Нужны ли морские корпоративные университеты?

Н.Н.Григорьев - доцент, начальник морского колледжа СПб
М.М.Наконечный - капитан дальнего плавания, директор ООО «Юником СПб»
А.В.Яловенко - профессор, директор института управления и экономики ГМА им. адм. С.О.Макарова

Система морского образования России зародилась более ста лет назад. С развитием флота, с появлением новых типов судов, совершенствовалась и подготовка кадров.

В годы Великой отечественной войны Советский Союз потерял большую часть своего морского флота. Но руководители государства понимали, что морской флот для нашего государства являлся одной из важнейших составляющих народнохозяйственного комплекса. Было ясно, что с окончанием войны флот будет возрождаться. А для его эксплуатации будут нужны кадры. Поэтому уже в 1944 г. было принято решение о создании целой сети учебных заведений: высших и средних мореходных училищ для подготовки командного состава и мореходных школ для подготовки рядового состава. Кроме того, в морских регионах были созданы учебно-курсовые комбинаты, которые за короткий период (несколько месяцев) вели подготовку командиров морского флота. Эти комбинаты на определенном этапе, пока еще не было выпускников мореходных училищ, сумели восполнить потребности развивающегося флота в специалистах командного состава. Затем основными поставщиками специалистов для морского флота стали средние и высшие мореходные училища.

Выпускники средних мореходных училищ на первом этапе отличались от выпускников высших учебных заведений лучшей практической подготовкой, и они составляли основу командных кадров на судах. Однако в дальнейшем появление новых судов потребовало более качественной подготовки специалистов, и на судах стали преобладать работники с высшим профессиональным образованием.

Высокое качество подготовки морских специалистов было обусловлено не только хорошей школьной подготовкой и наличием в учебных заведениях соответствующих преподавательских кадров, но и тем, что в составе учебных заведений был свой учебно-производственный флот. Это были специально построенные суда, которые занимались перевозкой грузов, имея на борту более сотни курсантов. На таком судне проводились полноценные плавательные семестры, что позволяло теоретические знания закреплять практическими работами. Конечно, такое образование государству обходилось не дешево, но качество подготовки специалистов было высоким.

С распадом Советского Союза и со сменой в России общественно-политического строя государство старается снять с себя ответственность за финансирование подготовки кадров. При этом в качестве причин называются и практическое отсутствие флота, и избыток кадров, и необходимость реформирования образования. Причем под реформой образования, как правило, подразумевается сокращение сроков обучения и, соответственно, финансирования.

В этих условиях обострилось противоречие между потребителями кадров, которыми являются судоходные компании и поставщиками кадров – учебными заведениями. Судоходным компаниям не нужны специалисты широкого профиля, подготовка которых базируется на крепкой фундаментальной основе. Их вполне устроят «узкие» специалисты, способные выполнять вполне определенные обязанности. Такого специалиста легче удержать в компании, чем того, кто в силу своего фундаментального образования может найти работу либо в другой компании, либо на берегу.

В связи с этим, в последнее время все больше возникает разговоров о создании корпоративных морских учебных заведений. Предполагается, что такие учебные заведения будут создаваться крупными судоходными компаниями для подготовки кадров для себя. В настоящее время эту идею трудно осуществить по причине больших материальных затрат. Конечно, со временем затраты окупятся. Но для небольших судоходных компаний такой путь не приемлем. Для них остается либо переманивать кадры из крупных компаний высокой заработной платой, либо регистрировать свои суда под удобные флаги, т.е. пополнять субстандартный флот.

Корпоративные морские учебные заведения, если таковые появятся, будут максимально приближены к практике. Содержание их программ будет напрямую связано с деятельностью на конкретных судах данной компании. В каждой компании будет аккумулироваться своя интеллектуальная собственность, свой опыт, свои образовательные ноу-хау. Нетрудно предположить, что все новшества будут составлять коммерческую тайну.

Такой подход способен нанести серьезный урон классическому морскому образованию и социальной среде в целом. «Узкому» специалисту сложнее адаптироваться к новым условиям работы и при переходе на береговую работу, что приходится в свое время делать большей части плавсостава. Закрытость корпоративных учебных заведений не позволит обобщать мировой опыт безопасности мореплавания, что крайне нежелательно.

При создании корпоративных морских учебных заведений, на первом этапе, неизбежно сотрудничество с внешними структурами, имеющими опыт организационно-методической работы. Опытные кадры можно взять только в уже существующих морских учебных заведениях, а это еще одна угроза морскому образованию России. Печальный опыт уже имеется, когда наиболее опытные методисты из государственных учебных заведений переходят работать в частные учебно-тренажерные центры, где их привлекают более высокой заработной платой.

Внутрикорпоративное обучение не способно, по своей природе, сориентироваться на подготовку специалистов-универсалов, оно увязнет в ограниченном спектре знаний и практических навыков, пригодных для работы только в данной компании. Любое учебное заведение помимо подготовки специалистов, в соответствии со стандартами, прививает образ мышления, схемы поведения, стиль жизни. В этом и состоит основное отличие выпускников различных учебных заведений, но одной специальности. Поэтому вновь назначенный руководитель стремится окружить себя выпускниками своего учебного заведения, и это хорошо. Нужна своя команда. Однако полезно иметь одного-двух «варягов», чтобы были критики, которые не позволят «замылиться глазу».

Все сказанное говорит о том, что создание корпоративных учебных заведений отдельными судоходными компаниями принесет больше вреда, чем пользы.

Совсем другое дело, когда речь идет о такого рода учебных заведениях в рамках конкретной отрасли. По большому счету, система морского образования России представляет собой сеть корпоративных учебных заведений Минтранса. И в этом плане отрадно, что Министр транспорта И.Левитин понимает необходимость того, чтобы вузы, которые находятся в ведении Минтранса, там и оставались, так как они являются базой подготовки специалистов для транспорта. И если это так и будет, то должна проявиться корпоративность судоходных компаний в виде вложения средств в подготовку кадров. И, прежде всего, в практическую подготовку, т.е. в создание учебного флота, который позволит не только повысить качество подготовки специалистов, но и даст возможность преподавателям учебных заведений повышать свой профессиональный уровень.

Конечно, в условиях жесткой конкуренции, возникновения новых технологий, изменения потребностей потребителей трудно опираться на знания, полученные когда-то в учебном заведении. Необходимо продолжать учиться на протяжении всей своей профессиональной деятельности. Но это уже задача системы дополнительного профессионального образования, которая сегодня практически отсутствует. Сейчас в России нет нормативного документа, который определял бы периодичность повышения квалификации работниками предприятий и организаций. Имеется четкое требование только для специалистов, которые относятся к категории государственных служащих. В обозримом будущем такого документа общегосударственного масштаба не предвидится. Поэтому, необходимо в рамках Министерства транспорта разработать и утвердить Положение о системе дополнительного профессионального образования специалистов транспортного комплекса. В этом Положении обязательно должна быть указана периодичность повышения квалификации работниками предприятий и организаций транспорта независимо от форм собственности. Это необходимо сделать в кратчайшие сроки, учитывая тот факт, что транспорт является повышенным источником опасности. Что касается вопросов, связанных с переподготовкой, повышением квалификации и дополнительной профессиональной подготовкой специалистов водного транспорта, то подготовительную работу готов выполнить Институт управления и экономики ГМА имени адмирала С.О.Макарова.

Систему подготовки морских специалистов, конечно, требуется постоянно совершенствовать. Основой совершенствования сегодня является значительное увеличение финансирования, которое может решить многие вопросы, в том числе и подготовку преподавательского состава. Судоходным компаниям, которые серьезно думают о будущем, есть смысл задуматься об учреждении фонда поддержки морского образования.

Кроме того, можно предложить создать региональные Центры кадровых служб судоходных компаний.

Задачами такого центра могут быть следующие:
  • оказание помощи учебным заведениям в подборе преподавателей из числа плавсостава, для проведения занятий как в период между рейсами, так и на постоянной основе;
  • формирование пакета заказов на специалистов с учетом потребностей российского флота и рынка;
  • разработка и совершенствование механизма закрепления кадров в отечественных судоходных компаниях;
  • участие в корректировке учебных программ с учетом потребностей компаний;
  • организация психологического сопровождение кадровых служб и плавсостава судоходных компаний;


Поднимая затронутые в статье вопросы, авторы надеются узнать мнение тех, кто в той или иной степени имеет отношение к подготовке морских кадров или является их потребителями.
Отзывы присылайте в редакцию МБ
e-mail: info@maritimemarket.ru

Перейти к содержанию № 1(15) 2006

 

№ 1(15), 2006
Судоходство