Мурманский портовый узел наращивает мощности

Порт Мурманск – самые северные морские ворота европейской части России. Расположенный на берегу достаточно широкого и глубоководного Кольского залива, которого достигают теплые струи Гольфстрима, этот незамерзающий порт функционирует круглый год. Отсюда уходят в разные концы света танкеры и сухогрузы. Здесь, в Мурманске, начинается Северный морской путь, по которому движутся через Арктику караваны судов под проводкой атомных ледоколов.
Но особое значение Мурманский морской торговый порт приобретает сейчас, в преддверии освоения нефтегазовых ресурсов арктического шельфа.
Наш собеседник – начальник Администрации порта Мурманск капитан порта Александр Дмитриев.

– Александр Витальевич, в этом году порту Мурманск исполнилось 90 лет. Каков сегодня его потенциал?

– Порт отвечает всем требованиям современного судоходства. Движение судов от подхода к Кольскому заливу и по всей его протяженности контролируется с помощью СУДС, где действует три поста, два из которых автоматизированы. Хорошо развитая портовая инфраструктура позволяет принимать к причалам суда дедвейтом до 100 тыс. тонн и длиной до 265 м. Размеры судов, способных заходить на акваторию порта, не ограничены.

Основные районы и причалы порта имеют глубины от 11 до 15 м. Благодаря приливным течениям глубины увеличиваются еще на три метра, что создает дополнительные возможности при погрузке судов. Такая практика в порту существует, уже несколько лет производится догрузка судов и во время приливного роста уровня воды.


Схема порта Мурманск на восточном берегу

В 2004 г. портом было переработано более 24 млн. тонн различных грузов, что почти на 10 млн. тонн превышает результат предшествующего года. Основной прирост грузооборота был достигнут за счет увеличения объемов перевалки угля и углеводородного сырья. Стабильно высокими оставались объемы переработки апатитового концентрата и удобрений.

По итогам нынешнего года грузооборот достигнет того же уровня. Однако это – далеко не предел. Прогнозируемый грузооборот Мурманского транспортного узла составит к 2010 г. 57 млн. тонн, а к 2015 г. – 75 млн. тонн.

Порт Мурманск связан деловыми узами со многими портами мира всех континентов. Примечательно, что расстояние от крупнейших портов США, Канады и Южной Америки до Мурманска в отдельных случаях даже меньше, чем до Санкт-Петербурга.

Если же учесть, что Мурманский порт имеет незамерзающую, глубоководную, защищенную от волнения акваторию и свободный выход в открытый океан, что позволяет судам следовать без снижения скорости, то налицо явные его преимущества и широкие перспективы использования.


– В 2007 г. ЗАО «Севморнефтегаз» планирует начать на Приразломном месторождении в Печорском море промышленную добычу нефти. Часть ее будет доставляться танкерами в Мурманск. Кроме того, нефтеналивные грузы будут приходить и в железнодорожных цистернах – для отправки на экспорт. Насколько эволюционировали за последние годы мощности порта, предназначенные для перевалки углеводородов?

– Большинство инвестиционных проектов по созданию нефтяных терминалов в Арктике предполагает рейдовую перевалку на акватории порта Мурманск на суда с большей грузоподъемностью для дальнейшей транспортировки российской сырой нефти в Западную Европу и США.

На акватории порта уже созданы и эксплуатируются три рейдовых перегрузочных комплекса:

  • РПК-1 мощностью 5,4 млн. тонн в год (владелец – ОАО «Мурманское морское пароходство»);
  • РПК-2 мощностью 3,0 млн. тонн в год (владелец – ООО «Белое море Сервис»);
  • РПК-3 мощностью 5,9 млн. тонн в год (владелец – ООО «Белокаменка»). Надо отметить, что в Белокаменке поставлен мощный танкер-накопитель – самый крупный из всех когда-либо заходивших в порт. Он в состоянии принять в трюмы до 360 тыс. тонн нефти.

Через эти комплексы в нынешнем году отправлено на экспорт более 4 млн. тонн нефти и мазута. Ведется строительство нефтяного терминала производительностью 5,5-7 млн. тонн на территории ФГУП «35 судоремонтный завод» Министерства обороны РФ. Гидротехническая часть комплекса выполняется в виде палового причала с технологической площадкой, располагающейся на глубине 21,5 м. Причал будет соединен с берегом эстакадой.

Доставка нефтеналивных грузов к терминалу будет осуществляться по железной дороге, а также морем. Для слива их из железнодорожных цистерн предполагается использовать танкер-накопитель дедвейтом 100-150 тыс. тонн и береговые емкости, которые сейчас строятся. В качестве расчетного судна принят танкер дедвейтом свыше 100 тыс. тонн.

Заканчивается реконструкция 623 склада горючего Северного Флота (мыс Мохнаткин) и организация на его базе портового комплекса мощностью 2,5 млн. тонн для экспортной перевалки нефтепродуктов.

Эти и другие проекты позволят обеспечить прием и переработку необходимых объемов углеводородов.


– Порт Мурманск располагается в южной части довольно-таки протяженного Кольского залива, по берегам которого планируется создание множества перегрузочных комплексов. Расскажите, пожалуйста, об этом поподробнее.

– Кольский залив – это уникальное явление природы на севере нашей страны. Незамерзающий, хорошо защищенный от неблагоприятных погодных условий, этот естественный глубоководный залив Кольского полуострова своими изгибами образует три колена: северное, среднее и южное. Границы Мурманского торгового порта выходят за пределы южной части. Сейчас идет его объединение с рыбным портом, в результате чего большая часть среднего колена залива также будет относиться к порту Мурманск. СУДС будет обслуживать всю эту акваторию.

Существует генеральная схема развития Мурманского портового транспортного узла, разработанная ОАО «Ленморниипроект» с участием ОАО «Ленгипротранс» и ЗАО «ЦНИИМФ». Схема создавалась во исполнение Протокольного решения Председателя Правительства Российской Федерации (протокол № МК-П10-2пр от 9.01.2003 г.) на основании технического задания Морской администрации порта Мурманск, согласованного с Минтрансом России, и материалов Всероссийской научно-практической конференции транспортников «Транспортная стратегия России» (декабрь 2003 г.), а также стратегических интересов России в части транспорта.

Итак, на восточном берегу Кольского залива предполагается иметь следующие технологические перегрузочные мощности:

  • прошедшие модернизацию и расширение специализированные комплексы навалочных грузов мощностью 8,3 млн. тонн; они будут состоять из трех причалов для приема морских судов дедвейтом от 15 до 70 тыс. тонн и крытых складов площадью 20,6 тыс. кв. м;
  • специализированный комплекс угля на двух площадках в районе существующих причалов №№ 13-14 и нового причала № 22 длиной 330 м; здесь предполагается и обработка морских судов дедвейтом от 20 до 150 тыс. тонн. Площадь крытых складов составит 26,3 тыс. кв. м, открытых складских площадок – 50 тыс. кв. м. Комплекс имеет единый фронт разгрузки вагонов мощностью до 10 млн. тонн;
  • комплекс генеральных грузов мощностью до 2 млн. тонн в I и II районах порта, состоящий из 8 грузовых причалов, куда будут швартоваться суда дедвейтом от 3 до 30 тыс. тонн; площадь крытых складов составит 23,3 тыс. кв. м, открытых грузовых площадок – около 80 тыс. кв. м;
  • специализированный комплекс для перегрузки нефтепродуктов мощностью до 7 млн. тонн на территории ФГУП «35 судоремонтный завод» МО РФ; здесь будет один причал для приема судов дедвейтом до 300 тыс. тонн;
  • специализированный комплекс для перегрузки нефтепродуктов мощностью 4 млн. тонн на причале № 20, куда будут подходить суда дедвейтом 40 тыс. тонн.
    На западном берегу Кольского залива между устьями рек Лавна и Кулонга предполагается разместить следующие новые перегрузочные мощности:
  • три комплекса для перегрузки нефти и нефтепродуктов общей мощностью до 31,5 млн. тонн; они разместятся у 8 причалов общей длиной 2882 м, способных принимать суда дедвейтом от 20 до 300 тыс. тонн; суммарный объем резервуарного парка составит около 1,9 млн. куб. м;
  • комплекс для перегрузки угля мощностью до 15 млн. тонн, состоящего из двух причалов общей длиной 640 м, способных принимать суда дедвейтом от 35 до 150 тыс. тонн; площадь открытых грузовых площадок составит около 520 тыс. кв. м;
  • комплекс для перегрузки генеральных грузов и контейнеров мощностью до 3 млн. тонн; пять причалов общей длиной 1230 м будут принимать суда дедвейтом от 6 до 65 тыс. тонн; площадь крытых складов составит 8,1 тыс. кв. м, открытых грузовых площадок – около 94 тыс. кв. м.

В заключение скажу, что на причале №17 в границах существующего порта построена первая очередь специализированного комплекса мощностью 0,7 млн. тонн для приемки с судов и погрузки в железнодорожные вагоны импортного глинозема. В 2004 г. здесь уже было переработано более 47 тыс. тонн глинозема.

Для реализации этого проекта было создано ЗАО «Мурманский глиноземный терминал». Крупнейший грузовладелец – компания «Русский алюминий» проявляет большой интерес к участию в ЗАО и достройке комплекса.

Одним словом, Мурманский портовый транспортный узел в ближайшие годы будет развиваться разносторонне и быстрыми темпами, постоянно наращивая мощности. Немаловажно и то, что в порту Мурманск как сейчас, так и в будущем, можно будет произвести любой ремонт корпуса и механизмов судов.

Все эти проекты потребуют значительных наших усилий в обеспечении безопасности мореплавания и в первую очередь жесткого регулирования движения в Кольском заливе, в акватории порта и на подходах к нему.

Беседовала Ольга Лоскутова

Перейти к содержанию № 4(14) 2005

 

№ 4(14), 2005
Порты