Технологическое развитие судостроения

У российских судостроителей появилась реальная надежда на масштабное возрождение отрасли. Причем, в отличие от множества предыдущих попыток, эта предпринимается в правильной последовательности: государство решило вкладывать средства в научно-технические и проектные разработки. В марте 2008 года Правительство РФ утвердило Федеральную целевую программу "Развитие гражданской морской техники" на 2009-2016 гг. Около года ее разрабатывали Минпромэнерго и Федеральное агентство по промышленности РФ. Как отмечают эксперты, программа является фактически первым реальным инструментом "Стратегии развития судостроительной промышленности на период до 2020 года и на дальнейшую перспективу".

 

В марте 2008 года Правительство РФ утвердило Федеральную целевую программу «Развитие гражданской морской техники» на 2009-2016 гг. Около года ее разрабатывали Минпромэнерго и Федеральное агентство по промышленности РФ. Как отмечают эксперты, программа является фактически первым реальным инструментом «Стратегии развития судостроительной промышленности на период до 2020 года и на дальнейшую перспективу».

Согласно документу, в ближайшие восемь лет 136,4 млрд. руб. (из них 90,6 млрд. руб. из федерального бюджета) будет потрачено на разработку и закупку новых технологий. Предполагается, что ученые и конструкторы смогут предложить около 800 вновь разработанных технологий, в т.ч. треть из них должны соответствовать мировому уровню. Количество патентов и других документов, удостоверяющих новизну технологических решений, должно достигать 860-1040, в том числе закрепляющие права за Российской Федерацией - 580-700.

Судостроение - не просто наукоемкая отрасль промышленности. Научно-технические разработки всегда были тем локомотивом, который тянет за собой производство: без них долгий и затратный цикл создания морской техники может оказаться просто бессмысленным. В условиях жесткой конкуренции на мировом рынке успешно продавать можно только то, что будет востребовано через несколько лет. Ведущие проектно-конструкторские бюро зорко следят за тенденциями, чтобы не опоздать со своими предложениями.

В России же, где судостроение пережило жесточайший кризис, передовые разработки в более-менее приемлемых объемах применялись лишь в военном кораблестроении. В то же время рост экономики, повышение финансирования государственных программ требует увеличения и обновления флота морских и речных судов, специальной морской техники. И ее строят для России, но за границей: как отмечал министр промышленности и энергетики РФ Виктор Христенко, российские  верфи проигрывают зарубежным по трудоемкости и срокам строительства. Потребности отечественных грузоперевозчиков в подавляющем большинстве случаев (94,4%) удовлетворяются за счет зарубежных производителей судов и морской техники.

«Стратегия развития судостроительной промышленности», утвержденная в сентябре прошлого года, обозначает наиболее перспективные и востребованные в будущем виды морской техники. В первую очередь, это техника, необходимая для разведки и освоения шельфа северных морей, добычи и транспортировки углеводородов: крупнотоннажные суда усиленного ледового класса, ледоколы, научно-исследовательские суда, суда экологического и гидрологического контроля, а также новые типы промысловых судов для добычи и переработки морских биоресурсов и скоростных судов.

Цель и задачи программы «Развитие гражданской морской техники» как раз в том, чтобы обеспечить отечественных судостроителей соответствующими проектами и технологиями. Кроме того, необходимо создать опережающий научный задел (ведь развитие отрасли не должно остановиться через 12 лет; более того, уже сейчас прорабатывается «Стратегия...» на десятилетие до 2030 года). Средства будут направляться, в основном, на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - на них уйдет более 2/3 всего объема финансирования, главным образом, через систему государственных заказов Минтранса, Роспрома и Росморречфлота.


Но, поскольку российские институты и проектно-конструкторские бюро, за редким исключением, находились в довольно тяжелом материальном положении, свыше 26 млрд. рублей будет потрачено на их прямую поддержку в виде капвложений в строительство, реконструкцию и техническое перевооружение научно-экспериментальной и стендовой базы. В итоге доля обновленных и новых основных производственных фондов научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро отрасли должна достичь 72% (сейчас это 9,5%).

Модернизация научно-технической составляющей будет проходить на фоне общей реструктуризации отрасли. Поэтому она не ограничится обновлением основных фондов. Значительное внимание будет уделяться совершенствованию системы управления, кооперации между участниками судостроительного процесса, ликвидации структурных диспропорций. По замыслу разработчиков, в России должен быть создан мощный центр технологии судостроения и судоремонта. Скорее всего, он войдет в состав Объединенной судостроительной корпорации, однако будет выполнять разработки и в интересах частных компаний. Вообще, программа характеризуется достаточно явной маркетинговой направленностью: тесное взаимодействие научных и промышленных организаций с потенциальными заказчиками предусматривается не только на стадии формирования технических заданий, но и впоследствии при оценке использования разработанных технологий в реальных проектах.

«Государство не может и не должно уходить от решения стратегических задач, кроме него этого просто никто не сделает, - считает Яков Биндер, генеральный директор ОАО «Электромеханика» (разрабатывает силовые приводы для морских буровых платформ). - Поэтому долгосрочная программа, при всех ее возможных недостатках - это лучше, чем ничего. Что касается опасений некоторых экспертов относительно того, что интересы частных компаний могут пострадать, то мне кажется, что этого бояться не стоит. Те, кто выжил в годы экономического спада, кое-что собой представляют, а значит, будут себя уверенно чувствовать и в новой системе. Ну а тем, кто влачит жалкое существование, просто нечего терять».

Сама программа «Развитие гражданской морской техники» включает в себя семь направлений:

Освоение шельфа

Разработка технологий создания морской техники для освоения углеводородных ресурсов на шельфе, включая разведывательные и добывающие платформы, средства добычи и транспортировки углеводородов, обеспечение безопасности морской деятельности и снижения экологического воздействия на окружающую среду

Научный задел

Работы по технологиям гидродинамики морских и речных судов, обеспечения прочности и надежности конструкций морской техники, проведение испытаний, создание новых и специальных материалов как базы для реализации перспективных проектов создания  конкурентоспособной техники

Разработка концептуальных проектов морской техники

Выполнение работ по концептуальным проектам, определяющим перспективный облик гражданских судов и морской техники различного назначения

Судостроительное производство

Создание базовых производственных технологий строительства и ремонта морской техники, судового машиностроения, оборудования и приборостроения, сертификации производств и технологических процессов

Судовое приборостроение

Выполнение работ в области систем навигации, управления, гидроакустики, связи, радиолокации, ориентированных на использование новой электронной компонентной базы и системы технических решений

Судовое машиностроение и энергетика

Работы в области энергетических систем, использования атомных установок и электро-химических генераторов, газотурбинных двигателей, агрегатов и устройств электротехники, движения, обеспечения жизнедеятельност

Системные исследования морских технологий и рынков

работы, результаты которых позволят оценивать конъюнктуру мирового рынка, определять приоритетность номенклатуры судов и морской техники в модельном ряде российского судостроения


По каждому из разделов предусмотрено выполнение 20-30 работ. Этого достаточно, чтобы к 2016 году (сроку окончания программы) обеспечить проектами судостроительные предприятия и снять острейшую проблему нехватки морской техники, которая непременно возникнет при начале масштабной практической работы на шельфовых месторождениях, т.е. ориентировочно в 2015 году.

«Программа, конечно, амбициозная, но выполнимая, - уверен Виктор Тетюев, начальник отдела НИОКР ЦНИИ технологии судостроения. - Проблема не в ней, а в том, что будет дальше. Ведь наши судостроительные предприятия находятся в таком состоянии, что просто не смогут «вытянуть» эту программу. Без реконструкции и модернизации производств (а на нее, по нашим оценкам, необходимо 140-150 млрд. рублей), к 2016 году просто некому будет строить суда и платформы. Кроме того, до сих пор не решен вопрос с созданием российской верфи, способной выпускать суда водоизмещением свыше 80 тыс. тонн, а это принципиально для будущего отечественного флота».

Перейти к содержанию № 2(24) 2008

 

№ 2(24), 2008
Судостроение