Петербург построит «окно» в мир

Ольга Лоскутова

Идея построить новый пассажирский порт у западного побережья Васильевского острова возникла еще в 80-х годах прошлого века. И вот наконец-то сделаны первые шаги по ее реализации.

Санкт-Петербург всегда привлекал путешественников. «Самый фантастический город в мире», как говорил о нем Федор Михайлович Достоевский, завораживает всякого своим неизъяснимым очарованием. Стоящий в дельте Невы, на берегу Финского залива, город был и остается морскими парадными воротами России.
«Все флаги в гости» прибывали в Петербург именно с моря. Корабли заходили в Неву и швартовались напротив Зимнего дворца и Адмиралтейства, на Английской набережной и набережной лейтенанта Шмидта. Гости сходили на берег и оказывались прямо в центре города.
Позже на Васильевском острове был построен пассажирский Морской вокзал. Однако сегодня он уже не соответствует современным требованиям: размеры морского канала таковы, что здесь не могут швартоваться суда длиной более 200 м. Причалы, расположенные в акватории Невы, тем более не могут принимать и обслуживать океанские лайнеры. В результате пассажирские круизные корабли вынуждены заходить в морской торговый порт. Через его причалы в прошлом году прошло примерно 65% туристов. И первое, что они видели, сходя на берег, – это нагромождение разных грузов, мимо которых нужно было пробираться к выходу в город. Это все равно, что впускать гостя в дом через задний двор.
Идея построить новый пассажирский порт у западного побережья Васильевского острова возникла еще в 80-х годах прошлого века. И вот наконец-то сделаны первые шаги по ее реализации.

О том, каким будет этот порт, рассказывает генеральный директор ООО «Морской фасад Санкт-Петербурга» Александр Богун:

– Проект «Морской пассажирский терминал западной части Васильевского острова» предполагает создание фактически нового порта для приема и обслуживания круизных судов и автопассажирских паромов. Территориально он будет размещен между устьем реки Смоленки и гостиницей «Прибалтийская». В порт смогут заходить крупногабаритные пассажирские суда длиной от 200 до 300 м класса Millenium и Grand Princess.
Порт будет иметь вид ковша. Фронтальная стенка его расположится параллельно побережью Васильевского острова. Фронтальный причал длиной около километра будет состоять из трех причалов. У двух боковых стенок «ковша» разместятся еще по два причала. Итого – семь причалов общей длиной 2 тыс. м.
В первую очередь будет создаваться подходной канал протяженностью около 10 км. Его трасса на 8,4 км совпадает с существующим Петровским фарватером, который предстоит реконструировать и углубить. Остальная часть подходного канала длиной 1,6 км будет построена как ответвление от нынешнего фарватера, ведущее к новой гавани.
Уже сделаны необходимые геологические изыскания. ГТ «Морстрой» и ЛенморНИИпроект выполнили технико-экономическое обоснование на создание морского подходного канала, акватории, гидротехнических сооружений и пункта пропуска через государственную границу.
Работы по строительству порта начнутся в третьем квартале нынешнего года. Первый пусковой комплекс, включающий в себя три причала, планируется сдать в эксплуатацию в 2007 г. Пропускная способность нового порта составит 1,2 млн. человек. Эта цифра – «с запасом», так как в последние годы объем пассажирских круизных перевозок, в том числе паромных, стал расти, как снежный ком. В 2004 году он увеличился на 70% по сравнению с предыдущим годом. И город оказался не в состоянии принять все те корабли, которые могли бы зайти в его гавани. Между тем, привлекательность Санкт-Петербурга для иностранных туристов очень велика. Практика показывает, что если судно посещает страны Балтийского моря без захода в Санкт-Петербург, то оно бывает загружено лишь на 60%. Если же заход в наш город запланирован, свободных мест на судне, как правило, нет.
Строительство пассажирского терминала будет идти за счет государственных и частных средств. Государство инвестирует около 90 млн. долларов из федерального бюджета в создание морской инфраструктуры – подходного канала, акватории и средств навигационного обеспечения. Это то, что по закону не подлежит приватизации, что во всем мире является государственной собственностью.
А все остальное будет строиться на средства частных инвесторов, которые вложат в гидротехнические сооружения, образование территории, инженерную подготовку около 110 млн. долларов.
Параллельно со строительством порта будет реализовываться еще один проект: «Развитие западной части Васильевского острова», включающий в себя здание Морского пассажирского вокзала и жилую застройку. Сейчас вид набережной при взгляде со стороны Финского залива представляет собой удручающую картину. Застройка выглядит как серый забор, который никак нельзя назвать фасадом города. Вот почему большое внимание было уделено поиску архитектурного облика комплекса зданий и сооружений будущего морского вокзала. Этот объект очень важен для города, так как будет представлять собой парадные ворота Санкт-Петербурга со стороны моря. И правительство города настояло на том, чтобы был проведен всероссийский конкурс на лучший эскиз-проект.
В конкурсе приняли участие пять архитектурных мастерских – три из Санкт-Петербурга и две – из Москвы. Были представлены эскизы-идеи не только морского фасада, но и замыслы ведущих архитекторов страны по застройке вновь создаваемой территории Васильевского острова. В результате была выбрана мастерская, которая представила наиболее приемлемый в архитектурном отношении эскиз-проект морского фасада города. Это – московское творческое производственное объединение «Резерв», где работает главным архитектором Владимир Плоткин – кстати, коренной петербуржец.
Эскиз морского вокзала выполнен в виде дома-окна длиной 500 метров. Здание представляет собой две опоры, перекрытые сверху так называемым сектором панорамы. Этот многофункциональный комплекс будет предназначен не только для обслуживания прибывающих туристов, но и жителей и гостей города, которые смогут посещать рестораны, торговые и развлекательные центры, которых недостаточно в этой части Васильевского острова.
Добавлю, что строительство морского фасада предусматривает образование намывных территорий общей площадью около 450 га от Шкиперской протоки до устья Малой Невы. Эта вновь образованная суша будет уходить в Финский залив на расстояние 500-800 м. Для намыва этих земель будут использоваться в основном грунты из подводных песчаных карьеров, расположенных в Финском заливе. Частично грунты будут также привозиться из карьеров, находящихся на побережье на расстоянии не более 10 км.
Для обустройства и функционирования пассажирского терминала достаточно будет всего лишь 46,8 га. Остальная территория будет использоваться для размещения здания вокзала и жилой застройки, которая и будет представлять собой красивый и торжественный морской фасад города.

О том, как он будет выглядеть, рассказывает Владимир Плоткин, главный архитектор творческого объединения «Резерв» (г. Москва):

– Морской пассажирский вокзал задуман как комплекс сооружений, достойно завершающих акваторию порта. Это будут своего рода морские ворота города, ассоциирующиеся с образом «Дома-окна», «Дома-панорамы». В двух «опорах» здания разместятся бизнес-центр и 23-этажная гостиница на 480 номеров.
Многофункциональный торгово-развлекательный комплекс «Панорама» будет расположен на высоте 75 метров. Из его окон и смотровых галерей будет открываться великолепный вид на город и Финский залив.
Внешне здание будет иметь форму окна, в просвете которого со стороны города виден морской простор и прибывающий океанский лайнер.
Структура здания такова, что она позволит и пассажирам подходящих к порту судов беспрепятственно наблюдать панораму города, так как основные пассажирские прогулочные палубы на крупных круизных судах типа Monarh of the seas расположены на отметках от 25 до 42 м от уровня моря.
Таким образом, сохранены пространственно-визуальные связи зоны акватории Невской губы с Васильевским островом и далее с зоной исторической застройки центральной части города – «вид на город».Сохранены и визуальные связи и панорамные виды из городской застройки с акваторией – «вид из города».
Главное здание Морского вокзала сориентировано вдоль основного причального фронта и располагается на платформе на отметке +10,2 м от уровня моря. На платформе располагаются также стоянки такси и туристических автобусов, посадочные остановки муниципального транспорта, стоянки кратковременного хранения легковых автомобилей. Предусмотрена возможность транспортных связей с проектируемым Западным скоростным диаметром посредством устройства эстакад на отметке +10,2 м.
В комплексе зданий вокзала предусмотрены зона пограничного и таможенного досмотра автотранспорта и пассажирские терминалы с галереями и объединенной посадочной зоной ожидания.
Концепция градостроительного решения, предложенная нами, представляет застройку на намывных территориях Васильевского острова. Территория нового строительства составляет около 400 га, протяженность береговой линии – около 9,6 км.
Участок Морского вокзала занимает центральную часть этой территории и наиболее приближен к трассе автомагистрали и метро. По функциональному назначению окружающие вокзал территории можно разделить на 4 группы:
- жилые кварталы в периферийной зоне;
- административно-деловой центр и участок с жильем гостиничного типа;
- территории общественного назначения и многофункционального использования в буферной зоне;
- рекреационные парковые территории, объединяющие новую и существующую застройку в единую городскую среду, лучами выходящую к морскому побережью в зоне гостиницы «Прибалтийская» и вдоль реки Смоленки.
В проекте будут применены новейшие строительные и коммуникационные технологии. Для создания проекта будет сформирована команда специалистов из самых квалифицированных организаций двух столиц с привлечением иностранных компаний.


Новый пассажирский порт нужен Петербургу, как воздух. Ведь ежегодно из-за невозможности принять все круизные лайнеры город теряет огромные деньги. Вот и на нынешний год, как утверждает Александр Иванович Богун, все билеты на круизы уже проданы. А ведь год только начинается.
Туристическая инфраструктура – самый экологически чистый вид бизнеса. Благодаря удивительно красивому городу, который хотели бы увидеть миллионы людей со всего света, Санкт-Петербург мог бы ежегодно получать солидную прибавку в городской бюджет. Вот тогда хватило бы денег и на сохранение исторических памятников, и на благоустройство города, и на другие нужды.
Хорошо, что в деле реализации проекта Морского фасада «лед тронулся». Теперь дело – за проектировщиками и строителями.

Перейти к содержанию № 1(11) 2005

 

№ 1(11), 2005
Порты