Совкомфлот: инвестиции в будущее компании и страны

С приходом в конце 2004 года в «Совкомфлот» нового руководства во главе с Игорем Шуваловым (председатель Совета директоров) и Сергеем Франком (Генеральный директор) компания заявила о стратегии роста. К 2009 г. суммарный дедвейт судов «Совкомфлота» даже при наиболее пессимистичном прогнозе развития увеличится почти в 1,5 раза и достигнет 4,8 млн.т. О том, как видит руководство компании ее будущее, мы разговариваем с Сергеем Терехиным, первым заместителем Генерального директора ОАО «Совкомфлот».

— В декабре Совет директоров «Совкомфлота» утвердил стратегические направления развития компании до конца 2009 г., в которых обозначена главная цель предприятия – стать лидером в области перевозки энергоносителей. Какие конкретно шаги для реализации этой задачи предполагается предпринять?
— Действительно, целевым сегментом развития компании останутся морские перевозки энергоносителей или «energy shipping», где у «Совкомфлота» есть опыт и авторитет. Опираясь на них, компания будет углублять свою специализацию с целью достижения лидерства в этом сегменте, существенно усилив акцент на российскую грузовую базу. Компания планирует к 2010 году увеличить долю российских грузов до 50% общего объема перевозок.
Особые перспективы мы связываем с обслуживанием экспорта из российских портов. В качестве фрахтователей по средне- и долгосрочным контрактам «Совкомфлот» намерен привлекать крупные компании, связанные с российским рынком энергоносителей, уровня «Газпрома», Exхon, «ЛУКОЙЛа», Shell и др.
Наличие у плавсостава и менеджеров компании опыта эксплуатации судов в ледовых условиях мы рассматриваем как важное конкурентное преимущество «Совкомфлота» и собираемся его наращивать. Наши капитаны и судоводители будут проходить дополнительную подготовку для работы в ледовых условиях. Уже заказаны восемь судов ледового класса (а это 40% портфеля заказов) для использования на Сахалине, на Балтике, в Баренцевом и Белом морях. В планах компании строительство ледоколов нового поколения для обеспечения навигационной и экологической безопасности вывоза углеводородов из порта Приморск, ежегодные объемы которого к 2010 году могут превысить 60 млн.т.
Пополнение флота самыми современными судами, обеспечивающими высокий уровень навигационной и экологической безопасности – непреходящий приоритет «Совкомфлота». В портфеле заказов компании 17 судов общей контрактной стоимостью около 900 млн. долларов. И это притом, что танкерный флот компании – один из самых молодых в мире. Средний возраст его – около 4,6 лет, при среднемировом показателе – 11 лет. 100% танкеров компании имеют двойной корпус, среднемировой показатель – 61%.

— Аналитики говорят о том, что в ближайшей перспективе ставки фрахта на перевозку жидких углеводородов могут серьезно упасть. Вероятно, именно в связи с этим на заседании Совета директоров «Совкомфлота» было рекомендовано усилить ориентацию компании на высокотехнологичный перспективный сегмент транспортировки природного и нефтяного газа (СПГ и СНГ). Станет ли «Совкомфлот» первым российским перевозчиком сжиженного газа?
— Вы совершенно правы. На сегодняшний день перевозки СПГ – наиболее динамично растущий сегмент морских перевозок. Рост перевозок СПГ в 2003 году по сравнению с 2002 годом составил почти 13%. По предварительным оценкам, в 2004 году этот показатель будет еще выше, а к 2010 году объем перевозок СПГ может достигнуть 290 млрд. куб.м., почти в 2 раза превысив абсолютные цифры 2002 года.
У России огромный потенциал в качестве мирового экспортера газа, и «Совкомфлот» призван помочь раскрыть его. Компания успешно осваивает технологию морских перевозок сжиженного газа, и мы убеждены, что такая технология будет востребована отечественными экспортерами энергоносителей как средство выхода на новые рынки, недоступные для трубопроводного транспорта.
В сентябре «Совкомфлот» в партнерстве с японской компанией “NYK” выиграл тендер на перевозку СПГ с месторождений о. Сахалин. Выход «Совкомфлота» на рынок перевозок сжиженного газа – новая страница не только в истории компании, но и всего отечественного флота. Под эти перевозки на «Mitsubishi Heavy Industries» заказаны два газовоза ледового класса грузовместимостью 145 000 куб.м. Под будущие проекты на корейской верфи «Daewoo Shipbuilding & Marine Engeneering» будут построены еще два газовоза большей грузовместимостью.

— Как «Совкомфлот» решает проблему подбора кадров? Имея такую объемную программу обновления судов, Вы, наверное, сотрудничаете с учебными заведениями, имеете свои кадровые агентства за рубежом?
— В настоящее время подбором экипажей занимаются несколько офисов «Совкомфлота», расположенных в Санкт-Петербурге, Новороссийске, Владивостоке, Риге и Одессе. Предполагается значительная активизация питерского офиса.
Будет расширена программа поддержки отечественного морского образования с особым акцентом на освоение эксплуатации судов для перевозки СПГ и СНГ и плавания в ледовых условиях. На первом месте в отношениях компании с отечественными морскими ВУЗами стоит Академия им. С.О.Макарова. Здесь и научно-практические исследования по различным вопросам мореплавания, и организационно-управленческая работа, плавательская практика курсантов, специализация для работы на высокотехнологичных судах и т.д.
Инвестиции в российское морское образование – это инвестиции в будущее компании и страны.

— Редакция нашего журнала находится в Санкт-Петербурге, и мы не могли обойти своим вниманием тот факт, что названия многих судов «Совкомфлота» связаны с нашим городом: танкеры «Невский проспект» и «Петродворец», танкеры-продуктовозы «Аничков мост», «Троицкий мост» и другие. Вероятно, Вашу компанию и город Петра связывают дружеские отношения. Расскажите, пожалуйста, о планах «Совкомфлота», связанных с нашим городом.
— Санкт-Петербург – город высокой морской культуры с трехсотлетней историей. Такой город требует и особого отношения. Именно поэтому крупнейшая судоходная компания России – «Совкомфлот» расширяет свое присутствие в городе на Неве. О сотрудничестве в области поддержки Академии им. Макарова, о планах по учреждению крюинговой компании уже было сказано.
Следует также отметить сотрудничество компании с питерскими кораблестроителями. В частности, около 20% текущего портфеля заказов компании размещены на санкт-петербургских верфях. Речь идет о 6 танкерах-продуктовозах, заказанных на «Адмиралтейских верфях». 3 из них уже приняты «Совкомфлотом». Более того, есть намерение увеличить эту серию судов до 8-9 единиц. Нельзя исключать, что ледоколы нового поколения также будут строиться с участием питерских корабелов.

— Компания располагает самым «молодым» флотом в России, как Вы этого достигли?
— Я бы не считал это самоцелью. Просто к танкерному флоту предъявляются повышенные требования. Последние два десятилетия шел активный переход на двухкорпусные суда. Компания, можно сказать, шла в ногу со временем и не собирается останавливаться на достигнутом.

— Нет ли у Вас сомнений в том, что заказанный флот будет востребован, ведь мировые аналитики однозначно предрекают спад на рынке нефтеперевозок в ближайшие три-четыре года?
— Фрахтовый рынок всегда был цикличным. После подъемов неизбежны спады. Наша же стратегия будет заключаться в ориентации на российский экспорт. Поэтому основная работа направлена на установление взаимовыгодных отношений с российскими нефтяными и нефтегазовыми компаниями, участие в их проектах.



Редакция «МБ» благодарит советника по связям с общественностью ОАО «Совкомфлот» Кечашина А.М. за помощь в подготовке материала.

Перейти к содержанию № 1(11) 2005

 

№ 1(11), 2005
Судоходство

Первый зам. Генерального директора ОАО «Совкомфлот» Сергей Терехин

Первый зам. Генерального директора ОАО «Совкомфлот» Сергей Терехин