"Морской фасад" встречает гостей

В сентябре к новому терминалу Морского пассажирского порта «Морской фасад» на Васильевском острове, первый пусковой комплекс которого включает в себя два причала, здание круизного терминала и центр управления портом, пришвартуется первый океанский мега-лайнер. Строители рапортуют: порт готов встретить пассажирские кругосветки!

Предположительно это будет пассажирское судно вместимостью 2500 человек - с борта круизного лайнера на берега Северной столицы высадится десант почетных гостей и иностранных туристов.

"Морской фасад" - это крупнейший в Европе проект по созданию и развитию территорий в прибрежной зоне, призванный поддержать петербургский статус "морских ворот России". "Морской фасад" вырастает на берегу Финского залива, в 6 км от исторического центра города в западной части Васильевского острова. Именно здесь создаются новые территории Санкт-Петербурга.

Инициатором и девелопером проекта стала компания ООО "Управляющая компания "Морской фасад". Разработали и подготовили к реализации идею новых территорий и порта ГУ "НИПЦ Генплана СПб", ЗАО ГТ "Морстрой", ОАО "Ленморниипроект". Генподрядчиком строительства заслуженно выбрана сильнейшая строительная компания России ЗАО "Инжиниринговая корпорация "Трансстрой".

Проект "Морской фасад" - многоплановый и масштабный: это образование около 400 га (в кадастровых границах 476,7 га) новых территорий под строительство 4 млн. кв.м. коммерческой недвижимости и создание морского пассажирского порта (МПП). С точки зрения градостроительства вновь образованные территории имеют ряд преимуществ: они свободны от необходимости реконструкции; имеют продуманные инженерные решения и минимальные градостроительные ограничения. В то же время они лишены юридических обременений, что немаловажно для инвесторов. Безусловно, такой проект не мог стартовать без участия Правительства Санкт-Петербурга, ведь это не просто очередной градостроительный проект - это принципиально новый подход к решению земельных вопросов города.

Кроме того, проект "Морской фасад" реализуется в рамках частно-государственного партнерства - современной формы финансирования инфраструктурных объектов. Часть объемов работ выполняется за счет федерального бюджета РФ - это реконструкция фарватера, акватории, пункты пропуска и т.д., это объекты, имеющие, по сути, стратегическое значение для города. А коммерческая часть проекта - образование территории, строительство зданий и сооружений Морского вокзала - создается за счет частных инвестиций. На строительство причальных сооружений и береговых объектов МПП в 2006-2010 гг. ОАО "Пассажирский порт Санкт-Петербург "Морской фасад" потратит 6,147 млрд. руб., работы по углублению Петровского фарватера, строительство подходных путей и акватории обойдется в 8 млрд. руб. за счет федерального бюджета.

Согласно замыслу проектировщиков, МПП сможет принимать круизные и паромные суда длиной до 311 метров и осадкой до 9 метров. Всего будет построено семь причалов с общей длиной причальной стенки 2108 метров. В рамках первой очереди в 2008 г. будут введены в эксплуатацию два причала с сопутствующими береговыми сооружениями. Пропускная способность порта в полном развитии в сезонный период составит около 12 тыс. туристов в день (свыше 1,5 млн. пассажиров в год). Новый порт будет соответствовать всем существующим международным стандартам безопасности для пассажиров и судов.

О подготовительных работах ввода в эксплуатацию первого пускового комплекса морского пассажирского терминала рассказывает первый заместитель начальника Управления морских и речных сооружений "Морречстрой" ЗАО "Инжиниринговая корпорация "Трансстрой", руководитель проекта "Морской фасад" Сергей Борисович Польский:
- В рамках первого пускового комплекса МПП "Морской фасад" будут введены в эксплуатацию причалы №6 и №7, комплекс зданий морвокзала, к которому относятся пассажирский терминал и Центр управления портом (трехэтажное здание общей площадью порядка 1200 м2). Сегодня готовы к пуску все намеченные объекты первого пускового комплекса и инженерные системы обеспечения, построена дорожно-транспортная сеть, подключено освещение и выполнены работы по благоустройству территории. Подготовлены помещения для служб традиционно присутствующих в структуре терминалов - таможенных и пограничных постов.

До конца 2008 г. в плановом режиме планируется продолжить гидротехнические работы и строительство причалов. Сейчас ведутся работы по бетонированию причалов и закладке свайных оснований под пешеходные галереи и основание под рампу для швартовки судов типа Ро-Ро. Подрядчик по проектным работам - ОАО "Ленморниипроект".

Уже готовы причалы №4 и №5 (помимо 6 и 7, которые входят в первый пусковой комплекс). Выполнено южное берегоукрепление, причальная стенка - как обрамление искусственной территории. Закончились работы по дноуглублению Петровского фарватера длиной 8,6 км, подходных путей длиной 2,1 км и большей части акватории порта у причалов № 4-7. Дноуглубление подходных каналов и акватории морского пассажирского терминала ведется до отметок глубин минус 11.000 м и минус 10.700 м. Продолжается строительство причалов № 3, 2 и 1, а также северное берегоукрепление. Эти объемы мы закончим к весне.

Работы по строительству зданий и сооружений морского пассажирского вокзала выполнены в объеме 90%. Особо хочется сказать о здании пассажирского терминала. Это современное архитектурное строение с элементами выносных колонн на основе металлического каркаса, легкое и светлое за счет системы остекления и декоративных витражей. Отделка здания внутри выполнена новейшими технологическими материалами с применением алюминиевых деталей в декоре помещения, что создает динамичную атмосферу пространства терминала.

Нужно отметить, что проект "Морской фасад" очень разноплановый. В нем и создание территорий, и строительство зданий, и гидротехнические объекты - весь спектр строительных работ.

В июле 2006 г. мы впервые вышли на объект - перед нами была только вода Финского залива. И первым этапом работ стало образование территории. Мы начали работу со стороны моря - с забивки анкерного и лицевого шпунта, насыпи грунта. Свайное основание сегодня выполнено на 100%. Образование территории производилось с использованием технологии гидронамыва, экологически чистый песок добывался из морских месторождений. Уплотнение и консолидация грунта на острове велось в соответствии с проектом, технологическое укрепление грунта мы проводили в районе анкерной стенки. В Финском заливе в течение полугода работы был уже сформирован остов острова и структура его территории, одновременно мы строили дамбу и по ней дорогу со стороны Васильевского острова. Сегодня работы по образованию территорий ведет "Балтийская дноуглубительная компания".

Формирование территорий - это самая сложная и одновременно интересная задача проекта. Безусловно, проект создания такой искусственной площади уникален для России, и в силу этого у строителей в процессе ведения работ возникал ряд вопросов, ответы на которые не давала проектная документация. Поэтому строительство велось и ведется с научным сопровождением, институт ищет решения возникающих по ходу строительства проблем. Быть первыми непросто, но именно так нарабатывается опыт. Впрочем, в строительных проектах на любом объекте возникает множество задач, которые необходимо решить в кротчайшие сроки. Именно в таком режиме обычно находятся самые оптимальные инженерные подходы, которые потом заносят в учебники как типовые решения.

Строительство зданий порта и гидротехнических сооружений, конечно, не было для нас новинкой. В этом направлении у компании есть огромный опыт, и строительство портов различного назначения - одна из сильнейших сторон деятельности компании.

Мы гордимся объектом "Морской фасад" - это еще одна жемчужина в копилке реализованных объектов Трансстроя. Мы, без преувеличения, стали первопроходцами в реализации проекта такого масштаба и сложности. Теперь мы можем говорить о еще одном приобретенном значительном для всех российских строителей опыте - создание искусственных территорий. Уверен, что заказчик будет доволен выполненной нами работой и ее качеством, и наше сотрудничество продолжится.

А следующим этапом строительства для нас может и должен стать второй пусковой комплекс, в который входит ряд объемов, в том числе еще одно здание морского вокзала. Это будет отдельный тендер. Мы готовы в нем участвовать и уверены в том, что в наших силах его выполнить.

ЗАО "Инжиниринговая корпорация "Трансстрой"

Тел.: +7 (495) 777 7904
Факс: +7 (495) 777 7906
ing@transstroy.ru

Перейти к содержанию № 3(25) 2008

 

№ 3(25), 2008
Порты

Сергей Польский, руководитель проекта

Сергей Польский, руководитель проекта "Морской фасад"