ДВМП: новым грузопотокам новые суда

Дальневосточное морское пароходство успешно реализует свою стратегию присутствия на глобальном транспортном рынке. Особенность работы компании в том, что приходится бороться не только с конкурентами, но и с наследием тяжелых времен.

Разумеется, перевозки грузов морским путем не являются новыми для пароходства. Но, начиная с конца 1980-х годов, структура транспортных потоков и способы их обслуживания стали изменяться. Пятнадцать прошедших лет потребовали от операторов совершенно новых ресурсов и умений. Возросший интерес клиентов к отправкам из Японии качественных и доступных автомобилей, а также к автотехнике корейского производства, привел к тому, что в 1990 г. была открыта регулярная линия FESCO Ro-Ro Line, которая связывает порт Владивосток с портами Японии и Кореи.

Однако на протяжении многих лет ДВМП опиралось в основном на имеющийся ресурс. Новые суда заказывались редко, да и не могли заказываться – компания была убыточной, и постепенно утрачивала позиции на давно освоенных и переполненных магистральных направлениях, страдая от «бегства» персонала. Так продолжалось до начала 2000-х годов, когда в компанию пришли новые акционеры и новое руководство. Началось динамичное обновление основных фондов. В 2004 г. пароходство купило 2 контейнеровоза и японский балкер, в 2005 г. с финской верфи «Aker Finnyards» приняли в состав флота уникальное ледокольное судно-снабженец «ФЕСКО Сахалин».

В мае 2006 г. в свой первый рейс с 370 легковыми автомобилями на борту из японского порта Кобе на Владивосток вышло приобретенное на японском рынке судно типа ро-ро «ФЕСКО Уэлен». Оно предназначено для перевозки накатных грузов, способно одновременно брать на борт до 600 единиц легковой автотехники, а также строительную и специальную (тяжелую) технику – бульдозеры, экскаваторы, грейдеры и т.д. Теплоход работает на линии, соединяющей приморские порты Владивосток и Восточный с портами западного побережья Японии – Тояма, Ниигата. «ФЕСКО Уэлен» дополнит работу других судов компании – теплохода «Николай Пржевальский» (вместимостью 600 автомобилей) и «Гавриил Кирдищев» (до 500 единиц техники), которые на протяжении многих лет работают по линии Йокогама – Нагоя – Владивосток и Кобе – Осака – Владивосток. Два раза в месяц суда линии заходят в корейский порт Пусан.

В нынешнем году флот пароходства значительно расширится за счет новых контейнеровозов. На верфи Акер Остзее (Германия) ведется строительство новой серии этого типа судов: «ФЕСКО Байкал», «ФЕСКО Баргузин» и «ФЕСКО Братск». Строящиеся суда станут самыми крупными и скоростными контейнеровозами, оперируемыми российскими судоходными компаниями. Вместимость каждого – 2741 ДФЭ, в том числе 400 рефрижераторных контейнеров. Максимальная скорость судна – 22 узла. Для погрузочных работ суда будут оборудованы тремя кранами грузоподъемностью 45 тонн каждый. Спуск на воду первого серийного судна – «ФЕСКО Байкал» – состоится 17 июня 2006 г., а уже 20 июля этого года контейнеровоз войдет в состав флота компании. Прием последующих судов в эксплуатацию запланирован на 17 августа и 14 сентября 2006 г. В настоящее время производится изготовление блок-секций и сборка корпусов судов в доке.

Еще одна серия контейнеровозов из 6 судов строится на китайской верфи Джинлинг. Первое судно – «ФЕСКО Аскольд» в апреле уже вошло в состав флота ДВМП и на два года зафрахтовано – французской компанией CMA CGM. Второй контейнеровоз, «ФЕСКО Алеут», спущен на воду и будет принят в эксплуатацию в сентябре. Остальные суда этой серии планируется ввести в состав флота ДВМП в ноябре и декабре 2006, в декабре 2007 и январе 2008 года.

Кроме того, в 2004 г. между ДВМП и верфью Сточна Щецинска Нова (Польша) был подписан контракт на строительство трех контейнеровозов типа «Капитан Афанасьев», вместимостью 1750 контейнеров в 20-футовом эквиваленте. Суда будут оборудованы грузовым устройством (кранами). Первое судно должно вступить в эксплуатацию в декабре 2007 г., два других – в феврале и апреле 2008 г. В дополнение к этим заказам, в июле 2005 г. руководством ДВМП и польскими судостроителями были подписаны контракты на постройку еще четырех контейнеровозов общей вместимостью 3100 ДФЭ. Суда поступят в состав флота в сентябре 2008 г., и в январе, апреле и июне 2009 г.

Выбор судостроительной верфи не случаен. ДВМП активно сотрудничает с верфью с 1993 г. Судостроителями Щецина для Дальневосточного пароходства уже построены 6 судов: в 1994-1995 гг. – контейнеровозы «Капитан Бянкин», «Юрий Островский» и «Капитан Конев», в 1998 г. – контейнеровозы «Капитан Афанасьев», «Владивосток» и «Капитан Маслов». Наряду с ДВМП на верфи в Щецине заказывают и строят новый флот крупнейшие судоходные компании Европы, в частности среди клиентов верфи один из крупнейших немецких судовладельцев – компания Peter Dohle.

Инвестиционная программа осуществляется за счет собственной прибыли ДВМП и привлеченных кредитов. По словам Генерального директора ОАО «Дальневосточное морское пароходство» Евгения Амбросова, такова стратегия и продуманная политика компании и ее акционеров. «Мы считаем, что в условиях, когда Россия проходит путь формирования основ новой транспортной инфраструктуры, интенсивно развивается, а ситуация на рынке ужесточается каждый день, вся прибыль должна использоваться для расширенного воспроизводства, реинвестироваться в обновление и увеличение основных фондов, – говорит он. – Деньги должны работать внутри компании и использоваться для освоения новых стратегических позиций в целях дальнейшего гармоничного и сбалансированного развития».

Наращивание технического потенциала отвечает текущему расширению транспортных потоков. В частности, возрастают поставки грузов из японских портов в Россию. На российских берегах эти грузы должна встречать развитая, четко работающая инфраструктура. Понимая это, ДВМП и дочерние предприятия пароходства увеличивают собственный парк фитинговых платформ и объемы перевозок по железной дороге, превращаясь в мультимодальный холдинг. Совместный с ОАО «РЖД» проект «Русская тройка» позволяет еженедельно увеличивать собственный подвижной состав на один контейнерный поезд. Кроме того, ДВМП осваивает рынок контейнерных автоперевозок Москвы и Приморья, участвует в строительстве терминалов. На паритетных началах с Владивостокским морским торговым портом ДВМП стало учредителем ООО «Дальневосточный контейнерный терминал». Предполагается, что первые суда под обработку к нему станут уже летом 2006 г.

Перейти к содержанию № 2(16) 2006

 

№ 2(16), 2006
Судоходство