Приразломное нефтяное месторождение – старт уже близок

Иван Чернов - генеральный директор ЗАО "Севморнефтегаз", кандидат технических наук

Приразломное нефтяное месторождение является пилотным проектом освоения российского арктического шельфа. Оно было открыто в 1989 г. ГПК «Арктикморнефтегазразведка». На месторождении до настоящего времени пробурено четыре поисковые и разведочные скважины, в трех из которых получены промышленные притоки нефти.

Компания «Севморнефтегаз» была создана в 2002 г. как инвестор и оператор по разработке и освоению Приразломного месторождения. Она имеет лицензии на пользование недрами по Приразломному нефтяному и Штокмановскому газоконденсатному месторождениям.

Однако сейчас для нас главная задача – скорейшее завершение модернизации верхнего строения платформы Hutton TLP, закупленного два года назад в Норвегии. Эти работы выполняются на ПО «Севмашпредприятие». В мае 2007 г. платформу «Приразломная» планируется отбуксировать из бухты Северодвинска сначала на бетонирование в Североморск, потом – в район месторождения. После того, как она будет установлена на грунт на глубине 20 м, с месторождения пойдет первая нефть.

Проект обустройства и освоения Приразломного нефтяного месторождения является первым проектом в условиях арктического региона европейского севера России. Он реализуется силами российских научных, конструкторских, проектных и промышленных потенциалов. Данный проект не имеет аналогов в мировой практике. С помощью одной платформы в условиях сложной ледовой обстановки арктического шельфа будут выполняться все комплексы технологических операций.

Платформа «Приразломная» является сооружением гравитационного типа, выполненным из стальных конструкций с применением бетона для обеспечения местной устойчивости, а также в качестве балласта; обладает собственной плавучестью и доставляется на месторождение с установленным производственным комплексом.

В эксплуатационном режиме она опирается на дно моря без дополнительного крепления. Устойчивость ее на грунте обеспечивается за счет собственного веса, водяного и бетонного балласта. Установка морской ледостойкой стационарной платформы (МЛСП) на дно моря будет обеспечена с точностью отклонения от вертикали ± 0,5° С в любом направлении. На платформе обеспечивается хранение до 109 тыс. м3 подготовленной к транспортировке нефти, что соответствует пяти-шестисуточной производительности в период максимального уровня добычи.

Платформа рассчитана на круглогодичный непрерывный режим работы с учетом регулярного снабжения необходимыми материалами и продовольствием через каждые 15- 60 суток. Работы на платформе ведутся вахтовым методом. Численность обслуживающего персонала – 150 человек, смена вахт – через каждые 14 суток.

Основная часть капитальных вложений состоит из стоимости МЛСП, которая является основным объектом обустройства месторождения. На платформе в круглогодичном непрерывном режиме будут осуществляться все основные и вспомогательные производственные технологические процессы, а именно:

  • одновременное бурение и эксплуатация скважин;
  • подготовка нефти к транспорту;
  • хранение нефти в объеме 109 тыс. м3;
  • отгрузка нефти в танкеры;
  • погрузка и выгрузка грузов снабжения;
  • утилизация отходов производства по принципу «нулевого сброса» в окружающую среду;
  • вахтовое проживание рабочего персонала;
  • прием и дозаправка вертолетов;
  • очистка пластовой и балластной воды и закачка их в разрабатываемый пласт;
  • выработка электроэнергии для собственных нужд платформы;
  • управление технологическими процессами и контроль за состоянием конструкций платформы и внешними воздействиями;
  • обеспечение внешней связи с морскими и береговыми объектами.

На МЛСП имеются все необходимые системы, обеспечивающие безопасные условия выполнения производственных процессов, труда и отдыха рабочего персонала, охрану внешней среды от загрязнения, а также средства спасения работающего на платформе персонала при авариях.

Кроме МЛСП «Приразломная», к числу объектов обустройства относятся:

  • береговые базы обеспечения месторождения;
  • перевалочная база (ПБ) с плавучим нефтехранилищем (ПНХ) для сбора и хранения нефти и загрузки линейных танкеров (ЛТ) дедвейтом 120-170 тыс. т;
  • плавучие транспортные технические средства (суда) МТТС различного назначения.
  • Перевалочным пунктом системы вывоза нефти с Приразломного месторождения на рынки сбыта является плавучая база в бухте Печенга (бухта Девкина заводь) Мурманской области. В состав ПБ входят:
  • ПНХ – причал грузоподъемностью 220 тыс. т с насосной станцией, бункеровочной базой и противопожарным оборудованием;
  • вспомогательные береговые сооружения, в том числе для приема загрязненных вод с судов и буксировки судов, пункт управления движением судов, причал служебно- вспомогательного флота и др.

Для решения основных задач по вывозу нефти, снабжению МЛСП необходимыми грузами и обеспечению безопасности работ по обустройству и эксплуатации месторождения используются плавучие суда различного назначения:

  • челночные и линейные танкеры;
  • линейные (атомные) ледоколы;
  • многофункциональные ледоколы-снабженцы;
  • специализированные суда снабжения;
  • суда портофлота.

Одним из основных вопросов, решаемых на платформе, является технология сбора и подготовки нефти, чтобы ее параметры удовлетворяли общепринятым в мире и России стандартам. Для этого эксплуатационные скважины оснащаются погружными электроцентробежными насосами (ЭЦН) для подъема скважинного флюида на платформу. Устья скважин оборудуются фонтанной арматурой, которая рассчитана на давление 21 МПа и оснащена фонтанными задвижками и задвижками с гидроприводом. Все скважины оборудуются внутрискважинным клапаном-отсекателем.

На платформе предусмотрены трехфазные сепарационные установки, предназначенные для гашения пульсации двухфазного потока, сепарации газа от жидкой части продукции, отделения нефти от свободной пластовой воды и сброса свободной воды.

Стадия подготовки нефти включает следующее основное технологическое оборудование: электростатические коагуляторы и стриппинг-колонну.

Из стриппинг-колонны очищенная нефть через охладители насосом закачивается в емкости-хранилища опорной части МЛСП.

Газ, поступающий от сепараторов нефти, подлежит компримированию и используется главным образом как топливный газ. Излишки газа сжигаются на факеле высокого давления.

Технологический процесс добычи нефти сопровождается добычей пластовой воды, которая утилизируется через систему поддержания пластового давления (ППД). Дефицит воды для ППД восполняется использованием балластной и морской воды. Вся вода перед закачкой в продуктивный пласт проходит соответствующую подготовку.

Система разработки месторождения должна обеспечить максимальную степень извлечения нефти из недр при высоких темпах ее добычи на протяжении всего периода эксплуатации месторождения, а также при относительно небольшом фонде добывающих и нагнетательных скважин (19 и 16 соответственно). В связи с этим, определяющим фактором для достижения проектного коэффициента нефтеизвлечения является применение самой современной системы разработки месторождения, которая должна в наибольшей степени соответствовать его геологическим условиям.

Бурение скважин с большой протяженностью стволов в продуктивном горизонте (до 1000-2000 м) является фактором, значительно интенсифицирующим процесс нефтеизвлечения. Геологические условия разработки – большая нефтенасыщенная толщина при небольшой анизотропии пластов месторождения, являются благоприятными для его разработки скважинами данного типа.

В последующем большие перспективы широкого применения в практике разработки морских месторождений могут получить двузабойные и многозабойные скважины с большой протяженностью стволов в продуктивном горизонте.

Проведенные расчеты процесса разработки свидетельствуют о двукратном увеличении дебитов нефти при использовании проектных однозабойных скважин по сравнению с обычными вертикальными и четырехкратное – двузабойных. Особенно эффективно бурение двузабойных скважин на отдаленные от платформы участки – в этом случае снижается проходка в непродуктивном разрезе.

Интенсивное воздействие на продуктивный горизонт путем закачки воды при давлении на забое нагнетательных скважин до 400 атм. и снижение давления на забое добывающих скважин до 125 атм. с начала разработки позволит обеспечить высокие отборы нефти по скважинам.

Перечисленные факторы интенсификации и благоприятные геологические условия разработки должны обеспечить высокие дебиты нефти по всему фонду скважин, составляющие в начальный период эксплуатации 1230 - 1480 т/сут, а также большие накопленные отборы на одну скважину за рентабельный срок разработки – в среднем около 4,0 млн.т.

Проектный уровень добычи нефти по рекомендуемому варианту составляет 6,59 млн. т, или 8,8% от начальных извлекаемых запасов нефти. Суммарная (накопленная) добыча нефти за рентабельный 22-летний период эксплуатации оценивается в объеме 74,45 млн. т, что соответствует коэффициенту нефтеизвлечения – 32,2% (при утвержденном ГКЗ РФ – 0,3).

Итак, одной из главных задач освоения Приразломного нефтяного месторождения является интенсификация добычи нефти на всех стадиях его эксплуатации. К числу возможных мероприятий, направленных на решение этой задачи, можно отнести бурение резервных, дополнительных, горизонтальных двузабойных скважин с более ранним сроком ввода их в эксплуатацию.

Подводя итог, скажу, что создаваемые береговые базы обеспечения морских нефтегазопромысловых объектов и производственные мощности по созданию морских ледостойких платформ будут использованы при освоении Штокмановского ГКМ и других месторождений Печорского шельфа.

Реализация проекта освоения Приразломного нефтяного месторождения позволит открыть новые рабочие места по производству новой технологии, технических средств и сооружений для освоения углеводородных ресурсов арктического шельфа в Северо-Западном регионе Российской Федерации на протяжении всего XXI века.

Перейти к содержанию № 3(13) 2005

 

№ 3(13), 2005
Освоение океана и шельфа

Генеральный директор ЗАО

Генеральный директор ЗАО "Севморнефтегаз" Иван Чернов