Порт Усть-Луга: морские ворота России на Северо-Западе

Ольга Лоскутова

В июне 2008 г. ФГУП "Росморпорт" исполняется 5 лет. Один из его крупнейших филиалов - Усть-Лужский - в прошлом году стал лауреатом национальной общественной премии "Золотая колесница" в номинации "Лидер морского транспорта России".

Коллектив Усть-Лужского филиала успешно реализовал проект по строительству комбинированного многоцелевого грузопассажирского автомобильно-железнодорожного паромного комплекса в морском торговом порту Усть-Луга. Уникальный подъемно-переходный мост, безупречно работающий уже два года, принимает и обрабатывает суда типа Ro-Ro. Мостовая конструкция оснащена новейшим электронным оборудованием, позволяющим выдерживать практически ювелирную точность соединения паромов с берегом, – до 2 миллиметров. Когда подходит паром, мост опускается на такой уровень, чтобы соединиться с аппарелью парома, то есть сделать мостовое перекрытие.

Паромный комплекс был запущен в эксплуатацию летом 2006 г. По четкому графику – один судозаход в неделю – паромная переправа начала работать со второго полугодия прошлого года. Пока паром курсирует между портами Усть-Луга и Балтийск, связав каботажной линией Калининградскую область с основной территорией Российской Федерации. За один рейс он перевозит на своих трех палубах до 100 груженых железнодорожных вагонов, а также колесную технику – всего до 1900 погонных метров грузов.

Паромный комплекс в Усть-Луге оснащен железнодорожным выставочным парком из 16 путей протяженностью более 8 км, что позволяет разместить более 200 вагонов одновременно. Этого достаточно, чтобы принять в максимальном количестве вагоны, сошедшие с парома, а также подготовить под погрузку 100 вагонов.

Мощная инфраструктура и нарастающая востребованность паромных перевозок позволяет удвоить число судозаходов в Усть-Лугу. Первая очередь паромного комплекса может обеспечить перевалку от 800 тыс. тонн до 1 млн. тонн грузов в год. С вводом в строй в 2008 г. второй очереди мощность комплекса возрастет до 5,5 млн. тонн в год, из них железнодорожная составляющая достигнет 3,5 млн. тонн, автомобильная – 2 млн. тонн. Число судозаходов может быть увеличено до четырех в неделю при условии включения в работу еще одного парома.

Сейчас в порту продолжается интенсивное развитие береговой инфраструктуры паромного комплекса. Проложены инженерные сети водо- и электроснабжения. Продолжается строительство пункта пропуска через государственную границу. По инициативе Усть-Лужского филиала создана рабочая группа из представителей пограничной и таможенных служб, а также других контрольных органов, которая занимается согласованием проектно-сметной документации пункта и решает вопросы создания рабочих мест для этих структур. Уже в ближайшее время на паромном комплексе будут построены пункт углубленного досмотра железнодорожных вагонов, административно-бытовой блок для размещения сотрудников пограничной и таможенной служб, здание кинологической службы и хозяйственные сооружения. Завершение строительства объектов пункта пропуска позволит в полном объеме производить таможенное оформление грузов и транспортных средств. Как только пункт пропуска через государственную границу будет открыт, каботажная линия напрямую свяжет Усть-Лугу с портом Засниц в Германии.

Сейчас в порту начинается строительство объектов второго пускового комплекса, который будет обеспечивать работу автомобильной составляющей как в каботажном режиме, так и в режиме загранплавания.

Компания Усть-Луга выполнила свои обязательства по развитию инфраструктуры южного района порта, где находится терминал паромной переправы. Он полностью обеспечен железнодорожными и автомобильными подходами, электроснабжением, построен и южный железнодорожный парк для приема вагонов.

С бурным ростом портовых мощностей все более актуальными становятся и вопросы дноуглубления.

– Выполнены работы и приняты в эксплуатацию подходной канал, акватория угольного терминала и паромного комплекса, – говорит директор Усть-Лужского филиала ФГУП «Росморпорт» Константин Гончаров. – Сейчас проводится дноуглубление универсального перегрузочного комплекса, а также комплексов по перегрузке технической серы и наливных грузов. Глубина акватории этих терминалов будет увеличена с 14 метров до максимальной отметки в 16 метров, что достаточно для приема крупнотоннажных судов. Закончен капитальный ремонт подходного канала к устью реки Луга, что позволит обеспечить заход судов с осадкой не менее 5 метров. Планируется углубление и расширение морского подходного канала. Начинаются работы на контейнерном терминале, многопрофильном перегрузочном комплексе и акватории базы «Росморпорта».

Сейчас в порту продолжается строительство 18 специализированных перегрузочных комплексов. Некоторые из них успешно функционируют. С 2001 г. в порту работает угольный терминал, мощности которого постоянно растут. По словам директора по эксплуатации ОАО «Ростерминалуголь» Артура Седова, в прошлом году через перегрузочный комплекс было перевалено 6,4 млн. тонн угля, в этом году объемы возрастут еще на 100 тыс. тонн. В середине 2009 г. планируется ввести в действие строящуюся третью очередь угольного терминала. После 2010 г. пропускная способность комплекса возрастет до 12 млн. тонн в год.

Угольный терминал в порту Усть-Луга является одним из самых современных в мире. При больших объемах перевалки над ним – всегда чистое небо, так как применяемые технологии подавляют образование угольной пыли. Комплекс прекрасно оснащен: на нем установлены современные вагоноопрокидыватели, трансбордеры для быстрой перестановки высвобожденных вагонов, инфракрасные размораживатели угля для зимнего времени, а также высокопроизводительные судопогрузочные машины. Сегодня на угольном терминале можно обрабатывать до 350 вагонов в сутки, а при выходе на проектную мощность эта цифра удвоится.

В порту полным ходом идет строительство и контейнерного терминала, который должен стать крупнейшим в стране. Его проектная мощность – 3 млн. TEU в год, с возможностью расширения до 6 млн. TEU. Первую очередь терминала планируется ввести в эксплуатацию в марте 2009 г. Два причала общей длиной 440 м уже построены и в декабре прошлого года сданы заказчику. Они полностью готовы к работе, но для того, чтобы начать эксплуатировать терминал, требуется сделать еще немало.

– Терминал строится на основе государственно-частного партнерства, – говорит генеральный директор ОАО «Балтийский контейнерный терминал» Андрей Безсалов. – Государство в лице ФГУП «Росморпорт» отвечает за обустройство подходного канала и проведение дноуглубительных работ. Все остальные объекты строятся на частные инвестиции, которые в 2007 г. составили 1 млрд. рублей, а в этом году возрастут втрое. Для запуска первой очереди необходимо сделать грузовые площадки, обустроить тыловую территорию, подвести электричество. В декабре 2008 г. мы получим первый контейнерный перегружатель, в марте 2009 г. – второй, а затем – еще два. Первая очередь терминала будет принимать суда вместимостью до 2500 TEU. После ввода второй очереди с еще двумя причалами длиной 500 м и проведения дноуглубления до отметки минус 16,0 м мы сможем принимать большегрузные суда-контейнеровозы на 6000 TEU. Они могут совершать прямые океанские рейсы до берегов Китая и США. Предполагается до 15% обрабатываемых контейнеров перевозить именно такими судами, остальное – крупными фидерными судами из Европы вместимостью до 2500 – 4500 TEU, которые не в состоянии принимать Петербургский порт.

Ввод мощностей контейнерного терминала, являющегося стратегическим проектом Национальной контейнерной компании, будет происходить в три этапа. Вторую очередь планируется сдать в 2014 г., третью – в 2019 г. Общая длина причалов составит 1700 м, емкость склада – 78700 TEU. Инфраструктурные мощности терминала позволят поддерживать рост грузопотока контейнеров в Балтийском регионе. Начиная с 2009 г. порт Усть-Луга будет обрабатывать российские внешнеторговые грузы в контейнерах, которые сейчас проходят транзитом через терминалы Финляндии и Прибалтики.

Уже год в порту функционирует универсальный перегрузочный комплекс, недавно начал работать комплекс перегрузки технической серы. Год от года расчетная пропускная способность порта растет. Если в 2003 г. она составляла 300 тыс. тонн, то в 2006 г. – уже 3,7 млн. тонн, а в 2007 г. поднялась до 7 млн. тонн. К 2020 г. планируется увеличение грузооборота до 120 млн. тонн. В порту начато строительство комплекса наливных грузов, в стадии проектирования – комплекс по перевалке сжиженных газов. В скором времени состоится пуск первой очереди многопрофильного перегрузочного комплекса «Юг-2». К 2010 году в эксплуатацию будут введены еще 11 терминалов. По прогнозам экспертов, к этому времени грузооборот порта составит порядка 36 млн. тонн грузов.

В том, чтобы порт Усть-Луга как можно быстрее начал функционировать на полную мощность, заинтересованы и российские грузоотправители, и зарубежные партнеры. Перевалка грузов через терминалы порта может осуществляться по более выгодным тарифам, чем через таможни сопредельных государств. Водный же путь Усть-Луга – Балтийск – порты Германии окажется экономичнее и по сравнению с железнодорожными и автомобильными перевозками.

Однако для обеспечения нормальной работы порта необходимо развивать транспортные подходы к нему: строить вторую железнодорожную ветку от станции Лужская до станций Вейнмарн и Котлы, а также автомобильные дороги. Сейчас полным ходом идет строительство автодорог по направлениям Усть-Луга – Кингисепп с выходом на федеральную трассу Санкт-Петербург – Таллинн, а также Усть-Луга – Котлы – Керстово. В перспективе – строительство автомагистрали до Великого Новгорода с выходом на трассу Хельсинки – Санкт-Петербург – Москва.

Большой объем работ по подготовке к запуску в постоянную эксплуатацию паромной линии проведен и в порту Балтийск Калининградской области. Для обеспечения работы железнодорожного терминала построено более 2 км новых подъездных путей, обеспечивающих оптимальную разводку грузовых вагонов на паромный, угольный и нефтеналивной терминалы. Общий объем инвестиций ОАО «РЖД» в развитие станции Балтийск составил 34 млн. рублей.

Перейти к содержанию № 2(24) 2008

 

№ 2(24), 2008
Порты