ЦКБ КОРАЛЛ: стабильная динамика, ясные перспективы

Группа Морские и нефтегазовые проекты осуществляет управление проектами в области судостроения, нефтегазового оборудования и инструмента, инжиниринга морских буровых платформ. ЦКБ Коралл, входящее в состав Группы МНП, создано в 1965 году и с тех пор является ведущим конструкторским бюро в области проектирования технических средств для освоения шельфа. По проектам ЦКБ Коралл создана большая часть буровых и добывающих установок для Каспийского и Балтийского морей, шельфа Арктики и Дальнего Востока, шельфа Вьетнама: 12 самоподъемных буровых установок, 7 полупогружных, 16 стационарных добывающих платформ, а также 85 плавкранов грузоподъемностью от 25 до 1600 тонн. Наш собеседник – Виктор Ленский, председатель правления ЦКБ Коралл, главный конструктор ЦКБ Коралл.

– Виктор Федорович, ЦКБ Коралл недавно исполнилось 40 лет, складывается уже достаточно солидная история. Что, на Ваш взгляд, в ней главное?

– Действительно, в ноябре ЦКБ Коралл отметил сорок лет со дня своего основания. Начиналось все с тяжелого плавкраностроения – тогда, еще в Советском Союзе, было создано совершенно новое направление. Позднее мы начали заниматься освоением шельфа и создали самоподъемные буровые платформы и полупогружные буровые платформы для разведки на шельфе, стали делать стационарные платформы для бурения и добычи непосредственно на морских месторождениях. Это – основное по производственной деятельности.

Если говорить о главном в деятельности ЦКБ, наверное, нужно выделить самый трудный этап – начало девяностых годов, время после распада СССР, когда были приложены огромные усилия для сохранения Коралла. И, наверное, основополагающее – это то, что мы сегодня являемся эффективным предприятием с пятьюстами работающими на нем сотрудниками, среди которых четыреста сорок конструкторов. А в последние несколько лет ведем прием молодежи, в результате чего из пяти сотен работающих в ЦКБ, более ста двадцати сотрудникам до тридцати лет, и они уже во многом встали на ноги в профессиональном плане.

– Как Вы оцениваете роль и место Коралла в Группе МНП? И как Вы оцениваете текущее положение в ЦКБ?

– В последние годы некоторые заводы, например, Красное Сормово и ССРЗ им. III Интернационала, строили по нашим проектам. Построены и состыкованы погружная платформа и трубоукладочное судно, кроме того, боремся за целый ряд других проектов. Я думаю, что в последующие годы наши возможности существенно увеличатся, во всяком случае, существует достаточно большой процент работ, в которых ЦКБ Коралл сможет участвовать, поскольку высокими темпами осваивается Каспий – как со стороны Российской Федерации, так и со стороны Казахстана, Туркмении, Азербайджана. Это, бесспорно, открывает перспективы загрузки судостроительных заводов МНП не только традиционными судостроительными проектами, но и проектами освоения шельфа.

– Расскажите, пожалуйста, подробнее о крупных проектах, которыми занимается Коралл.

– Основные проекты, которыми мы заняты в настоящее время – это, прежде всего, проект Приразломного месторождения и платформа (модернизация) для Севмашпредприятия (Северодвинск). Заканчивается проектирование для самоподъемной платформы, проект 15402, для завода «Звездочка», проектируется плавучий кран грузоподъемностью 1200 тонн для строительства мостов на Днепре, который уже строится на Севастопольском морском заводе, для Лукойла проектируется терминал, который будет стоять в районе Новой Земли для отгрузки топлива, и ряд других проектов. В настоящее время мы завершили проект на Корчагинском месторождении по Каспию и сейчас идет тендер на строительство для этого месторождения. Это модернизация шельфа 7 – отдельно стоящий жилой модуль и опорное основание. Мы рассчитываем, что кто бы ни выиграл, в рабочем проекте в любом случае мы тоже будем принимать участие.

– Как Вы оцениваете ситуацию на рынке морских буровых платформ? Судя по количеству проектов, которыми сейчас занимается КБ Коралл, ситуация изменилась в лучшую сторону?

– Ситуация весьма благоприятная, что связано, с одной стороны, с резким увеличением цен на углеводородное сырье, с другой – цикл эксплуатации платформ, построенных в прошлое десятилетие, подходит к концу, часть платформ выходит из строя и начинается обновление, строительство платформ нового поколения. Кроме того, открываются новые месторождения в разных регионах мира, и они тоже требуют строительства новых стационарных платформ. Это видно и по Каспию. Будем надеяться, что в ближайшие годы будет достаточно много работы и для ЦКБ Коралл, и для заводов Группы МНП.

– Как можно охарактеризовать развитие Коралла за последние несколько лет?

– С момента вхождения Коралла в 2002 г. в компанию у нас наблюдается стабильная динамика нарастания объемов работ и финансового развития. Это хорошо видно по цифрам: на конец текущего года общий доход за проектные работы составил свыше семи миллионов долларов, в прошлом – пять миллионов. Мы можем позволить устанавливать хорошие заработные платы, сейчас заканчиваем ремонт. У нас полностью компьютеризирован процесс проектирования, мы покупаем программное обеспечение и постоянно обновляем компьютерную технику, которая морально устаревает.

– Какие задачи необходимо решить Кораллу в ближайшее время?

– Первостепенная задача – подготовка кадров. Этому мы уделяем большое внимание, потому что главное это команда: профессиональная, грамотная, порядочная, которая действительно хочет и может работать. Коралл в этом качестве всегда сохранял преемственность, и чтобы она не прерывалась, необходимо готовить людей. Очевидно, что в ближайшие годы произойдет смена руководящего состава, поскольку большинству руководящих специалистов сейчас за шестьдесят, и мы ведем интенсивную подготовку молодых специалистов, для замещения кадров на руководящих и ключевых должностях. Это, наверное, самое важное – иметь работу и качественно ее выполнять.

– Вы достаточно часто выигрываете тендеры на ведение крупных проектов. Почему, на Ваш взгляд, предпочитают именно ЦКБ Коралл?

– Я не берусь оценивать, почему довольно часто решение принимается в нашу пользу. С одной стороны, на территории СНГ у нашей организации самый большой опыт, свыше тридцати пяти лет мы занимаемся этими тендерами. С другой стороны, наверное, мы делаем хорошие технические предложения, репутация у нас сложилась. Думаю, что, безусловно, нашей отличительной чертой является точность – никогда мы не подводили заказчика, все всегда делаем в срок. В последние годы достаточно успешно построено несколько крупных объектов, заказчики к нам охотно обращаются, и мы уже пару лет работаем с очень большим перегрузом, даже от каких-то работ вынуждены отказываться. Не от крупных и принципиальных, а от тех, где предлагают частичное участие. Все невозможно охватить и уложиться по срокам, которые иногда заказчики устанавливают нереальные.
Поэтому, думаю, все это вместе – репутация, сроки и цена, которая устраивает заказчика – вот это вместе и создает наше преимущество. Хотя цену умеренно, но последовательно мы повышаем, но считаю, что в этом плане у нас еще достаточно большой резерв.

Беседовала Гульнора Нарзикулова

Перейти к содержанию № 1(15) 2006

 

№ 1(15), 2006
Судостроение

Главный конструктор ЦКБ Коралл Виктор Ленский

Главный конструктор ЦКБ Коралл Виктор Ленский