Порт Приморск: проектная Мощность достигнута

Нефтеналивной порт Приморск, построенный по последнему слову техники на берегу Финского залива, успешно работает уже пятый год. Первый танкер с нефтью отсюда отправлял в декабре 2001 г. президент РФ Владимир Путин. Изначально планировалось, что специализированный морской нефтеналивной порт Приморск станет крупнейшим на Балтике перевалочным пунктом по экспорту углеводородов.

Начав с 12 млн. тонн отгрузки нефти в год, порт последовательно наращивал мощности – по мере того, как строилась Балтийская трубопроводная система (БТС). И вот наконец в апреле состоялась торжественная церемония пуска БТС на проектную мощность – 65 млн. тонн нефти в год и открытие в порту второго причального комплекса для загрузки танкерных судов. В церемонии приняли участие министр промышленности и энергетики РФ Виктор Христенко, Президент и Председатель Совета директоров ОАО «Совкомфлот» Сергей Франк, губернатор Ленинградской области Валерий Сердюков, представители АК «Транснефть».

В рамках расширения БТС до полной проектной мощности потребовалось построить и реконструировать множество технологических объектов в Ленинградской, Ярославской и Новгородской областях. В частности, была построена нефтеперекачивающая станция (НПС) «Сестрорецкая» и реконструирована НПС «Невская», построены новые очистные сооружения и реконструированы имевшиеся, увеличен на 8 резервуаров резервуарный парк на нефтебазе порта «Приморск». Работы по морской части заключались в строительстве двух нефтеналивных причалов  и причала портофлота. Теперь в порту одновременно могут загружаться четыре танкера. Глубина у причалов достигает 17,8 метра, что позволяет принимать суда длиной 307 м, шириной 55 м,  дедвейтом 150 тыс. тонн. Однако погрузка танкеров любого дедвейта идет только до осадки 15 м, так как это лимитируется глубинами Датских проливов, соединяющих Балтийское и Северное моря.

Суммарная производительность насосных наливных станций составляет 48 тыс. м3 нефти в час. Средняя продолжительность погрузки одного танкера –  14 часов, а с учетом лоцманской проводки, швартовных операций, пограничного и таможенного контроля и непосредственно времени налива – чуть больше суток.

– Порт построен с применением новейших технологий, – рассказывает главный инженер ООО «Специализированный морской нефтеналивной порт Приморск» Николай Паньков. –  Нефтебаза состоит из 18 вертикальных стальных резервуаров с плавающими крышами объемом 50 тыс. м3 каждый, что позволяет минимизировать выбросы в атмосферу паров углеводородов. С целью повышения надежности и безопасности проектом было предусмотрено увеличение толщины стенок резервуаров на 2 мм по сравнению с общепринятой. Вокруг каждой пары резервуаров устроено бетонное обвалование (каре), исключающее в случае их разгерметизации разлив нефти по поверхности почвы. Под резервуарным парком проложено специальное двухслойное полиэтиленовое пленочное покрытие, которое исключает попадание нефти в подземный водный горизонт. Нефть доставляется в порт по двум магистральным трубопроводам: «Кириши – Приморск» диаметром 700 мм и «Палкино – Приморск» диаметром 1000 мм с суммарной производительностью 186 тыс. тонн в сутки. Сырье закачивается в резервуары, оборудованные автоматическими уровнемерами. Это позволяет диспетчеру видеть уровень нефти в каждом из резервуаров, причем в динамике. Предусмотрена и автоматическая система защиты от перелива нефти: по периметру каждого резервуара стоят три датчика, которые срабатывают при достижении определенного уровня заполнения. Задвижки на полном резервуаре автоматически закрываются, а на пустом – открываются, и он начинает заполняться.

Нефтебаза оборудована системой подслойного пожаротушения – самой эффективной при возможном возгорании нефти. Принцип действия при пожаре таков: при прохождении сигнала с какого-либо резервуара нефтебазы запускается пожарная насосная станция. При прохождении воды через баки-дозаторы с пенообразователем образуется раствор пены. По системе трубопроводов пена подается на горящий объект.

Технология работы порта основана на микропроцессорной технике, все автоматизировано и компьютеризировано. Все задвижки и насосы управляются дистанционно, и делает это диспетчер, находящийся в операторной. Он же управляет процессом погрузки танкеров. Имеется четыре узла учета – по одному на каждый причал. Все линии для налива нефти оснащены системой контроля расхода и качества, непрерывно анализирующей такие параметры как температура, плотность, вязкость, содержание воды и серы. Погрузка в танкер на каждом причале осуществляется насосными агрегатами наливных станций через стендеры производства фирмы FMC (Франция). Отчет о погруженной партии нефти выдается уже через 30 сек. по окончании налива.

Стендеры герметично соединены с технологическими трубопроводами танкера. Предусмотрена система автоматического отсоединения стендеров в случае аварии на танкере, пришвартованном к причалу, либо при неблагоприятных погодных условиях или неправильных действиях капитана судна.

Если из-за сильного ветра танкер начинает дрейфовать от причала, на первом пороге срабатывает предупреждающая сигнализация. В случае достижения критичной величины отклонения от нормативных параметров автоматически прекращается процесс погрузки, закрывается быстродействующая запорная арматура, происходит разрыв муфт аварийного отсоединения стендеров от танкера – все это происходит в течение 10 сек. Таким образом, через 30-35 сек. погрузка полностью остановлена, стендеры опорожнены и возвращены в исходное положение. При усилении ветра более 15 м/сек. швартовка у причала не производится.

Все действия оперативного персонала во время погрузки нефти записываются компьютером  и сохраняются в архиве диспетчерской. Кроме того, в операторной находится дежурный, который контролирует весь процесс погрузки. Специально обученными мастерами по наливу производится еще и визуальный контроль процесса непосредственно на капитанском мостике танкера.

В случае возможного пожара (как на причалах, так и на танкере)  предусмотрено автоматическое включение систем орошения и пенотушения, что позволяет ликвидировать очаг возгорания в считанные секунды. Однако сама технология работы порта такова, что позволяет предотвращать возникновение любых аварийных ситуаций.

Нормативы – жестче европейских

Свыше 10% всех средств, инвестированных в строительство, было направлено на обеспечение экологической безопасности порта на всех этапах: подготовительном, в период сооружения различных объектов и далее – в процессе эксплуатации. Мощный комплекс очистных сооружений рассчитан на прием 2300 м3 в сутки промышленных и ливневых стоков и 250 м3 – хозбытовых.

– С первого дня реализации этого проекта экологии уделялось самое пристальное внимание, и для этого был повод, поскольку только ленивый не упрекал Россию в том, что она якобы собирается нанести ущерб Балтике, – сказал министр промышленности и энергетики РФ Виктор Христенко. –  С первого дня мы доказывали всем нашим партнерам и соседям по Балтике, что мы собираемся сделать самый лучший образец для подражания. И мы это сделали. В практике работы портов на сегодняшний день нет стандартов выше тех, которых удалось достичь на Балтийской трубопроводной системе по экологии. Даже дождевые и снеговые стоки, которые никакого отношения к технологии не имеют, поступают в систему водосбора со всей территории порта и проходят очистку прежде, чем попадут в Финский залив. И в акватории залива экологическая ситуация за годы функционирования БТС только улучшилась, концентрация всех вредных веществ – ниже предельно допустимой. Это самый лучший ответ всем нашим критикам.

– На очистных сооружениях применены самые современные технологии, которые позволяют принимать все виды отходов с заходящих в порт танкеров: льяльные воды, нефтешламы, хозбытовые воды и мусор, – рассказывает начальник отдела экологической безопасности и рационального природопользования компании «Транснефть» Елена Радченко. – Для максимальной очистки сточных вод, включая льяльные воды,  применяется трехфазная центрифуга, которая разделяет стоки на три фракции – нефть, воду и твердый остаток. Жесткий контроль за состоянием экологической обстановки в порту осуществляет независимая экоаналитическая лаборатория. Еще в 2001 г., до пуска первой очереди порта, она была аккредитована Госстандартом России на право ведения контроля за загрязнением атмосферного воздуха, зоны санитарной защиты, поверхностных водоемов, акватории Финского залива, сброса сточных вод, почвы и сброса с очистных сооружений. Налажен и экоаналитический контроль за сбросом балластной воды с танкеров, который, кстати, больше не проводится ни в одном порту мира. Дело в том, что еще до ввода в эксплуатацию первой очереди порта Приморск мы столкнулись с такой проблемой: фоновый мониторинг состояния акватории Финского залива показывал очень высокое содержание нефтепродуктов – 0,6 мг/л. Поэтому нормативы по сбросу здесь были установлены очень жесткие – 8 кг нефтепродуктов в год. (Для сравнения, в финском порту Порвоо норматив составляет 12 т в год.) Чтобы защитить Финский залив от сброса загрязненных балластных вод, в порту Приморск был установлен беспрецедентный норматив 0,025 мг/л – в четыре раза жестче, чем для питьевой воды, и жестче европейского норматива, который составляет 0,1 мг/л. На каждый пришедший в порт танкер поднимаются сотрудники пограничной службы и экоаналитической лаборатории, которые опломбировывают все сбросы. Затем берутся пробы со всех танков, с разной глубины, и производится их лабораторный анализ.

В случае соответствия установленному нормативу сброс балластной воды разрешается. В случае несоответствия делается повторный анализ, и если он снова показывает превышение, сброс балластной воды запрещается и на это количество изолированного балласта нефть недозагружается. С начала действия порта был остановлен 21 танкер и не сброшено 380 тыс. тонн загрязненного изолированного балласта, который был возвращен в порты приписки судов. Эти меры, предпринятые работниками экоаналитической лаборатории, привели в тому, что содержание нефтепродуктов в Финском заливе снизилось и составляет теперь 0,01 мг/л. Таким образом, за годы функционирования порта Приморск экологическое состояние Финского залива не только не ухудшилось, но кратно улучшилось. Это позволило сделать небольшое послабление и установить новый норматив содержания нефтепродуктов в изолированном балласте – 0,05 мг/л, но все равно он вдвое жестче европейского.  Добавлю, что в порту имеется «черный список» танкеров, которые не соответствуют международным нормам мореплавания. Их запрещено грузить, и поэтому они просто не заходят в порт Приморск.

Экоаналитическая лаборатория имеет сертификаты системы управления окружающей средой ISO 14000 (стандарт экологической безопасности), ISO 18000 (стандарт промышленной безопасности) и ISO 9000 (стандарт качества), выданные сертификационным органом Германии, который проводит сертификационные аудиты и ежегодный инспекционный контроль. Поскольку лаборатория имеет статус независимой, все результаты экоаналитического контроля предоставляются в контролирующие органы.

Надежный заслон аварийным разливам

В порту разработан план ликвидации аварийных разливов нефти, имеются специальные сертифицированные подразделения – аварийно-восстановительная служба (АВС) и аварийно-спасательная служба (АСС). Командный состав этих служб прошел обучение в специальных учебных заведениях и аттестацию в МЧС России. Получены свидетельства по ликвидации разливов нефти и по спасению человека на море. АВС  и АСС полностью укомплектованы обученным и аттестованным персоналом, численность которого вместе с экипажами природоохранного флота составляет 127 человек. В их распоряжении имеется все необходимое: нефтесборная техника (скимеры различной производительности), природоохранные суда, баржа с буксиром, на которой размещается нефтесборная система производительностью до 400 м3/час. Судно-сборщик льяльных вод «Брянск» с объемом танков 400 м3 может собирать до 80 м3/час загрязненной воды. Комбинированные катера с установленными на них  нефтемусоросборщиками типа «Bow Collector» могут собирать с поверхности воды нефть, пленку и мусор.

Техника для сбора нефти может работать круглый год как в акватории порта, так и в зоне береговой полосы, а также вести зачистку берега, камней и валунов. Имеются и устройства для сбора нефти в мелкобитом льду – скимеры ледового класса типа «Айситер». Общая производительность всей имеющейся техники – 1,5 тыс. м3 собранной нефти в  час. На такой же объем рассчитаны нефтеналивные емкости и природоохранный флот.

В порту имеется 10160 метров различных бонов, способных локализовать разлив нефти до 1500 тонн. Это как тяжелые боны, предназначенные для локализации и сбора нефти на море, так и легкие – для защиты берега. Имеются также несгораемые боны и сорбционные боны, предназначенные для улавливания нефти из мелких водотоков (ручьев, каналов). Кроме того, есть еще 1 тыс. м быстроразворачиваемых бонов, которые сами  надуваются за счет пружины, что позволяет быстро их развертывать для локализации разлива нефти. На заводе «Алмаз» в 2002 г. были  построены для порта Приморск два  современных  судна-бонопостановщика.

Для сбора поверхностных пленочных нефтепродуктов в порту могут использоваться сорбционные салфетки, боны и  сорбенты.

Экологический флот и вспомогательные суда, предназначенные для буксировки танкеров, размещаются на вспомогательном причале портофлота. Все экологическое оборудование, предназначенное для ликвидации аварийных разливов, находится в производственно-техническом здании.

В порту также работают буксиры, осуществляющие активное и пассивное эскортирование танкеров, заходящих под погрузку. От работы этих малых судов зависит благополучное продвижение морских гигантов в акватории порта.

Перейти к содержанию № 2(16) 2006

 

№ 2(16), 2006
Порты