газа

Технология CNG (Compressed Natural Gas) – это новая прорывная технология морской транспортировки природного газа в сжатом состоянии в баллонах под давлением до 25 МПа на судах специальной постройки – судах CNG. В данной статье мы более подробно рассмотрим, на каких маршрутах транспортировки природного газа применение судов CNG российской постройки будет экономически эффективным и предпочтительным в сравнении с применением других технологий – транспортировки газа в сжиженном состоянии на судах LNG или по морским трубопроводам.

Проектирование судов CNG интенсивно ведет в настоящее время ряд зарубежных консорциумов, а появления первых судов CNG на маршрутах транспортировки природного газа можно ожидать уже на рубеже 2010-2011 гг., рис. 1.


Рис. 1


В России имеется достаточный научно-производственный потенциал для того, чтобы среди первых судов CNG оказались и суда российской постройки. Это даст российским компаниям реальную возможность с помощью новой технологии CNG уже в ближайшем будущем:

  • экономически эффективно ввести в коммерческий оборот многочисленные месторождения природного газа, расположенные на континентальном шельфе, освоение которых с применением традиционных технологий нерентабельно;
  • выйти на новый рынок услуг по транспортировке сжатого природного газа на этапе его формирования в числе первых операторов судов CNG;
  • освоить производство высокотехнологичных и дорогостоящих объектов морской техники – судов CNG для поставок как на внутренний рынок, так и на экспорт.

По многочисленным оценкам международных экспертов, транспортировка природного газа на судах CNG будет в 1,5-2,0 раза экономически более выгодна в сравнении с транспортировкой по морским трубопроводам или в сжиженном состоянии на судах LNG (Liquefied Natural Gas) при объемах поставок природного газа от 0,5 до 4,0 млрд. м3 в год на маршрутах протяженностью от 250 до 2500 морских миль. В ходе собственных исследований нами получены аналогичные выводы, рис. 2.


Рис. 2


Нами также оценены тарифы на транспортировку газа на судах CNG российской постройки.

С помощью размещенного на сайте www.cng.intari.com «CNG-калькулятора», использование данных тарифов позволяет оценить стоимость транспортировки газа на судах CNG российской постройки по конкретным маршрутам, рис. 3.

Анализ полученных результатов позволил заключить, что применение технологии CNG может открыть путь к решению проблем освоения целого ряда новых месторождений на шельфе РФ, газоснабжения приморских территорий страны и организации экспортных поставок. При этом перспективные проекты на основе применения технологии CNG могут быть объединены в следующие группы.


Рис. 3



Северо-Западный регион


Наиболее перспективные направления транспортировки природного газа на судах CNG в Северо-Западном регионе представлены на рис. 4.


Проекты освоения оффшорных месторождений природного газа



В Баренцевом море помимо гигантских месторождений, таких как Штокмановское газоконденсатное месторождение с доказанным объемом запасов 3,2 трлн. м3, имеется более 50 средних и малых месторождений с объемами запасов, позволяющими добывать ежегодно более 0,5 млрд. м3 природного газа. Разработка многих из этих месторождений с использованием традиционных технологий экономически невыгодна или технически невозможна.


Рис. 4


Наиболее привлекательный рынок для природного газа с этих месторождений – Западная Европа, где спрос на энергоносители стабильно растет. Регион находится на удалении 1500-1700 морских миль от западноевропейских портов, что делает поставки газа судами CNG экономически конкурентоспособными по отношению к энергоносителям, доступным на этом рынке из других источников.

Для обслуживания каждого месторождения с объемами добычи порядка 0,5 млрд. м3 в год достаточно одного-двух судов CNG. С учетом количества таких месторождений, транспорт газа с этих месторождений может быть обеспечен 50-100 судами CNG.


Проект компенсации падающей добычи природного газа на шельфовых месторождениях в Северном море


В поставках сжатого природного газа с месторождений в Баренцевом море потенциально заинтересованы компании, ведущие газодобычу на шельфовых месторождениях в Северном море. Такие поставки смогут в значительной степени компенсировать происходящее на этих месторождениях повсеместное падение объемов добычи газа и позволят продолжать экономически эффективное использование существующей в Северном море инфраструктуры добычных морских платформ и трубопроводов для дальнейшего транспорта газа в Англию и континентальную Европу.

В ближайшей перспективе только в Англии масштабы дефицита природного газа, не обеспеченного контрактами на поставку, оцениваются в 15,0 млрд. м3 природного газа в год. Поставкам сжатого газа из России доступно занять до 25% этой ниши. Протяженность маршрута транспортировки природного газа с месторождений в Баренцевом море – 1500 морских миль.

Транспорт газа в данном сегменте рынка может быть обеспечен 10-12 судами CNG.


Проекты утилизации попутного газа с оффшорных месторождений нефти


В Печерском море в ближайшие годы должна начаться эксплуатация Приразломного нефтяного месторождения с проектным уровнем добычи нефти 6,6 млн. т в год. Проблема утилизации попутного газа при освоении месторождения до настоящего времени не нашла экономически рационального решения.

Использование судов CNG для вывоза попутного газа судами CNG на экспортные рынки может позволить операторам проекта – ОАО «Газпром» и ОАО «Роснефть» получать дополнительную прибыль. Протяженность маршрута транспортировки природного газа – 1700 морских миль, что делает использование судов CNG конкурентоспособным.

Транспорт газа в данном сегменте рынка может быть обеспечен 1-2 судами CNG.

С теми же проблемами сталкивается большинство операторов нефтяных месторождений на шельфе. Общая потребность данного сегмента рынка услуг по вывозу попутного газа с месторождений на континентальном шельфе РФ оценивается в 10-15 судов CNG.


Проекты газоснабжения прибрежных территорий


В Северо-Западном регионе поставки природного газа судами CNG открывают путь к кардинальному решению проблемы газоснабжения таких прибрежных территорий, как Калининградская область и населенные пункты на побережье Кольского полуострова, доставка природного газа на которые с использованием других технологий экономически неоправданна или технически неосуществима.

Потребности каждой из этих территорий составляют до 1,0 млрд. м3 природного газа в год. Удаленность рассматриваемых территорий от доступных для использования сырьевых ресурсов (месторождений природного газа или магистральных сетей) не превышает 500-1000 морских миль.

Для полного решения задачи обеспечения газом каждой из территорий достаточно 1-2 судов CNG. В решении проблем газоснабжения удаленных районов РФ велика заинтересованность местных администраций и федеральных властей, что позволяет рассчитывать на их поддержку реализации соответствующих проектов.


Поставки судами CNG как резервный альтернативный источник сырья для завода по сжижению природного газа на месторождении «Snohvit» (Норвегия)


Поставки природного газа судами CNG с месторождений в Баренцевом море, как альтернативный источник сырья, будут интересны компании «Statoil ASA», оператору месторождения «Snohvit» («Белоснежка»). Входящий в состав технологической цепи месторождения завод по сжижению природного газа на о. Мелкойа, Норвегия, будет перерабатывать 5,7 млрд. м3природного газа в год.

Объем спроса на природный газ из альтернативного источника может быть оценен в 10% от производительности завода. Протяженность маршрута транспортировки природного газа до о. Мелкойа – 250 - 300 морских миль.

Для обслуживания данного сегмента рынка достаточно одного судна CNG.


Проекты газоснабжения зарубежных стран


В Северо-Западном регионе в решении проблемы газоснабжения за счет поставок российского природного газа судами CNG потенциально заинтересованы Швеция, Литва, Латвия и Эстония.

Потребности каждой из стран лежат в пределах 0,8 - 1,5 млрд. м3 природного газа в год.

Для поставок природного газа в страны Балтийского моря загрузочный терминал может быть построен в районе г. Выборга, где строится компрессорная станция для Северо-Европейского газопровода. Газоснабжение этих стран судами CNG позволит исключить необходимость в строительстве отводов от Северо-Европейского газопровода.

Швеция, Литва, Латвия и Эстония находятся на удалении не более 500 морских миль от пункта загрузки, что обеспечит поставкам газа судами CNG конкурентоспособность по отношению к другим вариантам газоснабжения этих стран.

Для обслуживания данного сегмента рынка достаточно 3-4 судов CNG.

Подводя итог, можно сказать, что общая потенциальная потребность в морской транспортировке газа в Северо-Западном регионе может быть обеспечена 85-100 судами CNG.


Дальневосточный регион


Наиболее перспективные направления транспортировки природного газа на судах CNG в Дальневосточном регионе представлены на рис. 5.


Рис. 5



Проекты освоения малых и средних месторождений газа на шельфе о-ва Сахалин


На шельфе о-ва Сахалин имеется более 30 средних и малых месторождений природного газа, разработка которых с использованием традиционных технологий транспорта газа экономически невыгодна. В пределах 500-1500 морских миль от месторождений находятся такие стабильно растущие рынки-импортеры как Япония, Корея и Китай, постоянно испытывающие дефицит в дополнительных поставках природного газа.

Общая емкость данного сегмента рынка оценивается в 35-50 судов CNG.


Другие регионы



Проекты газоснабжения прибрежных территорий


В Дальневосточном регионе к числу территорий, проблема газоснабжения которых может быть решена организацией поставок природного газа судами CNG, могут быть отнесены населенные пункты в Хабаровском крае, населенные пункты в Приморском крае и ряд других.

Потребности каждой из территорий лежат в пределах 1,0-1,4 млрд. м3 природного газа в год и могут быть решены поставками природного газа судами CNG. Удаленность рассматриваемых территорий от доступных для использования сырьевых ресурсов (месторождений природного газа или магистральных сетей) не превышает 500 -1000 морских миль.

Для полного решения задачи обеспечения газом каждой из территорий достаточно 1 - 2 судов CNG. Общая емкость данного сегмента рынка – 5-8 судов CNG.


Проекты газоснабжения зарубежных стран


В Средиземноморском регионе в решении проблемы газоснабжения за счет поставок российского природного газа судами CNG потенциально заинтересованы Кипр, Греция и Израиль.

Потребности каждой из стран лежат в пределах 0,8-1,5 млрд. м3 природного газа в год. Для отгрузки природного газа в страны Средиземноморья загрузочный терминал может быть построен в районе пос. Джубга на Черном море, где расположена компрессорная станция Береговая, обслуживающая экспортный трубопровод «Голубой поток». Кипр, Греция и Израиль находятся на удалениях от 1300 до 1700 морских миль от пункта отгрузки газа, что делает поставки газа на судах CNG потенциально конкурентоспособными.

Для обслуживания данного сегмента рынка достаточно 11-12 судов CNG.


Перспективы развития технологии CNG в России


Из приведенного выше анализа следует, что спрос на транспортировку российского природного газа и на внутреннем, и на внешнем рынке крайне высок, и значительная его часть может быть удовлетворена с применением новой технологии CNG.

В транспортировке российского природного газа могли бы использоваться многие десятки судов CNG. Однако до тех пор, пока со стороны судоходных компаний не поступает реальных предложений по транспортировке газа на судах CNG, потенциальная ниша их применения занимается другими – традиционными, технологиями:

  • на Балтике строится Северо-Европейский газопровод;
  • на Сахалине строится завод LNG для поставок в Японию;
  • проектируется завод LNG на Балтике для поставок в Европу;
  • идет обсуждение проектов строительства газопроводов с Сахалина в Японию, Корею и Китай;
  • прорабатывается проект Южно-Европейского газопровода...

В свою очередь, судоходные компании, в первую очередь – речь идет о российских компаниях, не имеют предложений от судостроителей по поставкам судов нового класса – судов CNG. Ни у одного из отечественных заводов-строителей или проектных бюро пока что нет задела в этой области. В то же время зарубежные конкуренты интенсивно работают и близки к началу строительства первых судов CNG, а преимущества технологии CNG достаточно очевидны, чтобы прогнозировать появление судов нового типа на морских трассах уже в ближайшие годы.

В этих условиях у российских судостроителей высок риск очередного «отставания навсегда» (как это уже произошло раньше с судами LNG).

Мы уверены, что еще имеется реальная возможность не упустить момент и начать действовать в направлении создания ключевого элемента новой технологии – собственных конкурентоспособных судов CNG.

Мы приглашаем все заинтересованные в развитии новой технологии морской транспортировки природного газа стороны более подробно познакомиться с нашим видением проблемы и нашими наработками в этой области и готовы к сотрудничеству.

Для получения более полной информации по заинтересовавшим Вас вопросам или организации нашего взаимодействия – приглашаем Вас посетить наш сайт www.cng.intari.com или позвонить нам по тел. (812) 352-14-85.

Перейти к содержанию № 3(17) 2006

 

№ 3(17), 2006
Освоение океана и шельфа