Транстек-2002. Итоги

Пятая по счету Международная многоотраслевая транспортная выставка «Транстек» и в этот раз развивалась в двух ипостасях: выставка и конференция.

Выставка проводилась не по привычной отраслевой схеме. В рамках единой экспозиции были представлены предприятия различных видов транспорта, осуществляющие экспортно- импортные и транзитные перевозки, в том числе на Евро-Азиатстском направлении, на направлении «Север-Юг», по международным транспортным коридорам, а также предприятия, участвующие в развитии транспортной инфраструктуры, производители транспортных средств, государственные структуры, ответственные за формирование транспортной политики и регулирование транспортной отрасли, учреждения, осуществляющие научное обеспечение развития транспортного процесса, общественные организации и ассоциации транспортников.

Конференция проходила в виде пленарного заседания и последующей группы дополняющих один другой семинаров.

На базе выставки и конференции ТРАНСТЕК-2002 состоялся Общий Съезд Евро-Азиатского транспортного Союза, обсудивший актуальные вопросы подготовки и проведения планируемой в соответствии с Распоряжением Правительства РФ № 1316-Р 3-й Международной Евро-Азиатской Конференции по транспорту.

Участники выставки представляли одиннадцать стран, территориально: от Франции, Италии до Ирана и Казахстана. Участниками семинаров были ответственные лица, представлявшие отечественную индустрию транспорта – железнодорожного, автомобильного, воздушного, морского и речного.

Общая тема выставки-конференции была заявлена как «Транспорт и международный транзит – стратегический фактор XXI века».

Его величество транзит

Россияне, высокие политики и рядовые налогоплательщики, как известно, не устают сетовать на то, что чуть ли не единственным ресурсом умеренного благоденствия РФ продолжают оставаться утекающие из страны нефть и газ, относительно легко извлекаемый из отечественных недр, абсолютно ликвидный по нынешним временам, товар.

Сожаление обычно вызывает то, что названный ресурс не возобновляем. Не так важно, что геологи не ленятся открывать новые и новые месторождения, обнаруживать места залегания ценных ископаемых. Они же, не сегодня и не вчера еще, обозначили временные рамки принципиально возможного «благоденствия» нашей страны, земного шара в целом. Отчетливым при этом остается понимание того, что есть на свете нефть благородней и дешевле нашей. Приходится помнить и о том,что нефтегазовый ресурс до неприличия зависим от мировых цен на нефть и газ, что означает – от состояния мировой экономики, столь мало контролируемой нами.

Между тем, об этом говорилось много, той очевидной безысходности есть здоровая альтернатива, национальный ресурс, который не исчезнет ни сегодня, ни завтра, какого никогда не было и не будет ни у наших партнеров японцев и итальянцев, ни у наших коллег, норвежцев и англичан.

Ресурс этот – земные и водно-речные просторы России. Мысль о них всегда приводила в уныние потенциальных агрессоров. Факт их существования нередко губил недругов, осмелившихся реально посягнуть на наше «самое-самое». Но, грешно было бы не думать и об ином. Сколь ни важны в рассуждениях о необъятности нашей страны военнооборонные мотивы, столь же важны, и более того — сегодня, транспортно-экономические мотивы этой же темы.

Транзит – это именно то, что Россия обязана, с немалой выгодой для себя, обеспечивать нашим многочисленным соседям, активно торгующим транснациональным сообществам. Если малые соседи России способны во многом обеспечивать безбедное свое существование доходами от пропуска через свою территорию умеренных товарных потоков, проистекающих из глубин Российской Федерации, то почему же гигантские мы мешкаем с обустройством густой сети кратчайших путей, соединяющих Дальний Восток и Западную Европу, Ближний Восток и Скандинавию?

Темы, вопросы, проблемы

Тема международного транзита была сквозной для шести секций семинаров, намеченных к работе в рамках «Транстек’2002». Вместе взятые, они были призваны внести ясность в положение дел с проблемами шести категорий. Направленность работы каждой секции определенно высвечивалась предпосланными их работе темами.

Секция A. «Транзит – новая возможность торгово-экономического сотрудничества ‘Европа-Азия’». Ключевыми мотивами докладов этой секции были: согласование транспортной политики государств – участников СНГ; роль автомобильных дорог РФ; телекоммуникации и транспорт; внутренние водные пути Северо-Запада России; тарифная политика российских железных дорог; перспективы развития и особенности рынка морских транспортных услуг в Балтийском регионе.

Секция B. «Международные транспортные коридоры – как стимул консолидации и развития транспортной инфраструктуры регионов».Тема транспортных коридоров была представлена составляющими: роль и значение Евроазиатского транспортного союза; федеральная целевая программа «Модернизация транспортной системы России»; развитие транспортной инфраструктуры Арктической зоны России; компьютерное моделирование технологии транспортного планирования; транспортные коридоры «Юг-Север» и «Запад-Восток»; развитие деловой активности среднего бизнеса; международные автотранспортные коридоры на территории СПб и Ленинградской области; проект 2К «Калининград-Клайпеда»; «ЕвроКалининград» - новое направление сотрудничества.

Секция C. «Логистические грузораспределительные комплексы с товарообразующими центрами – основа транспортноэкспедиционного обслуживания доставки грузов».Базовыми темами докладов этой секции были: региональные транспортные логистические грузораспределительные комплексы; информационно- логистическое обеспечение транспортных маршрутов: транспортно-таможенные технологии; Московский транспортный узел; транспортная составляющая в конечной цене товара; операторы мультимодальных перевозок; электронное логистическое взаимодействие; правовое поле транспортной деятельности.

Секция D. «Международный транспортный комплекс Санкт-Петербурга и Ленинградской области и новые порты на Балтике – пути интеграции в мировую транспортную систему». Тема практического воплощения в жизнь положений Морской ДоктриныРоссии, российских портов, старых и новых, в различных вариантах фигурировала в докладах этой секции.

Секция E. «Железнодорожный транспорт в системе международных транспортных коридоров ‘Запад-Восток’ и ‘Север-Юг’ как фактор прорыва России и государств содружества в XXI век». Мотивы дискуссий этой секции: роль и место Октябрьской железной дороги; внедрение информационных управляющих систем; геоинформационная модель анализа грузовых потоков; экономико-математическая модель распределения перевозок; информационное обеспечение контейнерных перевозок; согласованный подвод грузов к морскому порту; система удаленного доступа к информации о нахождении грузов.

Секция F. Тема «Актуальные проблемы международных автомобильных перевозок» прорабатывалась по схеме конференции АСМАП - Ассоциации международных автомобильных перевозчиков.

Выставка, участники

Участниками собственно выставки «Транстек’2002» были предприятия, фирмы и структуры, представлявшие одиннадцать стран: Беларусь, Германия, Иран, Италия, Казахстан, Латвия, Литва, Россия, Украина, Франция, Эстония.

В числе 138 таких участников (данные по каталогу выставки, близкие к итоговым фактическим данным), подавляющее большинство составляли россияне: 114 участников, 82,6% от общего числа, что соответствовало задаче выставки по демонстрации возможностей и конкурентоспособности Российских транспортных организаций, осуществляющих перевозки через территорию Российской Федерации. (Количество участников, доля в процентах):

Украина 6 4.3
Германия 4 2.9
Казахстан 4 2.9
Латвия 3 2.2
Прочие страны 7 5.1

Отечественные участники представляли 20 российских городов: Брянск, Ванино, Владивосток, Вологда, Ильичевск, Иркутск, Казань Калининград, Курган, Москва, Навашино, Нижний Новгород, Новоалтайск, Новороссийск, Орел, Самара, С.-Петербург, Таганрог, Челябинск, Ярославль, т.е. основных Регионов, находящихся в зоне прохождения Российских участков Международных транспортных коридоров, как маршрутов, уже действующих и проектируемых для обслуживание Международного Евро-Азиатского Транзита. Доминировали столичные города, в которых развитие транспортной инфраструктуры в силу объективных обстоятельств идет опережающими темпами (количество участников, доля в процентах):

Санкт-Петербург 52 45,6
Москва 42 36,8
Прочие города 20 17,6

Разделение участников «Транстек’2002» по формам собственности предприятий, фирм и структур, представленных на ней практически демонстрировало возможность дальнейшего развития и совершенствования форм Государственно-Частного Партнерства \ГЧП\ участников транспортного рынка, направленного на единую задачу создания в России цивилизованного, интегрированного в международную транспортную систему и привлекательного для инвесторов рынка транспортных услуг , что уже реально осуществляется в практической работе ряда ведущих Общественных Организаций, Ассоциаций и Союзов транспорта, в том числе ЕвроАзиатского Транспортного Союза и находит поддержку в формировании концепции деятельности Государственных Органов, ответственных за вопросы транспортной политики и регулирования (количество участников, доля в процентах):

Коммерческие 114 82,6
Государственные 16 11,6
Общественные и пр. 8 5,8

Присматриваясь к тому, что можно было бы назвать направленностью деятельности участников «Транстек’2002», нельзя не отметить по своему любопытного факта: в целом, выставка, проходившая в морском С.-Петербурге, была скорее «сухопутной», нежели «морской». При всей условности принятого разделения, можно сказать, что сухопутный сектор (перевозки по суше, сюда же отнесен и воздушный транспорт) на выставке был представлен 105 участниками (76,1%). Морской и речной транспорт были представлен 33 участниками (23,9%), что соответствовало идеологии выставки о комплексном и систематизированном подходе к отражению возможностей транспортной отрасли в целом, так и роли С.Петербурга - места проведения выставок ТРАНСТЕК - не только как «Морской столицы», но и транспортного центра общероссийского значения и зоны нового экономического роста в Европе, что неоднократно подчеркивалось в докладах и выступлениях участников выставки и конференции.

Немного «анатомии»

Достаточно информативны данные по заявленным направлениям деятельности участников выставки, отражающие ее «анатомию». Хотя и здесь следует признать достатояно условным предлагаемое разделение. Следующие цифры, кажется, говорят сами за себя (количество участников по условным направлениям деятельности, доли в процентах:)

Услуги 40 29,0
Медиа 19 13,8
Строительство 13 9,4
Поставки 9 6,5
Производство 9 6,5
Изыскания и проектирование 8 5,8
Координация деятельности 8 5,8
Разработка и внедрение
(производство , поставки, ...)
7 5,1
Административный контроль 4 2,9
Научно-исследовательские работы 3 2,2
Страхование 2 1,4
Прочие виды деятельности 16 11,6

Не претендуя на право делать далеко идущие выводы, нельзя, наверное, пройти мимо частных выводов, очевидно следующих из приведенного выше.

Транспортная отрасль является, прежде всего, поставщиком услуг по перемещению и доставке товаров и грузов. Именно развитая, многовариантная и экономичная сеть транспортного сервиса и транспортной логистики является основным объектом, привлекающим грузовладельца и, соответственно, его средств, оплаченных за транспортные услуги. Участники выставки «ТРАНСТЕК», тяготеющие к оказанию услуг и производству поставок, составляли, суммарно, долю 44,2%.

В то же время успешно функционирующая транспортная отрасль, как современная сфера услуг, требует модернизации, развития и создания элементов и комплексов транспортной инфраструктуры, высокотехнологичного производства и системы эксплуатации транспортных средств и имеет в т.ч. и собственные материальные возможности для решения этих задач. По оценкам различных специалистов 1 рабочее место в транспортном комплексе в целом влечет за собой создание до 4-х рабочих мест в смежных отраслях, обслуживающих транспорт и грузопотоки. На выставке ТРАНСТЕК были представлены такие участники, которые готовые заниматься и реально занимаются созданием материальных ценностей (строительство, производство, изыскания и проектирование, разработка и …), хотя они и составляли и меньшую долю: 26,8%, что связано с тематикой выставки, ориентированной прежде всего на представление системы транзита и импортно-экспортных перевозок.

Не в полной мере, соответствующей имеющимся возможностям, (2,2%) на выставке была представлена фундаментальная и прикладная наука, хотя отрадным следует признать факт участия основных научных центров (Российская Академия наук, Российская Академия транспорта, Международная Академия транспорта, ПГУПС, СПбГУВК и др.), отвечающих за формирование стратегии транспортной отрасли и ее интеграцию с Международной транспортной системой и транспортными системами СНГ. К сожалению, большинство научных центров в настоящее время неспособны нести соответствующие расходы, часто производимая структурой интеллектуальная собственность не имеет отлаженного механизма финансирования производства и внедрения в сектор практического рынка. В любом случае такой факт не может радовать никого. По справедливым оценкам ряда научных специалистов «... научное обеспечение стратегии развития транспорта дорого, но его недооценка, в конечном счете, еще дороже».

Следует признать и тот факт, что страховые фирмы (только два состоявшихся участника: 1,4%) спокойно отнеслись к работе выставки, в числе направлений работы которой были насыщенные рисками виды деятельности: транспортное строительство, перевозки грузов, организация поставок, предоставление дорогостоящих услуг проектировщикам, строителям и транспортникам, при этом прозрачность, гарантированность, безопасность перевозок и гарантирующее их страхование всех возможных рисков является непременным условием грузовладельца. В тоже время страховые компании и связанные с ними банковские институты, работающие в области транспорта, объективно могут рассматриваться и как инвесторы в транспортный комплекс, хорошо знакомые с условиями и реальным положением дел в отрасли, что может обеспечить еще один источник кредитования и инвестирования в транспорт. Развитие данного направления следует считать перспективным для выставок ТРАНСТЕК.

В некотором роде показательны детали взаимоотношения участников «Транстек’2002» со стихией по имени Интернет (по материалам, опубликованным участниками в Каталоге выставки ТРАНСТЕК). Участники восьми из двенадцати выделенных выше групп обнародовали адреса своих web-представительств (количество обладателей, доля в процентах – в пределах группы):

Медиа 11 (из 19) 58
Разработка и … 4 (из 7) 57
Услуги 17 (из 40) 43
Производство 3 (из 9) 33
Изыскания и проектирование 2 (из 8) 25
Координация 2 (из 8) 25
Поставки 1 (из 9) 11
Строительство 1 (из 13) 8

Только-только разъехались гости «Транстек’2002», как пора уже готовиться к следующей, теперь уже шестой, выставке «Транстек’2003». Не через привычные два года, но с интервалом в один год соберутся представители не самой беспроблемной, интенсивно развивающейся отрасли – индустрии транспорта.

Перейти к содержанию № 2(2) 2002

 

№ 2(2), 2002
Технологии, книги, выставки