Судостроению нужен свежий импульс

Для морской державы развитие водных видов транспорта является стратегически важной задачей. Активная деятельность на море обеспечивает транспортную и экономическую независимость страны. О программах взаимодействия банковских механизмов и предприятий судостроительной и судоходной отраслей рассказывает Вячеслав Шеянов, управляющий директор первого управления по работе с крупными клиентами ОАО Внешторгбанк.

– Вячеслав Владимирович, в мае этого года Внешторгбанк подписал Соглашение о сотрудничестве с Федеральным агентством морского и речного транспорта. В каких программах Росморречфлота Банк планирует принимать участие?

– Подписанное соглашение определяет основные направления взаимовыгодного сотрудничества между Внешторгбанком и Федеральным агентством. Данный документ предусматривает совместную реализацию федеральных целевых программ в области морского и речного транспорта, кредитование подведомственных предприятий с целью реализации проектов и программ Росморречфлота. Кроме этого, в рамках соглашения предусмотрено комплексное банковское обслуживание Росморречфлота и подведомственных ему предприятий.

В настоящее время Внешторгбанк планирует финансирование программы строительства двух линейных дизель-электрических ледоколов для обеспечения проводок судов в условиях зимней навигации в бассейне Финского залива. В качестве заемщика выступит ФГУП «Росморпорт» – подведомственное предприятие Федерального агентства морского и речного транспорта.

– Внешторгбанк участвует в качестве спонсора во многих специализированных выставках, в частности, в Международной выставке «НЕВА-2005». Насколько интересен этот рынок для банковского капитала?

– Диверсифицируя свою деятельность, Внешторгбанк постоянно расширяет круг проводимых на российском рынке операций и предоставляет клиентам широкий комплекс услуг, принятых в международной банковской практике. Вместе с тем, Внешторгбанк наращивает свое присутствие в реальном секторе экономики. В частности, в судостроении. О приоритетности данной отрасли свидетельствует превышение темпов роста кредитного портфеля, сформированного из ресурсов, направленных на судостроение, над общим приростом кредитного портфеля Банка. Нашими клиентами являются: ФГУП «Адмиралтейские верфи», ОАО «Северная верфь», ОАО «Судостроительный завод «Красные баррикады», Группа компаний «Морские и нефтегазовые проекты», в которую входят несколько судостроительных предприятий, включая «Волгоградский судостроительный завод», «Красное Сормово» и др.

Заметно возросла доля в кредитном портфеле Банка предприятий водного транспорта. На сегодняшний день во Внешторгбанке активно обслуживаются по своим счетам ОАО «Новошип», ОАО «Дальневосточное морское пароходство», ОАО «Амурское пароходство», ОАО «Туапсинский морской торговый порт», ОАО «Владивостокский морской торговый порт», ОАО «Ванинский морской торговый порт» и др.

Бизнес морских и речных перевозок активно развивается. Но темпы развития были бы гораздо выше, если бы отечественное гражданское судостроение получило свежий импульс.

– Кредитная политика Банка направлена в первую очередь на поддержку отечественных производителей высокотехнологичной продукции. Кредитный портфель в судостроении в 2004 году составил более 500 млн. долларов. Можно сказать, Внешторгбанк традиционно принимает участие в значимых для заемщиков проектах, как, например, строительство Выборгским судостроительным заводом буровой полупогружной платформы CS-50. О каких проектах в области судостроения Вы еще могли бы рассказать?

– На сегодня Внешторгбанк финансирует целый ряд судостроительных проектов оборонной и гражданской тематики. Хочу остановиться на «гражданских» проектах.

Как уже отмечалось, Банк планирует финансирование в размере 175 млн. долл. США проекта строительства 2-х дизель-электрических ледоколов для обеспечения проводок судов в условиях зимней навигации в бассейне Финского залива. На сегодня этот проект одобрен Правлением Банка и коллегиальными органами. В данный момент происходит последовательное выполнение ряда условий со стороны ФГУП «Росморпорт» для начала финансирования проекта строительства.

В ближайших планах Банка финансирование проекта строительства современных сухогрузных судов типа «Русич», для ОАО «Волжское пароходство» и ОАО «Северо-Западный флот». По данному проекту также получено положительное решение Правления и коллегиальных органов.

Кроме этого, в настоящее время открыты аккредитивы в рамках проектов строительства на китайских верфях контейнеровозов для ОАО «Дальневосточное морское пароходство», реновации судов типа «река-море» ОАО «Амурское пароходство».

– Какие формы сотрудничества может предложить Внешторгбанк своим клиентам (кредитные вложения, банковские гарантии, лизинговые схемы, обеспечение системы международных расчетов, организация и обеспечение финансирования текущих операций)?

– Внешторгбанк является крупнейшим коммерческим банком страны по размеру уставного капитала. Размер собственных средств Внешторгбанка по состоянию на 01.07.2005 г. составил 69,6 млрд. рублей, чистых активов – 508,2 млрд. рублей. Внешторгбанк имеет наивысший для российских банков рейтинг международных агентств. Присвоение Внешторгбанку рейтинга на уровне суверенного отражает системообразующую роль Банка в российском банковском секторе и высокий уровень поддержки деятельности Банка со стороны главного акционера – Правительства РФ. Важнейшим критерием при выборе банка как партнера является его надежность. Поэтому желание государственных и частных компаний сотрудничать с Внешторгбанком вполне объяснимо.

Банк активно предлагает на рынке целый спектр услуг: финансовых, инвестиционных, розничных. Наиболее востребованные услуги для судостроительных предприятий – долгосрочные кредиты/кредитные линии, аккредитивы, гарантии свыше 2 лет на цели покупки оборудования.

Помимо традиционного краткосрочного и среднесрочного кредитования Банк обладает широкими возможностями финансирования внешнеторговых операций с использованием кредитных линий, открытых ведущими иностранными банками. Имеющиеся в распоряжении нашего Банка линии предусматривают возможность предоставления через западные коммерческие банки финансирования внешнеторговых сделок с контрагентами из большинства стран - торговых партнеров России под гарантии национальных экспортных страховых агентств с применением конкурентоспособных ставок. Перечень инструментов для организации финансирования достаточно обширен и включает не только заимствования в денежной форме, но и различные документарные схемы расчетов, что позволяет выбрать наиболее оптимальный вариант привлечения средств для финансирования.

Еще одна, на наш взгляд, востребованная услуга – финансирование приобретения оборудования с участием лизинговой компании. В данном случае возможно участие дочерней компании Внешторгбанка – ОАО «ВТБ-Лизинг». Также возможно инвестиционное, долговое и акционерное финансирование инвестиционных операций клиентов, в том числе финансирование инвестиционных проектов.


Справка

Внешторгбанк является крупнейшим коммерческим банком России по размеру уставного капитала, величина которого составляет 42,1 млрд. рублей. Крупнейшим акционером Внешторгбанка с долей в 99,9% является Правительство РФ.

За рубежом Внешторгбанк представлен шестью дочерними банками: в Швейцарии, на Кипре, в Австрии, Украине, Грузии и Армении, а также ассоциированными банками в Германии и Люксембурге, представительствами в Италии, Китае, Индии, Беларуси. Банк играет ключевую роль в банковском сопровождении долгосрочных инвестиционных проектов ведущих российских компаний за рубежом. Гарантии Внешторгбанка принимаются многими зарубежными банками без предоставления денежного покрытия. Международные рейтинговые агентства относят Внешторгбанк к числу наиболее надежных.

Перейти к содержанию № 3(13) 2005

 

№ 3(13), 2005
Судостроение

Управляющий директор первого управления по работе с крупными клиентами ОАО Внешторгбанк Вячеслав Шеянов

Управляющий директор первого управления по работе с крупными клиентами ОАО Внешторгбанк Вячеслав Шеянов