Создание судостроительного холдинга - перспективы проясняются

Идея объединения научных, конструкторских и производственных компаний, специализирующихся на надводном судостроении, активно обсуждается уже много лет. Однако у каждого из потенциальных участников холдинга была своя точка зрения на то, каким образом и под чьим руководством он должен создаваться. Более того, основные предприятия – «Балтийский завод» и «Северная верфь» – оказались прямыми конкурентами в борьбе за выгодные заказы, и их владельцы относились друг к другу неприязненно. Группа ИСТ попыталась ввести своих представителей в совет директоров «Северной верфи», скупив 18,7% акций предприятия, но безуспешно.

Все стало быстро меняться после того, как ОПК в два приема приобрела «Северную верфь» у прежнего владельца. Весной 2005 г. заводы-конкуренты подписали соглашение о разделе сфер влияния. «Северная верфь» должна была сконцентрироваться на военных заказах, при технологической поддержке «Балтийского завода», а этот последний – на гражданском надводном судостроении. В знак сотрудничества ИСТ продал ОПК имевшиеся у него 18,7% акций «Северной верфи».

Пока аналитики обсуждали, каким образом заводы будут интегрировать свои технологические процессы, каждая из сторон продолжала свою игру. На Балтийском заводе торжественно заложили многофункциональный дизель-электрический ледокол – первый в серии по заказу ФГУП «Росморпорт». Ледокол как бы иллюстрировал приоритетное направление развития судостроительных активов ИСТа. Группа консолидировала в своих руках предприятия, отвечающие за все этапы строительства ледоколов: кроме Балтийского завода – ЦКБ «Айсберг», Специальное конструкторское бюро котлостроения. Кроме того, фирма «Балтийский флот» – подразделение компании «Инкотек», которая, в свою очередь, входит в группу ИСТ, выиграла тендер «Росморпорта» на оперативное управление балтийскими ледоколами. В середине лета ИСТ официально объявил о начале работы «Балтийской объединенной судостроительной компании» (БОСК), состоящей из ОАО «Балтийский завод», ОАО ЦКБ «Айсберг» и ОАО «Специальное конструкторское бюро котлостроения».

Однако холдинг в таком виде просуществовала всего месяц. Уже 11 августа «Балтийский завод» был продан новым хозяевам. Скорей всего, на сделку повлияло давление федеральных властей. В последнее время руководство Федерального агентства по промышленности (Роспрома) вновь стало активно выступать за создание вертикально интегрированных компаний в судостроении. Глава Роспрома Борис Алешин подтвердил, что в 2006 г. его агентство представит в Правительство РФ концепцию реформирования судостроения. В рамках этой концепции планируется формирование двух холдингов: подводного судостроения на базе «Севмашпредприятия» и надводного – на основе объединенных петербургских заводов. Главный вопрос – о правах собственности участников – обсуждался с Алешиным 1 июля и был решен положительно. По крайней мере, пресс-служба Роспрома заявила о своем одобрении «важного этапа в создании единой интегрированной структуры в области военного судостроения».

Владелец ОПК – Межпромбанк – также, видимо, остался доволен сделкой: в перспективе имеются дорогие военные заказы, как для российского ВМФ, так и на экспорт. Кроме того, средства Межпромбанка могут помочь организовать новые производства – к примеру, танкеров-газовозов водоизмещением до 150 тыс. тонн, что уже давно значится в планах «Балтийского завода». Объединенная верфь получит огромные преимущества на любом тендере. Даже нынешний пакет заказов обоих заводов на ближайшие годы оценивается от 500 до 3000 млн. долларов. Для Межпромбанка, который в последнее время сконцентрировался на производственном секторе, это на руку.

Насколько удовлетворены интересы ИСТа, неизвестно. Сумма сделки не разглашается, по оценкам экспертов, она составляет 100-150 млн. долларов. Скорей всего, группа ИСТ продолжит присутствовать в судостроении, сместив акценты в сторону проектирования наукоемкой продукции, узлов и деталей специального и судового машиностроения.

Справка

Финансово-промышленная группа «ИСТ» продала свой главный судостроительный актив. Теперь 88,2% акций ОАО «Балтийский завод» принадлежит Объединенной промышленной корпорации – дочерней структуре «Межпромбанка». С учетом того, что с прошлого года ОПК является собственником другого крупнейшего петербургского завода – ОАО «Северная верфь», черты будущего национального судостроительного холдинга становятся все отчетливей.

Перейти к содержанию № 3(13) 2005

 

№ 3(13), 2005
Судостроение