Разработка альтернативных конструкций пожарной безопасности при внутренней отделке судов

Пожарная безопасность легких корабельных конструкций приобретает все большее значение именно в строительстве специализированных, пассажирских судов и мегаяхт. Пожары являются причиной десяти процентов всех смертельных случаев на море и занимают третье место в списке страховых возмещений вследствие катастроф на море, после посадок на мель и столкновений.

Чтобы минимизировать случаи возникновения и развития пожаров, Международная морская организация (ИМО) разработала правила пожарной безопасности для торговых судов в рамках Международной конвенции по охране человеческой жизни на море (СОЛАС). В июле 1998 года ИМО ввела Кодекс применения процедур испытаний на огнестойкость (FTP Code). Он содержит свод методов испытаний на пожаробезопасность деталей и материалов, применяемых на судах. В основе кодекса лежат методы огневых испытаний, разработанные Международной организацией по стандартизации (ИСО) и включающие испытания на негорючесть, огнестойкость, возгораемость, распространение пламени, дымообразование, токсичность деталей и материалов, а также специальных изделий, таких как текстильные материалы, мягкая мебель и кровати.

Центральный технический отдел компании R&M в течение последних несколько лет успешно занимается разработкой решений и концепций, в которых помимо использования стандартных судовых панелей класса горючести от B0 до A60 учитываются требования применения легких конструкций. Легкие материалы в судостроении завоевывают все большую популярность, поскольку позволяют снизить расходы на топливо и повысить устойчивость судна. Недостатком данных материалов является их пониженная огнестойкость, по сравнению со стандартными решениями из сэндвич-панелей. Поэтому разработка легкой конструкции требует инженерного решения по противопожарной защите, чтобы обеспечить уровень пожаробезопасности, сравнимый с традиционными материалами.

В рамках отдельных положений СОЛАС допускается использование неметаллических строительных материалов, если они являются огнезадерживающими. Это означает, что данные материалы должны выдержать комплексные испытания на живучесть в условиях крупного пожара в соответствии со стандартом ИСО 9705, с учетом строгих требований к теплоотдаче и дымообразованию.
И если раньше изготовление огнестойких конструкций класса A60 с применением композитных, алюминиевых или древесных материалов было де-факто невозможным, то сегодня данная задача технически разрешима. Необходимая для этого концепция изоляции и противопожарной защиты включает в себя использование новых изоляционных материалов. Окончательной сертификации конструкции предшествуют соответствующие испытания на пожаробезопасность, проводимые одним из институтов пожарной безопасности, имеющим международную аккредитацию. Чтобы избежать дополнительных расходов и рисков получить отрицательный результат на испытаниях, все конструкции и материалы сначала подвергаются испытаниям на пожаробезопасность в собственной лаборатории R&M, где моделируется широкий спектр условий.


Схема 1: Испытания по нормативным температурным показателям пожарной безопасности A60 70 мм ISOVER Ultimate MPN66 на алюминиевой сандвич-панели «Metawell»

Однако для достижения оптимального соотношения технически возможных конструкций и минимальных затрат на строительство требуется тесная кооперация и сотрудничество между конструкторами судна, инвесторами, судостроительным заводом и органом по сертификации. На первый взгляд излишние, дополнительные затраты на материалы и конструкции могут быстро превратиться для заказчика в выгодные вложения, если, помимо пожарной безопасности, принимать в расчет такие факторы, как снижение массы, звукоизоляцию и декор.

В то время как в яхтостроении альтернативные противопожарные решения стали уже почти стандартом и все больше вытесняют классические панели, растет объем применения легких составных конструкций из алюминия и в нашей области.

В качестве примера безопасного использования панелей в зоне повышенных требований пожарной безопасности A60 может рассматриваться панельная система R&M M1000. Она соответствует всем требованиям пассивной пожарной безопасности, предъявляемым в соответствии с классом A60. Данная система представляет собой облегченную конструкцию из сандвич-панелей, которые могут использоваться вместо обычных изолирующих конструкций на стальном каркасе. Лицевая сторона покрыта пленкой ПВХ и обладает отличными декоративными качествами. Совместное использование с эластичными конструкциями полов фирмы R&M, которые выполняются из алюминия и обладают хорошими виброгасящими свойствами, позволяет снизить вес конструкции прежде всего на верхних палубах (мостик, верхний спардек), для которых данный вопрос критичен.

R&M Ship Technologies GmbH

Schellerdamm 22-24; 21079 Hamburg

Телефон: +49 40 75 24 44-0

E-mail: germany@rm-group.com

Перейти к содержанию № 2(36) 2011

 

№ 2(36), 2011
Судостроение

Испытательная печь для контроля материалов R&M

Испытательная печь для контроля материалов R&M

Подготовка к испытанию по нормативным показателям пожарной безопасности B15 алюминиевой легкой панели R&M (до испытания)

Подготовка к испытанию по нормативным показателям пожарной безопасности B15 алюминиевой легкой панели R&M (до испытания)

(после испытания)

(после испытания)

Конструкция переборки A60 с использованием панели R&M M1000

Конструкция переборки A60 с использованием панели R&M M1000

Виброэластичный алюминиевый пол в комбинации с конструкцией A60

Виброэластичный алюминиевый пол в комбинации с конструкцией A60