R&M: От качества слагаемых сумма меняется

Компания «Р энд М Шип Текнолоджис Раша» появилась на российском рынке достроечных работ недавно, но сразу обратила на себя внимание. Компактная, активно продвигающая себя фирма предлагает довольно широкий спектр услуг, хотя и в узком сегменте. Такой подход нехарактерен для отечественного рынка, на котором традиционно «малыши» выполняют один-два вида работ, а комплексные решения остаются уделом больших организаций, как правило, действующих еще с советских времен. О том, как приживаются методы работы западных холдингов в России, корреспонденту «МБ» рассказали руководители ООО «Р энд М Шип Текнолоджис Раша».

Коммерческий директор Сергей Чижов (С.Ч.): – Во-первых, название «западный» не вполне корректно. В группу R&M Ship Tec входят не только компании, расположенные в Западной Европе и США, но и, например, в Румынии и Вьетнаме. Так что это полноценный транснациональный холдинг. Хотя исторически, действительно, все началось в Германии в 1878 г., а около двадцати лет назад компания R&M была перепрофилирована на проектирование и исполнение работ по отделке и оснащению судовых помещений. Благодаря применению т.н. клиентоориентированного подхода, компания быстро сумела заработать хорошую репутацию и базу заказов не только в гражданском, но и в военном судостроении, «пробиться» в которое весьма нелегко. Развивая успех, компания была преобразована в группу, учредив собственное дизайнерское подразделение, а впоследствии и создав сеть производств материалов и комплектующих R&M Marine Products. Таким образом, традиции холдинга имеют два мощных корня – школы немецких технологий и дизайна.

– Считается, однако, что иностранные методы работы не всегда применимы в нашей стране. Знаете, «что русскому здорово, то немцу смерть».

С.Ч. – Дело не в национальных традициях, а в развитии запросов потребителей. Мир стал глобален, и заказчику, по большому счету, все равно, кто и где будет строить судно. Тем более, что процесс судостроения давно интернационализирован. И российские заказчики не те, что были раньше. Они прекрасно понимают, что жилая среда судна – это среда обитания, и от ее качества зависят все процессы, происходящие на борту. Никто уже не хочет «переносить тяготы и лишения» судовой жизни, наоборот, владельцы судов стремятся повысить комфортность для экипажа и пассажиров. От нее, в конечном итоге, во многом зависит конкурентоспособность на рынке водных перевозок и морских работ. Здесь нам большую помощь оказала корпоративная идеология группы: быть «умной» компанией, постоянно совершенствующей работу и в части сервиса, и в части разработок новых изделий и конструкций. Может, это звучит несколько пафосно, но мы понимаем, что в любой точке мира – в США, в России, в Африке, R&M может обеспечить одинаково высокий уровень обслуживания и качество поставок. Клиент получает, что называется, индивидуальный пункт контакта, сотрудники учитывают их пожелания и требования и помогают найти оптимальное соотношение «цена – качество», за счет конструкторских разработок и местного производства максимально приближенных к заказчику.

– Но разве индивидуальное обслуживание не дороже серийного? Персональный дизайн квартиры или машины всегда значительно повышает ее цену!

Руководитель конструкторского отдела Глеб Померанец: – Слово «дизайн» в своем изначальном английском значении подразумевает не только оформление внешнего вида, но и само производство продукта. В этом смысле хороший дизайн – не только то, что красиво, но и то, что функционально, практично и недорого. На этом же кстати, основан скандинавский дизайн с его чистотой линий, функциональностью и органическими формами. Улучшение конструкции и технологии производства может значительно снизить себестоимость продукции и сократить время производства, то есть, тоже сэкономить.

Хороший пример такого подхода – применение модульных систем при строительстве судов. Сама по себе идея модулей не нова, но для ее внедрения в России должны были сложиться определенные условия: появиться современные проекты судов, организации, готовые прорабатывать соответствующие конструктивные решения, надежная логистика, квалифицированный персонал. Мы оказались готовы действовать в этих условиях, поэтому и сумели выиграть первый большой заказ и впервые в России применить систему модульной достройки – проектирование и строительство жилого модуля для морской ледостойкой стационарной платформы «Приразломная». Это уникальный проект для уникальных, очень суровых условий эксплуатации. Тем не менее, на нем успешно были применены модульные системы.

Еще один немаловажный аспект применения модульных элементов (кроме кают, это могут быть, например, санузлы, холодильные камеры и мобильные жилые контейнеры и т.п.) – стабильное качество материалов и оборудования внутри модуля. Ведь модули изготавливаются на заводах с контролем всех этапов производства, и значит, предотвращается возможность порчи материалов и оборудования в процессе сборки на борту. Ключевым моментом при этом является тесное сотрудничество проектантов, владельцев судов и верфей, а также поставщиков систем на как можно более ранней стадии. Для оптимального развития систем зашивки наряду с требованиями владельцев судов и классификационных обществ необходимо учитывать большое количество прочих компонентов, которые находятся в тесной взаимозависимости. В группе R&M постоянно ведутся разработки новых материалов, позволяющих делать модули легче, компактней, технологичней. Причем не только в зарубежных компаниях. На производственной площадке «Р энд М Шип Текнолоджис Раша» в России налажен выпуск санузлов облегченной конструкции. Нашим конструкторам за счет использования новых материалов и решений удалось уменьшить вес санузла по отношению к используемым в настоящее время на рынке системам более чем на 12%. И это при условии улучшенной стабильности и оптимальной надежности от протекания воды.

Но это еще не все. Данные санузлы могут быть использованы в восьми стандартных версиях как отдельные блоки или интегрированы в также изготовленные в Выборге модульные каюты. По нашей программа «Modul-in-Modul» мы можем определить для клиента и поставщика оптимальное соотношение «затраты – качество» при использовании кают средней величины общим количество более 30 штук на судно. Поскольку мы предлагаем заказчикам комплексные решения – то есть, помимо традиционных услуг по проектированию и конструкторским разработкам, поддержку в планировании помещений, развитии концепции и проектировании изоляции, расчета уровня шума, может быть достигнут значительный экономический эффект.

Но, разумеется, применение модульных элементов требует очень точного взаимодействия с генподрядчиком, а также с другими участниками строительства, отвечающими за электрику, кондиционирование, трубопроводы, окраску и т.д.

– То есть применение стандартных элементов не исключает индивидуального подхода?

Руководитель проекта Анатолий Шестаков: – Разумеется. Компании нашей группы при помощи модульных элементов создавали высококачественные системы внутренней отделки для элитных яхт и пассажирских и других судов, а там заказчики весьма капризные. Для клиентоориентированной компании важно учитывать, с одной стороны, пожелания заказчика, с другой – требования законодательства и актуальные тенденции в мировом судостроении. Все судостроители работают над тем, чтобы сделать суда легче, надежнее, безопаснее, экономичней. Упор при этом делается, прежде всего, на оптимизацию форм корпуса и силовых установок, а также на развитие инноваций во внутренней отделке. И следовательно, наши инженеры, конструкторы, менеджеры по работе с клиентами должны быть компетентными во всех этих вопросах. Сейчас, например, мы ведем работу по внедрению не содержащей галогена и не воспламеняющейся системы изоляции, изначально применявшейся в Германии для подводных лодок. Наши оригинальные панели для монтажа стен и подволоков класса противопожарной защиты B15 имеют вес всего 12,5 кг/м2. Причем мы надеемся, что будем расширять и производство материалов в России.

– Насколько все эти новые технологии сочетаются с реалиями российского судостроения – как по части проектных работ, так и работ на верфях?

А.Ш. – Мы не сталкивались с какими-либо проблемами. По крайней мере, на тех проектах, на которых нам довелось работать. К тому же – я хотел бы это подчеркнуть – сотрудники «Р энд М Шип Текнолоджис Раша» – это наши соотечественники, в основном выпускники «Корабелки», имеющие опыт работы на российских предприятиях. Конечно, они прошли серьезный отбор и подготовку, регулярно стажируются и учатся на предприятиях группы за рубежом. Но все равно, по сути мы российская фирма, хорошо понимающая особенности российского рынка и заказчика.

Российское судостроение находится на этапе начала активного развития, и учиться работать качественнее и эффективнее нужно всем: и проектно-конструкторским бюро и судостроительным заводам, и субподрядчикам в области достроечных работ. Нам тоже есть куда расти, мы это понимаем и к этому стремимся.



Беседовал Константин Шолмов

R&M Ship Technologies GmbH

Schellerdamm 22-24; 21079 Hamburg

Телефон: +49 40 75 24 44-0

E-mail: germany@rm-group.com

Перейти к содержанию № 1(35) 2011

 

№ 1(35), 2011
Судостроение