Курс – на геологическое изучение шельфа

В Санкт-Петербурге прошла 7-я Международная конференция и выставка по освоению ресурсов нефти и газа Российской Арктики и континентального шельфа СНГ (RAO/CIS Offshore). Такой форум проводится на берегах Невы каждые два года (начиная с 1993 г.) и является единственным в стране специализированным мероприятием по проблемам освоения шельфа.

По традиции, среди участников конференции были всемирно известные компании: «Газпром», «Роснефть», «ЛУКОЙЛ», «Севморнефтегаз», «Зарубежнефть», «Черноморнефтегаз», Hydro, BP, Statoil, Kellog Brown&Root, Total, Siemens, DNV. В работе конференции и выставки приняли участие также производители оборудования и судов: «Севмаш», «Адмиралтейские верфи», ведущие научные центры – ВНИИОкеангеология, Севморгео, РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина, ВНИИГаз, Арктический и Антарктический НИИ, «Морнефтегазпроект», ЦКБ МТ «Рубин», СПМБМ «Малахит», ЦКБ «Коралл», ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова, ЦНИИ КМ «Прометей» и др.

Тематика конференции включала вопросы геологии, разведки, проектирования морских сооружений и обустройства месторождений нефти и газа, обеспечения экологической и индустриальной безопасности, а также международной кооперации в освоении шельфа арктических и дальневосточных морей.

В последние годы акценты нефтегазодобычи неуклонно смещаются в сторону запасов, скрытых толщей Мирового океана. Россия обладает самым протяженным шельфом на планете, 85% которого приходится на арктический сектор. Это – кладовая углеводородов, запасов которой хватит на весь нынешний век.


– Правительство Российской Федерации считает освоение шельфа одной из наиболее приоритетных задач и в этом году рассмотрело вопросы, связанные с повышением эффективности этих работ, – сказал в своем докладе министр природных ресурсов РФ Юрий Трутнев. – По сравнению с другими регионами мира, изучение и освоение морских ресурсов углеводородов на российском шельфе характеризуется специфическими особенностями, которые определяют уровень инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности наших месторождений. Арктический шельф отличают суровые климатические условия и экстремальная ледовая обстановка. Кроме того, на побережье северных морей отсутствует береговая инфраструктура, нет развитой транспортной системы. Таким образом, работы на шельфе требуют значительных инвестиций и самого современного оборудования и технологий. Однако, даже при высокой себестоимости освоения ресурсов, открытие гигантских и уникальных по запасам месторождений уравновешивает риски и компенсирует затраты. Правда, срок окупаемости инвестиций достаточно велик, он может растянуться на десятилетия. Поэтому одной из задач, стоящих перед правительством страны и нашим министерством, является повышение инвестиционной привлекательности морских месторождений. Для этого нужно решить ряд ключевых проблем:


  • активизировать геологическое изучение шельфа;
  • изменить нормативно-правовую базу для обеспечения шельфовых проектов;
  • разработать комплекс мер экономического стимулирования;
  • создать условия для развития транспортной береговой инфраструктуры;
  • выработать экологические нормы и правила, соответствующие мировым требованиям.

К сожалению, в 90-х годах прошлого века произошел спад объемов геологоразведки из-за недостаточного финансирования этих работ как со стороны государства, так и со стороны компаний-недропользователей. Если до 1992 г. объемы воспроизводства нефти и газа на континентальной части страны превышали добычу полезных ископаемых, то с 1992 по 1998 г. произошло резкое падение объемов поисково-разведочного бурения и сейсморазведки. Соответственно, началась убыль запасов. Для изменения этой ситуации правительством РФ в этом году была рассмотрена и принята долгосрочная программа воспроизводства минерально-сырьевой базы на период до 2020 г.

Расходы федерального бюджета на выполнение работ по геологическому изучению недр начиная с 2006 г. будут ежегодно увеличиваться, при этом более половины средств будет направлено на изучение перспективных регионов РФ, в первую очередь шельфа. Таким образом, в ближайшие 15 лет государство вложит в изучение морей свыше 33 млрд. рублей. Основные объемы региональных работ на период до 2010 г. будут сосредоточены в Баренцевом, Карском и Охотском морях, где открыты крупные месторождения нефти и газа. С 2011 г. по 2020 г. произойдет постепенное перемещение работ в Восточную Арктику.

Ожидается, что итогом реализации программ геологоразведочных работ станет подготовка в 2007-2015 гг. 10-15 перспективных площадей, а в дальнейшем, в 2011-2020 гг., открытие на них крупных и гигантских месторождений углеводородов. Как минимум, 3-4 таких площади должны быть подготовлены в баренцевом море, столько же – в северных и южных впадинах Карского моря, 2-3 – в море Лаптевых, 1-2 – в Охотском море и в глубоководной зоне Черного моря.

Что касается привлечения частных компаний к геологическому изучению шельфа, то в течение ближайших пяти лет намечено выставить на аукцион 20 перспективных блоков, распределенных по шести тендерам в тех районах Баренцева и Печорского морей, где открыты залежи углеводородов. Это такие тендеры, как Баренц-1, Баренц-2, Баренц-3. До 2010 г. планируется также проведение аукционов по 12 перспективным блокам с подтвержденными ресурсами, они распределены по пяти тендерам, охватывающим два шельфовых региона Охотского моря, а также сахалинский и Примагаданский регионы. Разовые платежи от этих аукционов могут составить 1,8-5 млрд. долларов.

Министр природных ресурсов РФ Юрий Трутнев сообщил, что в целом структура геологических работ по изучению шельфа за счет федерального бюджета будет выглядеть так: на первом этапе планируется выполнить 113 тыс. км геофизических профилей и пробурить 4 опорно-параметрические скважины в Баренцевом и Охотском морях, при этом 60% объема работ будет приходиться на Западную Арктику, а 40% – на моря Восточной Арктики и Дальнего Востока. Расходы федерального бюджета на выполнение этого этапа работ запланированы в размере 240 млн. долларов.

На втором этапе за счет федерального бюджета планируется выполнить около 325 тыс. км геофизических профилей, пробурить 15 опорно-параметрических скважин, при этом 70% объема работ будет сконцентрировано в Восточной Арктике, а остальная часть поделится между Баренцево-Карским и Охотским регионами. Кроме того, будут проведены тендеры не менее чем по 65 новым участкам недропользования. Расходы федерального бюджета за этот период составят 960 млн. долларов.

Таким образом, интенсификация работ по геологическому изучению шельфа в период с 2006 г. по 2020 г. завершит цикл его исследования. Суммарные затраты федерального бюджета превысят 1 млрд. долларов. Предполагаемые инвестиции недропользователей составят около 4,5 млрд. долларов. По самым умеренным оценкам, это обеспечит прирост промышленных запасов углеводородного сырья в 5-8 млрд. тонн условного топлива.

Министр подчеркнул, что для экономического стимулирования недропользователей необходимо внести изменения в налоговое законодательство, поскольку действующий налоговый режим мало пригоден для реализации капиталоемких проектов, к которым относятся и проекты освоения северных морей.


– Для осуществления работ по освоению шельфа необходимо объединение усилий как отечественных, так и зарубежных компаний, – подчеркнул Ю.Трутнев. – Однако, поскольку шельф является важнейшим стратегическим и геополитическим ресурсом и простирается вдоль всей северной и восточной границы РФ, то при реформировании законодательства мы считаем правильным найти баланс между протекционистскими мерами и необходимостью привлечения иностранных инвесторов. Что касается инфраструктурных проектов, то сначала мы должны завершить геологическое изучение шельфа и предоставить участки в пользование. Только после этого у нас появится понимание рынков и схем необходимой транспортной инфраструктуры. Необходимо также разработать комплекс экологических норм и правил, отвечающих современным международным требованиям: ведь любая, даже незначительная, авария на открытом море способна привести к изменению экосистемы Мирового океана. Здесь нам нужно опираться на опыт, имеющийся у других стран мира.

Однако уже недалек тот день, когда с шельфа Печорского моря пойдет первая нефть. В 2007 г. ЗАО «Севморнефтегаз» планирует установить платформу «Приразломная» на глубине воды 20 м и начать промышленную добычу нефти. Освоение Приразломного нефтяного, а затем и Штокмановского газоконденсатного месторождений будет играть определяющую роль в развитии экономики европейского Севера России.


– Начало работ на континентальном арктическом шельфе станет принципиально новым этапом развития ТЭК России и стран СНГ, – сказал в своем докладе на конференции первый заместитель начальника Департамента по добыче газа, газового конденсата, нефти ОАО «Газпром» Борис Никитин. – Все проекты освоения шельфа являются технически сложными, требуют применения новейших передовых технологий и технических средств, а также привлечения крупных финансовых ресурсов. Мировой опыт показывает, что проекты освоения шельфа должны осуществляться объединенными усилиями мощных международных компаний, как это имело место при освоении шельфа и морских месторождений Северного моря.

Хотя основные интересы «Газпрома» на северо-западе России связаны с освоением континентального шельфа Печорского и Баренцева морей, мы активно ведем поисково-разведочные работы по подготовке запасов газа промышленных категорий на Приямальском шельфе и в акваториях Обской и Тазовской губ Карского моря. Привлекательность этого района заключается в том, что все открытые газовые месторождения находятся на расстоянии 40-100 км от разрабатываемого Ямбургского газоконденсатного месторождения, а запасы газа приурочены к сеноманским отложениям, залегающим на глубинах до 1200 м. Однако суровые природно-климатические условия, короткий межледовый период и высокие требования к соблюдению экологических норм усложняют освоение газовых месторождений в этом районе. Тем не менее, современное развитие техники и технологии поиска и освоения месторождений нефти и газа позволяют с высокой эффективностью проводить работы на шельфе арктических морей.

По данным ВНИИГаз, общая оценка начальных суммарных ресурсов акватории Обской и Тазовской губ составляет более 7 трлн. куб. м газа. Наиболее изучена центральная часть этой акватории, где локализованные ресурсы и запасы составляют более 2 трлн. куб. м газа. Сейчас запасы газа, приращенные ОАО «Газпром» в этом регионе, превышают 800 млрд. куб.м. За счет средств компании открыто четыре новых месторождения, два из которых подготовлены к разработке. Развитие газодобычи будет осуществляться совместно с месторождениями, находящимися на территории сопредельной суши. Акваториальные и прибрежные месторождения рассматриваются как единая ресурсная база для развития газодобывающего комплекса в регионе. Суммарная добыча на всех открытых месторождениях прогнозируется в объеме 30 млрд. куб. м газа в год в течение 15 лет.

Для ускорения освоения месторождений потребуется применение мобильных ледостойких буровых установок, что позволит обеспечить круглогодичное строительство эксплуатационных и разведочных скважин, а также подводных добычных комплексов. Строительство новой ледостойкой платформы с учетом проектирования займет не более пяти лет. Имеющиеся уже сейчас в наличии буровые установки и строящиеся СПБУ «Амазон» и «Арктическая», ПКБ «Обский» могут работать только в межледовый период, то есть в течение трех месяцев в году, что позволяет полностью решать поисково-разведочные задачи в районе Обской и Тазовской губ.

Проведенная специалистами «Газпрома» оценка экономической эффективности разработки месторождений показала, что для инвестора объекты акваторий Обской и Тазовской губ могут быть привлекательными как при заключении соглашения о разделе продукции, так и при ориентации на действующую налоговую систему.

Начало освоения месторождений приведет к активизации экономического развития всего Ямало-Ненецкого автономного округа и соседних регионов, положительно повлияет на социальные процессы. Появятся новые рабочие места, будет развиваться промышленность и инфраструктура населенных пунктов полуострова Ямал.



Ольга Лоскутова

Перейти к содержанию № 4(14) 2005

 

№ 4(14), 2005
Освоение океана и шельфа