На пути к арктическому шельфу

Освоение арктического шельфа имеет для России стратегическое значение. Компания «Севморнефтегаз» владеет лицензиями на разработку Приразломного нефтяного месторождения в Печорском море и Штокмановского газоконденсатного – в Баренцевом. Суммарные разведанные запасы этих месторождений составляют 3,2 трлн. м3 газа, 31 млн. тонн газоконденсата и 250 млн. тонн нефти.

В течение последних лет ЗАО «Севморнефтегаз» ведет активные работы по обустройству Приразломного нефтяного месторождения. С 1994 г., то есть с начала инвестиционной деятельности, в проект было вложено около 950 млн. долларов, в том числе непосредственно «Севморнефтегаз» инвестировал 725 млн. долларов. Львиная доля этих средств направлена на создание морской ледостойкой стационарной платформы (МЛСП).

Создание морских ледостойких платформ – достаточно новая организационно-техническая задача для российской науки и промышленности. Для выполнения проектных работ потребовалось развить прикладные отрасли науки в области гидрометеорологии, инженерной геологии, ледотехники, физики конструкционных материалов. Для достоверного определения нагрузок и воздействий на МЛСП были собраны и систематизированы данные по большому блоку дисциплин. В ходе выполнения проектных работ была проведена оптимизация элементов конструкций, взаимодействующих с грунтом, и элементов конструкций, демпфирующих возможные колебания платформы. Выбрана схема сборки и транспортировки платформы на месторождение по мелководным морским акваториям.

Кроме того, решен целый комплекс прикладных проектных задач синтеза и оптимизации архитектурно-компоновочных схем МЛСП, выбраны рациональные конструктивные решения корпуса платформы с учетом того, что он будет изготавливаться на российских судостроительных предприятиях. Изначально делалась ставка на использование научного потенциала и производственных мощностей отечественных предприятий, в числе которых такие флагманы российского судостроения, как «Севмаш», «Звездочка», «Адмиралтейские верфи», «Выборгский судостроительный завод», а также ЦКБ МТ «Рубин», ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова, ЦНИИ КМ «Прометей», Арктический и Антарктический НИИ.

Выбор подрядчиков по обустройству месторождения, поставкам материалов и оборудования ЗАО «Севморнефтегаз» осуществляет на конкурсной основе, причем при прочих равных условиях приоритет отдается отечественным компаниям. Однако в ряде случаев для приобретения конкурентоспособной продукции необходимой номенклатуры и качества компания сотрудничает с зарубежными партнерами. Более 40 фирм из 15 стран изготавливают оборудование для МЛСП «Приразломная». Наиболее крупные поставки осуществляют Норвегия, Англия, Италия, США, Германия, Голландия и Швеция. Широко используется опыт таких компаний, как Halliburton, Kellogg Brown & Root, Statoil, Hydro, Aker, Fortum. По сообщению специалистов ЗАО «Севморнефтегаз», в проектировании, поставках материалов и оборудования для обеспечения освоения Приразломного месторождения соотношение российского и иностранного участия составляет соответственно 28% и 72%.

Сейчас работы по строительству МЛСП вступили в завершающую стадию. Для сооружения опорного основания платформы (кессона) российскими металлургами поставлено более 75 тыс. тонн металла. Для достройки кессона и реконструкции верхнего строения платформы у набережной ПО «Севмаш» созданы специальные системы технического обеспечения строительства и приобретен плавучий кран грузоподъемностью до 400 тонн. Сейчас достраиваются и состыковываются между собой четыре суперблока, то есть идет формирование всего кессона – основной несущей части платформы. Специалистами ПО «Севмаш» впервые разработана и реализовывается технология формирования на плаву крупных металлоконструкций массой более 70 тыс. тонн. Формирование кессона осуществляется с помощью специально изготовленных устройств герметизации стыков с использованием подводной сварки на акватории предприятия.

В цехах «Севмаша» тоже кипит работа: продолжается формирование конструкций промежуточной палубы. Для этого специалисты предприятия в кратчайшие сроки разработали и внедрили технологию изготовления сварных металлоконструкций из хладостойких сталей. Промежуточная палуба будет установлена на крыше кессона.

Верхнее строение платформы Hutton TLP, закупленное в Норвегии, проходит реконструкцию и ремонт там же, в ПО «Севмаш». Осуществляются демонтаж, дефектация, ремонт и сертификация оборудования. В июле-августе 2006 г. планируется выполнить уникальную операцию по накатке верхнего строения платформы на опорное основание. А через год, в июле-сентябре 2007 г. предстоят не менее сложные операции по бетонированию кессона и буксировке МЛСП массой около 250 тыс. тонн на Приразломное месторождение, в район установки. Затем платформа будет введена в эксплуатацию, и с 2008 г. предполагается начать промышленную добычу и переработку нефти арктического шельфа. Выход на максимальный уровень добычи – 6,5 млн. тонн нефти в год – планируется на седьмой год разработки Приразломного месторождения. Далее экономичность проекта будет уменьшаться, и после 2021 г. уровень добычи нефти пойдет на спад. Чтобы этого не произошло, потребуется осваивать близлежащие месторождения.

Вся инфраструктура, создаваемая для обустройства Приразломного нефтяного месторождения, станет основой для последующего освоения углеводородных ресурсов Баренцева и Карского морей. Второй перспективный проект, реализуемый ЗАО «Севморнефтегаз», – Штокмановское газоконденсатное месторождение, открытое в 1988 г. До 1995 г. на нем было пробурено шесть скважин, в этом году завершатся работы на седьмой скважине. Ведутся предпроектные работы, уточняется технология разработки месторождения: с использованием морских платформ либо без оных, т.е. с подводным обустройством.

При выборе второго варианта за основу будет взята технология, примененная при освоении месторождения Ормен Ланге в Норвегии. Она заключается в подаче газа от скважины по трубопроводу и сжижении газа на берегу. Специалисты ОАО «Гипроспецгаз» и ВНИИГАЗ изучают возможность применения этой технологии, совместно с норвежскими компаниями выполняют научно-исследовательские работы. Проводятся также доисследовательские работы учеными ААНИИ и «Газфлота».

ЗАО «Морнефтегазпроект» приступил к разработке обоснования инвестиций в проект освоения гигантского по запасам Штокмановского месторождения. Площадь его составляет 1400 кв. км, глубина моря в районе залегания пластов – 300-380 м. Большая глубина моря и опасность ледовых нагрузок на морские сооружения продиктовали необходимость создания добывающей платформы нового типа. Месторождение находится на расстоянии около 600 км от берега, что представляет огромную сложность для его разработки. Для доставки газа со столь удаленного месторождения впервые в мировой практике потребуется проложить магистральные подводные газопроводы длиной около 600 км. Общий объем инвестиций в освоение месторождения составит около 20 млрд. долларов, в том числе 11 млрд. – в морской добычной комплекс.

Однако, несмотря на большие технические сложности и колоссальные затраты, привлекательность разработки месторождения велика: ведь оно способно обеспечить стабильную добычу газа в течение 50 лет, причем 91% запасов сосредоточен в двух пластах. Динамика добычи товарного газа такова: уровень добычи исходя из возможностей трубопровода составит в 2010 – 2014 гг. 20- 20,5 млрд. м3, далее до 2018 г. – 45 млрд. м3. Затем начнется период максимальной добычи газа – 67,5 млрд. м3 в год, который продлится до 2042 г. После этого начнется некоторое падение объемов добычи вплоть до 2050 г. Однако к тому времени, возможно, удастся прирастить разведанные запасы газа на шельфе Баренцева моря.

Добытое сырье будет транспортироваться на Кольский полуостров, где планируется построить завод по сжижению газа с морским терминалом. Специалисты «Гипроспецгаза» изучают также возможность использования плавучего завода по сжижению газа, что актуально, исходя из дальности расположения месторождения.

Сжиженный природный газ будет отправляться танкерами на экспорт, преимущественно в США. Часть добытого сырья, доставленного по подводному трубопроводу к берегу, может экспортироваться в Европу через систему Северо-Европейского газопровода (СЕГ). Для входа в нее планируется построить специальный трубопровод. Стратегия поставок газа со Штокмановского месторождения в систему СЕГ будет разрабатываться и определяться «Газпромом».

Долгосрочные планы ЗАО «Севморнефтегаз» не ограничиваются только Приразломным и Штокмановским месторождениями. Предусматривается получение лицензий на освоение других перспективных нефтегазоносных структур на арктическом шельфе, в первую очередь тех, которые примыкают к району Приразломного нефтяного месторождения. При этом общие ежегодные уровни добычи нефти планируется довести до 12 млн. тонн, газа – до 70 млрд. м3.

При подготовке статьи были использованы материалы международной конференции RAO/CIS Offshore -2005, а также доклады, сделанные на заседаниях «круглых столов».

Перейти к содержанию № 1(15) 2006

 

№ 1(15), 2006
Освоение океана и шельфа