Субстандартное судоходство – проблемы и пути их решения

В октябре 2002 года Российский морской регистр судоходства провел в Петербурге 5-й международный семинар «Субстандартное судоходство – проблемы и пути их решения через сотрудничество». Подвести итоги прошедшего мероприятия наш корреспондент попросил Генерального директора Российского Регистра Николая Алексеевича Решетова.

- По инициативе Регистра эти семинары проводятся уже в пятый раз, чем вызвана необходимость их проведения?

Деятельность Российского регистра направлена на обеспечение безопасности мореплавания и охрану окружающей среды. Но достичь этой цели можно только при объединении усилий всех членов мирового морского сообщества. Для выработки совместных мер по исключению субстандартного судоходства из сферы мирового мореплавания в 1998 году Российский Регистр начал проводить международные семинары. Основная идея семинаров - ознакомить российских судовладельцев с проблемами, возникающими при эксплуатации субстандартных судов, предоставить информациюо направлениях совершенствования международных и национальных законодательных документов. Проблемы эксплуатации субстандартных судов в последние годы весьма обострились. Внастоящее время около 10% судов мирового флота можно отнести к разряду субстандартных, представляющих реальную угрозу для безопасного мореплавания и окружающей среды. Эти суда, не в полной мере отвечающие нормам международных конвенций, имеют несоответствия в части судовых конструкций, оборудования, спасательных и противопожарных средств, недостаточной квалификации членов экипажа и т. п.

На наших семинарах мы пытаемся охватить все аспекты субстандартного судоходства. На предыдущих семинарах обсуждались проблемы задержаний судов, роль человеческого фактора в морских происшествиях, культура безопасности мореплавания, внедрение международных и национальных требований на судах.

- Кто принимал участие в семинаре и какие проблемы обсуждались на нем?

В семинаре приняли участие более 240 представителей судоходных компаний, Морских администраций России, Бельгии, Дании, Финляндии, Эстонии, Латвии, центров подготовки судового персонала, компаний из России, стран ближнего и дальнего зарубежья. На семинаре выступили представители Международной морской организации (IMO), Европейской Комиссии (ЕС), Балтийского и Международного морского совета (BIMCO), Международной ассоциации независимых владельцев танкеров (INTERTANKO), Международной ассоциации владельцев сухогрузных судов (INTERCARGO), Союза российских судовладельцев (СОРОСС), Береговой охраны США, Агентства морской безопасности и береговой охраны (Великобритания), Морской администрации Дании, Морской администрации Финляндии.

Ответственность и обязательства – важнейшие составляющие всей цепи безопасности на море, именно этим обусловлена тема семинара – «Звенья цепи безопасности – прозрачная ответственность и обязательства». Мы рассмотрели вопросы распределения ответственности за обеспечение безопасности мореплавания и защиту окружающей среды между различными членами морского сообщества (морскими администрациями, судоходными компаниями, классификационными обществами). Обеспечение безопасности на море – международная задача, разработкой соответствующих стандартов занимается ИМО, государства флага вводят их в свои национальные законодательства, судовладельцы обеспечивают их надлежащее выполнение на своих судах, классификационные общества сертифицируют суда на соответствие действующим международным и национальным стандартам. Но эта простая схеме на практике зачастую нарушается. Жесткие экономические условия и сильная конкуренция в морском бизнесе заставляют идти на нарушения закона. Погоня за прибылью становится важнее безопасности. Но на самом деле идеей обеспечения безопасности на судах должныбыть проникнуты все: от президента компании до рядового моряка. А это, в свою очередь, подразумевает участие специалистов по безопасности в разработке технической политики всей компании. Прозрачность – это прежде всего, открытость для сотрудничества и обмена информацией, ее доступность, честная и критичная самооценка. Прозрачность информации и свободный обмен ею, особенно по вопросам, касающимся эксплуатации и обслуживания судов, являются ключевыми звеньями создания прочной цепи безопасности. Опыт решения задач одних участников цепи безопасности поможет другим в их работе.

Вопросы обеспечения безопасности в мореплавании и распределение ответственности между его участниками были достаточно подробно изложены в выступлениях директора Департамента морской безопасности ИМО Е.Митропулоса и директора Департамента транспорта ЕС В.де Рейтера. Надеюсь, участие в семинаре позволило судовладельцам правильно осознать свою роль в выполнении требований международных норм и стандартов по безопасности на судах, а также поможет создать прозрачную систему ответственности и полномочий всех сотрудников в судоходной компании.

- Возвращаясь к общей теме всех семинаров – какие меры принимаются в мире для исключения субстандартных судов из сферы мирового мореплавания?

Конечная ответственность за существование субстандартного судоходства лежит на Государствах флага. Именно Государства флага несут ответственность за то, чтобы зарегистрированные у них суда соблюдали национальное и международное законодательство. Пока плавают субстандартные суда, мы рискуем жизнью людей и безопасностью морской среды. Главная задача морской общественности состоит в обеспечении всеобщего внедрения документов ИМО. Я полностью согласен с Томом Алленом, постоянным представителем Великобритании в ИМО, который в своем выступлении на семинаре призвал принять обязательный для всех стран документ, предусматривающий ответственность морских администраций за безопасность судов с их флагом и меры, которые должны принимать администрации в отношении субстандартных судов.

Особую тревогу вызывают государства «черных» флагов, их морские администрации достаточно спокойно относятся к контролю за техническим состоянием зарегистрированных у них судов и к нарушениям судовладельцами международных стандартов. В этих государствах «удобного» флага (Камбоджа и другие экзотические страны) зарегистрировано более 25% тоннажа мирового флота. В прошлом году Совет ИМО одобрил идею разработки механизма проверок государств флага. Основная цель проверок – улучшение работы государств флага, обеспечение внедрения конвенций ИМО по безопасности на море и охране окружающей среды. Директор Морской администрации Дании Й. Хансен в своем докладе сообщил, что Дания внесла предложение в ИМО по разработке Кодекса Государства флага. В нем определены роль и обязанности государства флага, сначала его предполагается ввести на добровольной основе, а затем он станет обязательным в виде новой Конвенции. Кодекс поможет значительно ограничить деятельность недобросовестных государств флага.

Я считаю, что к субстандартным судам необходимо применять жесткие меры вплоть до запрета их входа в порты. И в этом направлении работа ведется. Так, Европейский Союз недавно выпустил директиву, согласно которой судам, имеющим замечания портовых властей, будет запрещено заходить в порты ЕС.

Перейти к содержанию № 2(2) 2002

 

№ 2(2), 2002
Судоходство